г. Чита |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А58-4435/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2022 года по делу N А58-4435/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН 1061435006808, ИНН 1435167945) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2022 N 136-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (далее - заявитель, общество, управляющая компания или ООО УК "ЖКХ Губинский") обратилось к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - административный орган, Управление Гостройжилнадзор по РС(Я) или Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2022 N 136-Ж о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управляющая компания обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, по доводам, изложенным в жалобе.
По мнению управляющей компании, сумма штрафа является для неё значительной, носит неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта.
Управление Гостройжилнадзор по РС(Я) в представленном отзыве на апелляционную жалобу, считает её доводы необоснованными. Учитывая социальную значимость рассматриваемого вопроса, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также причинения вреда имуществу, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, определения об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление Гостройжилнадзор по РС(Я) представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.04.2022 за вх. N 175851643 в Управление Гостройжилнадзор по РС(Я) поступило заявление от гражданина, проживающего в квартире 416, дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Северная, 6 на протечку с крыши, залив стены и потолка с приложением фотоматериала.
22.04.2022 главный специалист отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управление Гостройжилнадзор по РС(Я), рассмотрев обращение гражданина, вынес мотивированное представление о принятии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО УК "ЖКХ Губинский" в виде внеплановой выездной проверки в рамках лицензионного контроля.
22.04.2022 заместителем руководителя Управление Гостройжилнадзор по РС(Я) принято решение о проведении внеплановой проверки N 01-09-786-22 на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле) в связи с поступившими сведениями об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, изложенным в обращении гражданина вх. N 175851643 от 10.04.2022, содержащим сведения о течах с кровли в квартире N 416 в многоквартирном доме по адресу: Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Северная, 6.
22.04.2022 заместителем руководителя Управление Гостройжилнадзор по РС(Я) в адрес Прокуратуры Республики Саха (Якутия) направлено заявление о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО УК "ЖКХ Губинский".
25.04.2022 заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) принято решение N Исорг-73-2685-22/-20980001 о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия N 1422094140001944348 в отношении ООО УК "ЖКХ Губинский".
26.04.2022 ООО УК ЖКХ Губинский за вх. 51492 вручено уведомление 08-04-530-22 о проведении внеплановой/выездной/документарной проверки на основании решения от 22.04.2022 01-09-786-22 с целью проверки фактов нарушения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Северная, д.6 изложенных в обращении от 10.04.2022 вх. 175851643 и проведении 28.04.2022 в 11-30 час. визуального обследования жилых помещений и мест общего пользования.
28.04.2022 главным специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Гостройжилнадзор по РС(Я), составлен протокол осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Северная, д. 6, в котором отражено - осмотр произведен в присутствии представителя управляющей компании Дмитриева М.М. по доверенности от 10.01.2022, в ходе осмотра установлено:
- дом каменный, 3-х подъездный, 6-ти этажный, год ввода в эксплуатацию 1986, крыша плоская с покрытием из рулонного материала;
- квартира N 416 находится в 1-м подъезде на 5 этаже;
- на момент проверки в квартире N 416 в общей комнате в месте сопряжения наружной и межквартирной стен и чердачного перекрытия имеются следы намокания (желто-коричневые пятна) с отслоением отделочного слоя стен (обои);
- в ходе визуального осмотра крыши над квартирой N 416 обнаружены локальные участки повреждения рулонного материала в виде отслоения от основания, растрескивания и расслоения в швах; к протоколу осмотра приложен фотоматериал.
04.05.2022 по результатам проведенной проверки главным специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Гостройжилнадзор по РС(Я) составлен акт выездной проверки N 08-01-375-22-Л, в котором отражено: выездная проверка проведена в период с 11-30 час. 28.04.2022 по 12-00 час. 04.05.2022 по месту: г. Якутск, ул. Северная, 6 в отношении ООО УК "ЖКХ Губинский"; дом каменный, 3-х подъездный, 6-ти этажный, год ввода в эксплуатацию 1986, крыша плоская с покрытием из рулонного материала; квартира N 416 находится в 1-м подъезде на 5 этаже; на момент проверки в квартире N 416 в общей комнате в месте сопряжения наружной и межквартирной стен и чердачного перекрытия имеются следы намокания (желто-коричневые пятна) с отслоением отделочного слоя стен (обои), образовавшиеся вследствие течей с кровли; в ходе визуального осмотра крыши над квартирой N 416 обнаружены локальные участки повреждения рулонного материала в виде отслоения от основания, растрескивания и расслоения в швах, что является нарушением абзацев 1, 2 пункта 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003; абзацев 1, 3 пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
04.05.2022 ООО УК "ЖКХ Губинский" по результатам проведения внеплановой проверки Управлением Гостройжилнадзор по РС(Я) выдано предписание от 04.05.2022 N 08-02-145-22-Л, которым управляющей компании предписано в срок до 27.05.2022:
- обеспечить исправное состоянии конструкции кровли и защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли над квартирой N 416;
- провести работы по ремонту кровельного покрытия над квартирой.
04.05.2022 ООО УК "ЖКХ Губинский" за вх. N 5/497 вручено уведомление от 04.05.2022 N 08-04-548-22 о составлении протокола об административном правонарушении на 06.05.2022 в 17-00 час. по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, 8, каб. 420.
06.05.2022 главным специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Гостройжилнадзор по РС(Я) Тузик В.А. составлен протокол об административном правонарушении N 08-07-173-22, в котором зафиксировано, что ООО УК "ЖКХ Губинский" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Северная, 6 на основании договора управления многоквартирным домом от 22.03.2017 N 5.10/232 с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), абзацев "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, квалифицированные по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии представителя общества Дмитриева М.М. по доверенности от 10.01.2022.
12.05.2022 Управлением Гостройжилнадзор по РС(Я) вынесено определение N 127 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.05.2022 в 15 часов 00 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, дом 8, кабинет 427.
Определение направлено обществу электронной связью и получено им 16.05.2022 за вх. N 5/504.
19.05.2022 состоялось рассмотрение материала об административном правонарушении в отношении ООО УК "ЖКХ Губинский" при участии представителя общества Иванова А.А. по доверенности от 08.02.2022, который представил акт от 12.05.2022 о проведении работ по ремонту кровли, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
23.05.2022 заместителем руководителя Управления Гостройжилнадзор по РС(Я) Корниловым П.В. вынесено постановление N 136-Ж о признании виновным ООО УК "ЖКХ Губинский" в совершении правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с учетом положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
ООО УК "ЖКХ Губинский", не согласившись с постановлением от 23.05.2022 N 136-Ж, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.55 КоАП РФ, пунктов 4.3.4, 4.1.9 Положения об Управлении Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" и пунктом 6, 1.1.2 приказа Управления Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия) от 30.04.2019 N 67 "О внесении изменений в приказ от 11.02.2019 N 32 "Об утверждении Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и Перечня должностных лиц Управления, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях", протокол и оспариваемое постановление составлены уполномоченными должностными лицами в пределах полномочий.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные при осуществлении подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдать установленные законодательством требования.
Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 3 Положения о лицензировании).
Деятельность по управлению многоквартирными домами согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 3 Постановления Правительство Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение N 1110) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ являются лицензионными требованиями по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирным домом в силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на основании части 1.1 статьи 161 ЖК РФ должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5)
Деятельность по управлению многоквартирным домом в силу части 2 статьи 192 ЖК РФ это выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании N 1110).
Из пункта 3 Положения о лицензировании N 1110 следует, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией в соответствии с частью 2,3 статьи 161 ЖК РФ она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
ООО УК "ЖКХ Губинский" имеет лицензию от 06.04.2015 N 014-000002 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами бессрочно на территории Республики Саха (Якутия).
Следовательно, с момента получения обществом лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании N 1110.
Общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Якутск, ул. Северная, д. 6, на основании договора управления многоквартирным домом от 10 22.03.2017 N 5.10/232, значит общество, как управляющая организация, обязано соблюдать лицензионные требования.
В ходе проверки, проведенной административным органом в отношении управляющей компании, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом, на основании обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Якутск, Северная, дом 6, кв. 416, установлено, что управляющей организацией допущена протечка кровли над квартирой ввиду неисправного состояния конструкции крови крыши (обнаружены повреждения рулонного материала кровли виде растрескивания, отслоения от основания и расслоения в швах).
Оспариваемым постановлением управляющей компании вменены нарушения абзацев 1, 2 пункта 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 (далее - Правила N 170) от 27.09.2003; абзацев 1, 3 пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со статьей 39 ЖК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 170 определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Так, Правилами N 170 предусмотрено:
организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования (п. 46.1.1);
следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях:
- деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов);
- железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.);
- в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя);
- в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке);
- в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев);
- мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (4.6.1.2).
Пунктом 7 Минимального перечня услуг и работ предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек, относится выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока.
Факт нарушения обществом вышеуказанных требований нормативных правовых актов подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе:
- протоколом осмотра от 28.04.2022,
- актом выездной проверки от 04.05.2022 N 08-01-375-22-л,
- фотоматериалом,
- протоколом об административном правонарушении от 06.05.2022 N 08-07-173-22 и не оспаривается обществом.
Таким образом, обществом нарушен подпункт "а" пункта 3 Положения о лицензировании N 1110, нарушение которого содержит признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица.
Принятие обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений материалы дела не содержат.
Доказательства невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела доказательствами в полном объеме подтверждено, что у общества как лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ административным органом не пропущен.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, не имеется.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным и считается оконченным с момента нарушения соответствующих требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Однако, общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ постановлениями от 31.01.2022 N 37-Ж, от 18.02.2022 N 59-Ж, соответственно правонарушение не является впервые совершенным.
Кроме того, с учетом примечания 1 к статье 14.1.3 КоАП РФ не имеется оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, поскольку в силу части 4 указанной статьи положения статьи 4.1.2 не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В рассматриваемом случае, управляющей компании назначено наказание, с учетом характера и последствий правонарушения, степени вины, с учетом конкретных обстоятельств дела и положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный орган счел возможным снизить административный штраф ниже низшего предела санкции статьи закона до 125 000 рублей.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2022 года по делу N А58-4435/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4435/2022
Истец: ООО Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)