г. Вологда |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А66-3588/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2022 года по делу N А66-3588/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд 4062-й Проектируемый, дом 6, строение 25; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 22.12.2021 N 5581/ОГ-21.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2022 года оспариваемое предписание признано недействительным, с управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб., обществу возвращено 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Инспекция с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Считает оспариваемое предписание соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в адрес инспекции 22.09.2021 поступило обращение пользователей помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Мусоргского, д. 28 (далее - МКД), по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по энергоснабжению на общедомовые нужды (далее также ОДН).
С целью рассмотрения данного обращения на основании распоряжения от 24.11.2021 N 5581/ОГ-21 инспекцией в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт от 22.12.2021 N 5581/2/ОГ-21.
Согласно акту инспекцией выявлено нарушение заявителем пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете потребителям МКД размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН за период январь - октябрь 2021 года.
Ввиду выявленного нарушения инспекцией обществу выдано предписание от 22.12.2021 N 5581/ОГ-21, которым заявителю предписано в срок до 05.04.2022 осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, потребителям, проживающим в МКД, за январь - октябрь 2021 года в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Как установлено инспекцией в ходе проверки, собственниками помещений МКД принято решение о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом с 01.06.2019 (протокол общего собрания собственников от 29.04.2019 N 42).
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров (часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Судом первой инстанции установлено, что исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для МКД является общество, что заявителем не опровергается.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 в редакции, действовавшей в спорный период, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в случаях, установленных пунктом 40 Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
В соответствии с пунктом 10 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
*,
где:
* - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации
Формула 12 приложения N 2 к Правилам N 354, определяющая приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, предусматривает применение значения объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, уменьшенного на объем коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях данного МКД.
Таким образом, указанные положения предусматривают в данном случае распределение всего объема ОДН на потребителей, расчет объема коммунального ресурса, предоставленного на ОДН, напрямую зависит от объема коммунального ресурса, потребленного собственниками жилых и нежилых помещений в МКД. При этом Правилами N 354 не установлено запрета учитывать произведенный перерасчет индивидуального потребления при расчете объема потребления соответствующего ресурса на ОДН.
Основанием вынесения оспариваемого предписания послужили выводы инспекции о неверном определении обществом объема потребленной электрической энергии по ряду жилых помещений в МКД, что привело, с точки зрения апеллянта, к неверному определению объема данного ресурса, потребленного на ОДН, предъявленного за спорные периоды.
Как установлено инспекцией, по квартирам 13 и 15 МКД собственники на протяжении определенных периодов времени не передавали показания индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ), в связи с чем расчет объема потребленной электрической энергии производился в соответствии с пунктом 59 Правил N 354.
После получения в марте 2021 года показаний ИПУ по данным жилым помещениям заявителем произведен перерасчет (уменьшение) ранее начисленного объема и платы за коммунальную услугу по фактическим показаниям.
Объем определенного таким образом потребления соответствующих помещений в МКД учтен обществом при расчете объема электрической энергии, потребленной на ОДН в соответствующих периодах.
Аналогичная ситуация имела место в апреле 2021 года по квартире 22, в мае 2021 года по квартире 31, в июне 2021 года по квартирам 13, 18, 31а, в июле 2021 года по квартирам 15, 22 и 31.
Инспекция полагает, что перерасчет ввиду внесения потребителями фактических показаний Правилами N 354 не предусмотрен, а потребление в вышеназванных квартирах за указанные месяцы следует принимать равным нулю.
Вместе с тем пунктом 31 названных Правил установлена обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Исходя из пункта 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Иного механизма перерасчета объема потребленного коммунального ресурса применительно к рассматриваемой ситуации Правила N 354 не предусматривают.
Безусловная обязанность исполнителя по истечении периода применения пункта 59 Правил и передачи потребителем показаний ИПУ проводить проверку достоверности переданных показаний Правилами N 354 не установлена, отсутствие такой проверки не освобождает исполнителя от обязанности принимать переданные потребителем показания ИПУ и учитывать их в расчетах.
Наличие обязанности проведения проверки исходя из периода непредставления показаний приборов учета, установленного пунктом 84 Правил N 354, инспекцией не выявлено.
Нарушение обществом периодичности проведения проверок достоверности показаний приборов учета (пункт 83 Правил N 354) в акте проверки инспекцией также не установлено.
Исходя из положений пункта 61 Правил объем электроэнергии, определенный по разнице показаний прибора учета должен считаться потребленным в течение того расчетного периода, в котором показания прибора учета установлены.
Доказательств, что учтенные обществом при расчете объема электрической энергии, потребленной на ОДН, значения объема потребления данного ресурса в жилых и нежилых помещениях МКД не соответствуют действительности, инспекцией не представлено и таких обстоятельств в ходе проведенной инспекцией проверки не установлено.
Суд первой инстанции заключил, что оснований сомневаться в достоверности переданных потребителями показаний ИПУ у общества не имелось. Иного апеллянтом не доказано.
Как верно отметил суд первой инстанции, применение до проведения проверки достоверности переданных потребителем показаний ИПУ в расчетах объема потребления, равного нулю, Правилами N 354 не предусмотрено.
Таким образом, в данной части выводы инспекции правильно признаны судом необоснованными.
В обоснование использования в отношении квартир 25 и 34 объема потребления электрической энергии по нормативу инспекция в акте проверки сослалась исключительно на наличие в данных квартирах по одному проживающему.
Вместе с тем указанное обстоятельство опровергается материалами дела, на основании которых судом первой инстанции установлено, что в названных помещениях МКД никто не проживает и не зарегистрирован. Данные обстоятельства апеллянт не опровергает.
Ссылки инспекции в апелляционной жалобе на начисление платы исходя из количества собственников помещений не могут быть приняты, поскольку в ходе проверки количество собственников названных помещений не устанавливалось.
Также в представленных инспекцией материалах проверки не усматривается выяснения ответчиком факта наличия подключения названных квартир к электроснабжению (в частности принимая во внимание наличие в МКД квартир, отключенных от электроснабжения), наличия (отсутствия) приборов учета в названных квартирах МКД, передачи показаний таких приборов учета.
Ввиду изложенного установленные инспекцией в ходе проверки обстоятельства не являются достаточными для достоверного вывода о наличии оснований применения в отношении квартир 25, 34 норматива потребления электрической энергии в размере 95 кВтч.
Поскольку соответствующие обстоятельства не были исследованы в ходе проверки и соответственно не были положены в основу оспариваемого предписания, их установление в ходе судебного разбирательство было бы фактически направлено на восполнение неполноты и пробелов проведенной в отношении общества проверки, что является недопустимым в силу положений статей 65, 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что обязанность общества по перерасчету платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, потребителям, проживающим в МКД, инспекцией достаточными доказательствами не подтверждена и нормами права не обоснована.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил о наличии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований общества.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие инспекции с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 июня 2022 года по делу N А66-3588/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3588/2022
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области