г. Киров |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А28-13140/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Овечкиной Е.А., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Шишкина В.А. по доверенности от 30.12.2021,
представителя ответчика - Добрыниной Е.В. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Петра"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.09.2022 по делу N А28-13140/2021
по иску ООО "Петра" (ИНН: 4345382830, ОГРН: 1144345007510)
к Администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области (ИНН: 4312001663, ОГРН: 1034313500594),
третьи лица: Администрация Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области; РСТ Кировской области; ООО "Сельская теплоснабжающая компания",
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Петра" (далее - истец, ООО "Петра") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 717 636 рублей 00 копеек, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по возврату инвестированного капитала, превышающего установленный концессионным соглашением объем средств.
Ответчик иск не признал.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены региональная служба по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области), Администрация Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области, ООО "Сельская теплоснабжающая компания".
РСТ Кировской области представило отзыв, поддерживает позицию ответчика, исковые требования считает не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо ООО "Сельская теплоснабжающая компания" поддержало иск.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
ООО "Петра" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, т.к. основано на неправильном применении условий концессионного соглашения, противоречит нормам материального права и не является обоснованным.
Заявитель указывает на то, что в период исполнения концессионного соглашения им были понесены затраты на модернизацию объекта концессии, которые в размере, превышающем установленный соглашением предельный размер затрат, возмещаемых за счет тарифов на соответствующие услуги, подлежат возмещению ответчиком по правилам об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации; ГК РФ).
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что обязательства ответчика по концессионному соглашению были исполнены; истец же, напротив, нарушил условия соглашения; нарушение принципа эквивалентности спорных возмездных отношений не установлены, в связи с чем основания для применения норм главы 60 ГК РФ не имеется.
Прочие лица участвующие в деле отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено в виде электронного документа и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.09.2015 между Администрацией Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (концедент) и ООО "Петра" (концессионер) заключено концессионное соглашение N 1 (далее - Соглашение).
По условиям Соглашения концессионер обязуется за свой счет реконструировать и модернизировать имущество газовой котельной с. Кстинино Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области, состав и описание которого приведены в разделе 2 Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии в с. Кстинино на территории Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района, с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить объект Соглашения концессионеру на 5 лет.
Объект Соглашения - здание газовой котельной; состав иного имущества: водопровод к котельной, канализация от котельной, общекотельное оборудование, линия к трансформаторной подстанции N 405, трубопровод до теплотрассы.
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения концессионер обязан за свой счет реконструировать и модернизировать объект Соглашения в сроки, указанные в разделе 9.
Согласно пункту 4.2 перечень, создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта Соглашения, устанавливается по согласованию сторон ежегодно до окончания отопительного сезона, вплоть до завершения полной реконструкции объекта Соглашения, и определяется приложением N 2 к Соглашению.
Предельный размер расходов на создание и реконструкцию объекта Соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером, равен 200 000 рублей в год.
Концессионер обязан обеспечить за свой счет изготовление проектной документации, необходимой для реконструкции объекта Соглашения (пункт 4.5).
Объем средств, направляемых концессионером на реконструкцию объекта Соглашения, будет составлять не менее 200,000 руб. в год (пункт 4.11).
В соответствии с пунктом 4.12 объемы и срок финансового участия концессионера устанавливаются в пунктах 4.13 и 4.19 Соглашения, по результатам проведения конкурса на право заключения настоящего Соглашения.
Согласно пункту 4.13 Соглашения ежегодно, до окончания отопительного сезона (вплоть до полного выполнения всех мероприятий по реконструкции), стороны обязуются согласовать размер финансирования, мероприятия по реконструкции объекта Соглашения в соответствии с проектно-сметной документацией.
Концессионер обязан осуществить инвестиции в создание и реконструкцию объекта Соглашения в объемах и сроки, указанные в приложении N 6 к Соглашению, в соответствии с инвестиционными программами концессионера на срок, утвержденный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере, регулирования цен (тарифов) (пункт 4.18 Соглашения).
Как установлено в приложении N 6, размер расходов на создание и (или) реконструкцию объектов концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения - 200 000 руб. Сумма может быть увеличена на 10-15% в зависимости от детального изучения технического состояния объекта концессионного соглашения.
В силу пункта 4.19 Соглашения, объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях создания и реконструкции объекта Соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера на 5 лет и указываются в приложении N 6. При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, который концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит. При прекращении действия Соглашения концедент обеспечивает возврат концессионеру инвестированного капитала в течение 1 года, за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов на товары (работы, услуги) организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В пункте 6.2 Соглашения установлено, что концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения, за исключением случаев, когда указанные действия осуществляются концедентом в соответствии с условиями настоящего соглашения.
Срок использования (эксплуатации) концессионером объекта Соглашения - с 04.09.2015 по 03.09.2020 (пункт 9.4 Соглашения).
Концессионная плата не устанавливается в соответствии с подпунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в связи с оказанием концессионером услуг по регулируемым ценам (тарифам).
Государственная регистрация Соглашения произведена 21.09.2015 (регистрационная запись N 43-43/001-43/016/320/2015-2215/1).
23.05.2016 истец обратился к концеденту за согласованием мероприятий по модернизации, а именно: покупку котла КСВа-2.0Гн в счет выполнения п. 4.21 Соглашения о замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым (за счет средств концессионера); проведение оценочных, монтажно-демонтажных, утилизационных работ, связанных с заменой изношенного оборудования на новое; покупку необходимых для функционирования оборудования материалов, составных частей котла, вспомогательного оборудования.
19.06.2017 истец обратился к ответчику с заявкой на согласование следующих мероприятий по модернизации: модернизация/замена станции хим.подготовки, модернизация/замена подпиточной системы газовой котельной, привлечение к выполнению работ по созданию и реконструкции газовой котельной третьих лиц и заключение субконцессионного соглашения.
26.12.2019 истец обратился к ответчику с заявкой на согласование следующих мероприятий по модернизации: покупку насоса NB 65-160/173 (за счет средств концессионера); проведение оценочных, монтажно-демонтажных работ, связанных с заменой изношенного оборудования на новое.
Указанные заявки концедентом согласованы.
26.05.2016 между ООО "ПромТорг" (поставщик) и истцом (покупатель) подписан договор N 45/16 на поставку: котла по цене 652 000 руб. и горелки по цене 308 000 руб. Общая стоимость договора с учетом стоимости автоуслуг составляет 940 400 рублей.
19.08.2016 между ООО "Рубеж" (подрядчик) и истцом (заказчик) подписан договор подряда от 19.08.2016 N 24-М16 на выполнение работ по демонтажу и монтажу котла с горелкой и проведению последующих пуско-наладочных работ в котельной заказчика, находящейся по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с. Кстинино. Согласованная стоимость работ по договору составляет 347 651 рубль 00 копеек.
01.09.2016 между ООО "Рубеж" (подрядчик) и истцом (заказчик) подписан договор подряда N 26-М16 на выполнение работ по организации проведения технического обследования котельного оборудования (водогрейных котлов) и оборудования водоподготовки котельной заказчика, находящейся по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с. Кстинино, ул. Профсоюзная, д. 8А. Объем и стоимость работ, согласованные сторонами составляют 125 000 рублей.
20.01.2020 между истцом (заказчик) и ООО "Сельская Теплоснабжающая компания" (исполнитель) подписан договор подряда N 17-СТК2020 на выполнение работ по замене насоса в газовой котельной с. Кстинино. Общая сумма по договору составляет 304 585 рублей.
18.04.2018 объект концессионного соглашения передан в пользовании ООО "СТК" на основании субконцессионного соглашения N 1. Акт приема-передачи имущества подписан 18.04.20218.
Дополнительным соглашением от 01.06.2020 к Соглашению произведена замена концедента на Администрацию Кирово-Чепецкого района.
Дополнительным соглашением стороны Соглашения согласовали Приложение N 2 "Технико-экономические показатели, технической состояние, стоимость объекта после реконструкции".
В приложении N 2 к Соглашению в редакции дополнительного соглашения от 01.06.2020 сторонами определен следующий перечень мероприятий по реконструкции: замена участков устаревших и изношенных трубопроводов, с использованием новейших материалов (труб, фурнитуры, изоляции), замена котлов, газовых горелок, насосов, проведение мероприятий, связанных с реорганизацией труда промышленной безопасностью, организация мероприятий по обеспечению мероприятий противопожарной безопасности, обеспечение рабочей документацией согласно нормативных актов и ФЗ, сохранение действующего коллектива и обучение рабочего персонала, с проверкой знаний в области эксплуатации газовой котельной. Планируемое увеличение стоимости объекта концессионного соглашения на 5 лет составляет 1 000 000 рублей.
Соглашение прекращено за истечением срока действия.
01.07.2021 истец направил ответчику претензию с требованием произвести возврат инвестированного капитала, не учтенного при установлении тарифов, в размере 717 636 рублей 00 копеек ((940400+347651+125000+304585) - 1 000 000), а впоследствии - обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно руководствовался при разрешении спора условиями концессионного соглашения и нормами законодательства, регулирующего спорные отношения, т.к. в силу статьи 1103 ГК РФ правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения могут быть применены в рассматриваемом случае только в субсидиарном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В пункте 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закон N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В целях названного Федерального закона N 115-ФЗ к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Аналогичное регулирование предусмотрено в части 1 статьи 28.1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении)
Таким образом, по общему правилу, обязанность по осуществлению ремонта (капитального и текущего), а также необходимой по условиям соглашения реконструкции несет концессионер, расходы которого подлежат возмещению на основаниях и в порядке, установленных соглашением сторон.
В данном случае согласно пункту 6.2 концессионного соглашения на концессионере лежит обязанность поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на его содержания. Пунктом 4.2, приложением N 6 определено предельное значение расходов концессионера на реконструкцию объекта концессионного соглашения, что составляет 200 000 руб. в год, а всего на весь период действия Соглашения в размере 1 000 000 рублей.
В силу пункта 4.19 концессионного соглашения объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях создания и реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера на 5 лет.
В нарушение условий соглашения истец инвестиционную программу не утвердил, на что указывает в своем отзыве РСТ Кировской области. При этом на запрос суда РСТ Кировской области пояснило (от 08.07.2022 N 1476-66-01-13), что решением правления РСТ Кировской области от 19.03.2019 N 7/6-тэ-2019 установлены тарифы на тепловую энергию для ООО "СТК" с 19.03.2019 по 31.12.2022. При расчете указанных тарифов на тепловую энергию для ООО "СТК" учтены расходы, связанные с осуществлением регулируемой деятельности с использованием имущества, переданного в пользовании по субконцессионному соглашению с ООО "ПетрА" от 18.04.2018 N 1, что отражено в заключении экспертной группы.
Суд первой инстанции принял во внимание доводы истца о том, что капитальный ремонт переданного оборудования соотносится с обязанностями концессионера по модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием.
Однако суд верно отметил, что в данном случае объем финансового участия концессионера по модернизации и реконструкции объекта Соглашения, не предусматривающего при этом выплату концессионером концеденту какой-либо платы за использование имущества, ограничен предельным размером. В отсутствие утвержденной в установленной законом порядке инвестиционной программы или иного на то соглашения сторон расходы в части, превышающей указанную сумму (717 636 рублей 00 копеек), относятся в расходам концессионера, понесенным в порядке пункта 6.2 концессионного соглашения.
Вопреки доводам истца, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2021 N 303-ЭС21-21556 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации принято при рассмотрении иного по характеру спора и не содержит правовых позиций, которые были бы обязательны при рассмотрении настоящего дела; судебный акт по делу N А57-8034/2013 принят по спору, связанному с существенным нарушением условий концессионного соглашения концедентом, т.е. при иных обстоятельствах.
С учетом изложенного суд законно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.09.2022 по делу N А28-13140/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Петра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Е.А. Овечкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13140/2021
Истец: ООО "Петра"
Ответчик: Администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области
Третье лицо: Администрация Кстининского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области, ООО "Сельская теплоснабжающая компания", РСТ Кировской области, Воробьев Константин Эдуардович, Иванова Светлана Николаевна, УМВД России по Кировской области