г. Владивосток |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А51-6143/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни,
апелляционное производство N 05АП-6607/2022
на решение от 01.09.2022
судьи Е.И.Андросовой
по делу N А51-6143/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адженс" (ИНН 5075034782, ОГРН 1075075001473)
к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
о признании незаконными и отмене решений ДАПП Полтавка; о запрете на ввоз товаров, отраженных в актах:
- акт N 1 от 27.01.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно - санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Невзгодовой А.Э.,
- акт N 2 от 28.01.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно - санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Салмановой Р.М.;
- акт N 3 от 31.01.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Горубновой О.А.;
- акт N 4 от 28.01.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Вороной Д.В.;
- акт N 5 от 09.02.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Русаковой А.И.;
- акт N 6 от 26.02.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Каппушевой А.А.; 2 А51-6143/2022
- акт N 7 от 26.02.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Идрисовой А.Г.,
при участии:
от Уссурийской таможни - Войтенко А.В по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022,служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 2099юф-0514),
от общества с ограниченной ответственностью "Адженс" - Миненко Д.С. по доверенности от 28.03.2022, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 43653),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Адженс" (далее - общество, заявитель, ООО "Адженс") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Уссурийской таможни (далее - таможня, таможенный орган) о запрете на ввоз товаров, отраженных в следующих документах:
- акт N 1 от 27.01.2022 о нарушении Единых ветеринарно - санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Невзгодовой А.Э.,
- акт N 2 от 28.01.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно - санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Салмановой Р.М.;
- акт N 3 от 31.01.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Горубновой О.А.;
- акт N 4 от 28.01.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Вороной Д.В.;
- акт N 5 от 09.02.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Русаковой А.И.;
- акт N 6 от 26.02.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Каппушевой А.А.;
- акт N 7 от 26.02.2022 г. о нарушении Единых ветеринарно- санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, составлен ведущим инспектором ОСТП т/п ДАПП Полтавка Идрисовой А.Г.
Решением суда от 01.09.2022 решения Уссурийской таможни о запрете на ввоз товаров, отраженных в актах о нарушении Единых ветеринарно - санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору: N 1 от 27.01.2022, N 2 от 28.01.2022, N 3 от 31.01.2022, N 4 от 28.01.2022 г, N 5 от 09.02.2022, N 6 от 26.02.2022, N 7 от 26.02.2022 признаны незаконными как не соответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Также суд взыскал с Уссурийской таможни в пользу ООО "Адженс" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 21 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Уссурийская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 01.09.2022, таможня просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Адженс". В обоснование доводов апелляционной жалобы таможня настаивает, что на этапе прибытия товаров общество обязано предоставлять документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, следовательно, оспариваемые решения приняты таможней при наличии правовых оснований и не нарушают права общества.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "Адженс", являясь компанией-грузоперевозчиком, осуществляло перевозки груза "ветеринарные препараты" по маршруту Китай - Монголия (получатель Mongolia V.E.T. Net NGO (Монголия) на двух транспортных средствах:
- т/с гос. peг. знак H523XOE750RUS/EO303750RUS по накладной CMR N 523 от 18.01.2022
- на т/с гос. peг. знак Y863BP790RUS/EM373350RUS по накладной CMR N 863 от 18.01.2022.
В период с 27.01.2022 по 26.02.2022 с целью транзита указанного груза через территорию ЕАЭС по маршруту перевозки указанные транспортные средства прибыли из Китая на таможенный пост ДАПП Полтавка Уссурийской таможни в период.
При совершении таможенных операций и при проверке документов, представленных таможенному органу представителем перевозчика ООО "Адженс", таможенным органом выявлено, что общество не предоставило документы и сведения, подтверждающие регистрацию уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС ветеринарных лекарственных препаратов, перемещающихся в данной товарной партии.
В связи с непредставлением обществом документов и сведений, подтверждающих регистрацию уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС ветеринарных лекарственных препаратов, таможенным органом приняты решения о запрете ввоза товаров, формализованные в актах о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров N 1 от 27.01.2022, N 2 от 28.01.2022, N 3 от 31.01.2022, N 4 от 28.01.2022, N 5 от 09.02.2022, N 6 от 26.02.2022, N 7 от 26.02.2022, и составлены акты о возврате груза.
Не согласившись с решениями таможни, выраженными в указанных актах о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров N 1 от 27.01.2022, N 2 от 28.01.2022, N 3 от 31.01.2022, N 4 от 28.01.2022, N 5 от 09.02.2022, N 6 от 26.02.2022, N 7 от 26.02.2022, ООО "Адженс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможенного органа и в отзыве общества на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу таможни - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными оспариваемые решения таможни, пришел к выводу о наличии совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ. Апелляционный суд соглашается с данной позицией суда первой инстанции и не принимает доводы апелляционной жалобы таможни в силу следующего.
Как установлено пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1 статьи 7 ТК ЕАЭС).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
При этом указанные документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Исходя из буквального толкования правовых норм в их совокупности и взаимосвязи, на Декларанта возлагается правовая обязанность по прохождению санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и других видов государственного контроля (надзора) декларируемых товаров. Товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 501 утверждены Правила осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Правила N 501).
Данные правила определяют порядок осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границ) Российской Федерации, в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и случаев, когда проводится досмотр товаров, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение N317).
Пунктом 4 Правил N 501 установлено, что ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза.
При этом пунктом 5 Правил N 501 определено, что Транзит через таможенную территорию Евразийского экономического союза животных и сырья животного происхождения осуществляется на основании разрешения на транзит, выданного уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации должностным лицом в области ветеринарии.
Решением N 317 утверждены "Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" (далее - Перечень) и " Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза " (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2. Положения требования настоящего Положения применяются в отношении товаров, указанных в Перечне, в том числе из группы 30 "Фармацевтическая продукция (для применения в ветеринарии)".
Пунктом 3.13 Положения установлено, что стороны взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии. При этом ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории Таможенного союза осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами сторон.
Как следует из материалов дела, общество осуществляло на двух транспортных средствах транзитные перевозки груза "ветеринарные препараты" по маршруту Китай - Монголия через территорию ЕАЭС.
На таможенный пост ДАПП Полтавка Уссурийской таможни обществом таможенному органу были представлены документы, подтверждающие качество и безопасность товара, а именно: ветеринарные сертификаты N 221000004991281001 и N 221000004997722001, и сертификаты анализа, выданные заводом-изготовителем.
В отношении перевозимого товара обществом осуществлено предварительное таможенное декларирование в соответствии со статьёй 114 ТК ЕАЭС, то есть общество подавало электронные транзитные декларации, зарегистрированные таможенным органом: 10716030/250122/0001106 от 22.01.2022, 10716030/250122/0001102 от 25.01.2022 10716030/080222/0001554 от 07.02.2022, 10716030/080222/0001556 от 07.02.2022, 10716030/250222/0002288 от 24.02.2022, 10716030/250222/0002289 от 24.02.2022. В 3-й подразделе графы 1 указанных ТД указан признак "ТР", что указывает на транзитный характер перевозки, в графе 15 - страна отправления (Китай), графа 17 - страна назначения (Монголия).
Таможенный орган, указав на непредставление обществом документов и сведений, подтверждающих регистрацию уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС ветеринарных лекарственных препаратов, принял решения о запрете ввоза товаров, формализованные в актах о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров N 1 от 27.01.2022, N 2 от 28.01.2022, N 3 от 31.01.2022, N 4 от 28.01.2022, N 5 от 09.02.2022, N 6 от 26.02.2022, N 7 от 26.02.2022, что обоснованно расценено судом первой инстанции как нарушение прав и законных интересов общества, а вынесенные решения признаны несоответствующими ТК ЕАЭС.
Апелляционный суд соглашается с позицией общества, поддержанной судом первой инстанции о том, что Решением N 317 установлено требование о регистрации лишь в отношении лекарственных средств и кормовых добавок, ввозимых для применения в ветеринарии на таможенной территории Союза- что в рассматриваем случае неприменимо, поскольку, как указывалось выше, обществом осуществлялись транзитные перевозки через Российскую Федерацию из Китая в Монголию, и груз не предназначался для применения на таможенной территории ЕАЭС.
Согласно пункту 7.1 Положения транзит через таможенную территорию Союза животных и сырья животного происхождения осуществляется по разрешению на транзит, выданному государством-членом, через пункт пропуска которой предполагается пересечение таможенной границы Союза при ввозе. В разрешении указывается маршрут следования.
Транзит других видов подконтрольных товаров осуществляется без разрешений уполномоченных органов государств-членов.
Из положений данных норм следует, что для транзита через ЕАЭС перевозимого обществом товара, не предназначенного для применения на территории ЕАЭС, в соответствии с Решением N 317 никаких регистрационных удостоверений и/или разрешений органов стран-членов ЕАЭС не требуется. Более того, Решением N 317 не предусмотрена возможность требования таможенными органами стран-членов ЕАЭС каких-либо иных, не указанных в Решении, документов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае осуществлялся ввоз подконтрольных препаратов не для применения в ветеринарии на таможенного территории ЕАЭС, а для транзита через территорию ЕАЭС, что прямо следует из товаросопроводительных документов, предоставленных таможенному органу. В отношении подконтрольных товаров, ввозимых с данной целью, необходимость регистрации не предусмотрена.
При изложенных обстоятельствах решения Уссурийской таможни о запрете на ввоз товаров, отраженных в актах о нарушении Единых ветеринарно - санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору: N 1 от 27.01.2022, N 2 от 28.01.2022, N 3 от 31.01.2022, N 4 от 28.01.2022, N 5 от 09.02.2022, N 6 от 26.02.2022, N 7 от 26.02.2022 являются незаконными, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.09.2022 по делу N А51-6143/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6143/2022
Истец: ООО "АДЖЕНС"
Ответчик: УССУРИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ