г. Томск |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А45-17810/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-8932/2022) на решение от 01.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17810/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Наумова Т.А.)
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Серебренниковская, дом 19/1, ОГРН 1025402470389, ИНН 5406103101)
к Новосибирской городской организации ветеранов (пенсионеров) торговли и общественного питания (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 65, квартира 75, ОГРН 1025400002550, ИНН 5406130803)
о взыскании ущерба в сумме 10 998 рублей 32 копеек,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с Новосибирской городской организации ветеранов (пенсионеров) торговли и общественного питания (далее - Организация) убытков в сумме 10 998 рублей 32 копеек, возникших в связи с непредставлением в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 01.09.2022 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 26.1, 28 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), статьи 8.1, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), указывает, что решение о выплате страховой пенсии сформировалось 01.02.2021 в связи с технической ошибкой, а перерасчет пенсии производился 19.03.2021, доказательством проведения перерасчета пенсии и принятия решения о выплате сумм страховой пенсии в марте 2021 года является наличие в решении от 01.02.2021 указаний на доплату страховой пенсии за январь, февраль, март 2021 года, а также факт того, что выплатной документ о выплате пенсии был передан в организацию доставки пенсии 30.03.2021; излишняя выплата пенсии Денисовой А.В. является прямым следствием несвоевременного представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета; Пенсионным фондом предприняты все меры, установленные законом по проверке факта работы пенсионера.
Организацией отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 26.10.2021 Организацией представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2021 года на 1 (одно) застрахованное лицо, то есть с нарушением установленного законом срока, что подтверждается отметкой специалиста Пенсионного фонда о получении сведений, распиской о приеме документов.
Не получив от Организации в установленный срок сведения в отношении одного застрахованного лица как о работающем пенсионере, Пенсионный фонд 01.02.2021 вынес решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с установлением ежемесячной выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты в сумме 16 823 рубля 46 копеек с января 2021 года.
В соответствии с представленной в материалы дела историей выплат, выплаты производились Пенсионным фондом с 30.03.2022 за период с 01.01.2021 по 30.11.2021.
По результатам проверки представленных Организацией сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года, Пенсионным фондом выявлена излишняя выплата пенсии за период с 01.01.2021 по 30.11.2021, составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 14.12.2021 N 353.
Согласно расчету Пенсионного фонда, общая сумма излишне начисленной и выплаченной пенсии составила 10 998 рублей 32 копейки.
Пенсионный фонд направил в адрес Организации претензию от 17.05.2022 с предложением в добровольном порядке в десятидневный срок момента получения претензии возместить ущерб, причиненный несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета.
Поскольку требования претензии оставлены Организацией без удовлетворения, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, статей 26.1, 28 Федерального закона N 400-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Организации и причиненным ущербом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсии.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона N 167-Ф), статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Организация является страхователем в сфере обязательного пенсионного страховании и обязана предоставлять индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Обязанность органов Пенсионного фонда осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, определена в статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру спорной суммы пенсии Пенсионным фондом указано на непредставление Организацией сведений о работающем у него застрахованном лице за январь 2021 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Как подтверждается материалами дела, Организацией в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за январь 2021 года тип формы "исходная", в которых содержались сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении спорного застрахованного лица как о работающем пенсионере, были представлены 26.10.2021, то есть с нарушением установленного Федеральным законом N 27-ФЗ срока (15.02.2021).
Пенсионный фонд, полагая факт увольнения работника по состоянию на январь 2021 года установленным, решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) вынес 01.02.2021, то есть ранее установленного законом срока предоставления Организацией сведений по форме СЗВ-М в отношении работающего пенсионера за отчетный период январь 2021 года.
Довод Пенсионного фонда о том, что решение о выплате страховой пенсии сформировалось 01.02.2021 в связи с технической ошибкой, а перерасчет пенсии производился 19.03.2021, доказательством проведения перерасчета пенсии и принятия решения о выплате сумм страховой пенсии в марте 2021 года является наличие в решении от 01.02.2021 указаний на доплату страховой пенсии за январь, февраль, март 2021 года, а также факт того, что выплатной документ о выплате пенсии был передан в организацию доставки пенсии 30.03.2021, не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение.
Наличие в решении Пенсионного фонда от 01.02.2021 разделов с указанием доплат страховой пенсии за январь, февраль, март 2021 года, передача выплатного документа 30.03.2021, не противоречат требованиям пунктов 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
Из материалов, на которые указывает Пенсионный фонд, не представляется возможным установить факт принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии позднее 01.02.2021.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Денисова А.В. является руководителем страхователя, являлась единственным сотрудником в январе 2021 года, отчет не был представлен своевременно в полном объеме, а не только в отношении конкретного лица (Денисовой А.В.), в ЕГРЮЛ данные о смене руководителя не вносились, в связи с чем, факт увольнения Денисовой А.В. не является подтвержденным.
Из вышеизложенного следует, что Пенсионный фонд, располагая указанными сведениями до принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) и осуществления спорных выплат, мог и был обязан проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица либо непредставление сведений.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ и Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и в зависимости от этого принимать решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Между тем, Пенсионный фонд, действия, предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, не выполнил; сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, находящегося на пенсионном обеспечении, не воспользовался; дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) и последующих выплат положил исключительно факт непредставления Организацией в установленный срок отчетности по форме СЗВ-М за январь 2021 года в отношении спорного застрахованного лица.
Кроме того, выплаты производились по ноябрь 2021 года включительно, тогда как Пенсионный фонд располагал сведениями по форме СЗВ-М "исходная" за май 2021 года представлены Организацией 11.06.2021, за июнь 2021 года "исходная" - 11.06.2021, за июль 2021 года "исходная" - 10.08.2021, за август 2021 года "исходная" - 10.08.2021, за сентябрь 2021 года "исходная" - 13.10.2021, за октябрь 2021 года "исходная" - 09.11.2021, за ноябрь 2021 года "исходная" - 09.11.2021, в которых содержались сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении спорного застрахованного лица как о работающем пенсионере.
Пенсионный фонд, располагая указанными выше сведениями перед вынесением распоряжения о перерасчете размера пенсии от 30.06.2021 N 210000048345/М с осуществлением спорных выплат в повышенном размере (с августа 2021), также мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица либо представление недостоверных или неполных сведений.
Довод апелляционной жалобы о том, что излишняя выплата пенсии Денисовой А.В. является прямым следствием несвоевременного представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и Пенсионным органом предприняты все меры, установленные законом по проверке факта работы пенсионера, отклоняется, поскольку обстоятельства ненадлежащего выполнения страхователем своей обязанности по представлению достоверных сведений индивидуального учета на застрахованных лиц за январь 2021 года, не является достаточным для вывода о том, что именно это действие (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
Пенсионный фонд при вынесении решения от 01.02.2021 (до установленного законом срока представления сведений о застрахованных лицах - 15.02.2021), в отсутствии данных о смене руководителя в ЕГРЮЛ, сделал вывод об увольнении работника в январе 2021 года; при наличии представленных Организацией сведений по форме СЗВ-М за период май - ноябрь 2021 года, Пенсионным фондом не производились проверочные мероприятия по проверке факта работы пенсионера. В рассматриваемом случае достаточные основания для вывода об увольнении работника в январе 2021 года у Пенсионного фонда отсутствовали, совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Организацию ответственности в виде возмещения убытков, Пенсионным фондом не доказана.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что обстоятельства ненадлежащего выполнения страхователем своей обязанности по представлению сведений индивидуального учета на застрахованных лиц за январь 2021 года, не является достаточным для вывода о том, что именно это действие (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии, пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждено наличие причинно-следственной связи между фактом причинения убытков Пенсионному фонду и действиями Организации по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17810/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17810/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Новосибирская городская организация ветеранов(пенсионеров) торговли и общественного питания