г. Самара |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А55-1044/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2022 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
с участием:
от истца - Волгушева А.В., представитель по доверенности от 29.12.2021, диплом,
от ответчика - председатель Бережной И.А., выписка из Единый государственный реестр юридических лиц, протокол N 2; Перунков В.Н., представитель по доверенности от 31.01.2022, диплом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 ноября 2022 года в зале N 3 апелляционную жалобу садового некоммерческого товарищества "ЕРМАКОВСКОЕ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2022 года по делу N А55-1044/2022 (судья Лукин А.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к садовому некоммерческому товариществу "ЕРМАКОВСКОЕ" о взыскании 1 784 801, 88 руб.
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Волжский камень",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Садовому некоммерческому товариществу "ЕРМАКОВСКОЕ" (далее - ответчик), о взыскании 1 784 801, 88 руб. руб. основного долга по договору от 05.06.2020 N ТКО - 19013 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 31.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Волжский камень" (ИНН 6323086260).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку ответчик не подавал заявку на заключение договора. Заявитель считает, что истец не доказал факт оказания услуг в спорный период. Также ответчик в жалобе указывает на ненаправление истцом УПД.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивали на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее -ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
В соответствии с п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. При этом договор на оказание таких услуг для Регионального оператора является публичным.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Норма п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации с возможностью его дополнения, по соглашению сторон, иными непротиворечащими законодательству Российской Федерации положениями.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156).
В пункте 8 (4) Постановления N 1156 определены основания для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которыми являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение Регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно п. 8 (17) Постановления N 1156 Региональный оператор Самарской области по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также в средствах массовой информации - в газете "Волжская коммуна", выпуск N 343 (30578) от 25.12.2018. Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Постановлением N 1156.
В том случае, если потребитель не направил Региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день, после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Поскольку положения Закона N 89-ФЗ определяют договор на оказание услуг по обращению с ТКО как публичный, Правительством Российской Федерации в порядке п. 4 ст. 426 ГК РФ приняты специальные правила обращения с ТКО (Постановление N 1156 от 12.11.2016), в соответствии с которыми договор с потребителями считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.
В обоснование заявленных требований, истец указывает, что между сторонами заключен договор ТКО N ТКО-19013 от 05.06.2020.
Договор подписан сторонами, со стороны ответчика - с разногласиями, однако за разрешением разногласий стороны в суд не обращались, в связи с чем истец полагает, что правоотношения сторон регулируются условиями типового договора.
В соответствии с п. 1 договора, Региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе КГО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно п. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, N 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах установленного единого тарифа на услугу Регионального оператора. Единый тариф на услугу Регионального оператора доступен на официальном сайте ООО "ЭкоСтройРесурс" и официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В соответствии с п. 15 договора стороны согласились производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО от ответчика, обеспечивал их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть оказывал услуг по обращению с ТКО ответчику с места (площадки) накопления ТКО согласно условиям договора.
Региональным оператором услуги по обращению с ТКО были оказаны надлежащим образом и в полном объеме, впоследствии были направлены УПД (КУ01-012019 от 31.01.2021) за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на оплату услуг по обращению с ТКО.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Истец ссылался на то, что услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 не оплачены ответчиком.
Сумма задолженности за услуги по обращению с ТКО за период 01.01.2019 по 31.12.2019 составила 1 784 801 руб. 88 коп.
Истцом была направлена досудебная претензия в адрес ответчика исх. N ЭСР - 21351/21 от 25.03.2021 с требованием в течение 5 календарных дней с момента получения претензии оплатить задолженность, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований, в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отклоняя доводы ответчика, и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя, так и для Регионального оператора.
Таким образом, Региональный оператор по обращению с ТКО в Самарской области приступил к непосредственному исполнению своих обязанностей с 01.01.2019.
Действующее законодательство (Закон N 89-ФЗ ст. 24.7) определяет договор на оказание услуг по обращению с ТКО как публичный, согласно п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Правительством Российской Федерации приняты специальные правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление N 1156), в соответствии с которыми договор с потребителями считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя. Обязанность заключения с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственниками ТКО и оплаты соответствующих услуг предусмотрена ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ и п. 4 постановления Правительства РФ N 1156.
Норма п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации с возможностью его дополнения, по соглашению сторон, иными непротиворечащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пунктам 8 (4) - 8 (17) Правил N 1156 Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018.
В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 ГК РФ) с 01.01.2019, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора, подлежат оплате с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, то есть с 01.01.2019.
Учитывая, что оказание услуг по обращению с ТКО на территории Самарской области является обязанностью исключительно Регионального оператора, потребитель обязан складировать ТКО только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства, принимая во внимание, что Региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО всем образователям ТКО, включая потребителя, с 01.01.2019, обязательства по договору подлежат исполнению с 01.01.2019, датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019.
Довод ответчика о том, что истец не оказывал ответчику услугу по вызову ТКО за 2019 год, услуги оказывало третье лицо, судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Так, согласно пункту 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом на стороне ответчика в силу закона (пункт 4 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ) имеется обязанность по заключению договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, в силу взаимосвязанных положений статьи 24.6, пунктов 1 2 4, 6 статьи 24.7. Закона N 89-ФЗ, пунктов 8.17, 8.18 Постановления N 1156 исключительно региональный оператор может оказывать услуги по обращению с ТКО в своей зоне деятельности на территории субъекта Российской Федерации независимо от того, обратился ли к нему собственник ТКО с заявкой о заключении договора и независимо от факта заключения такого договора. При этом собственник ТКО не имеет права выбора лица, оказывающего услуги по вывозу ТКО.
То есть стороны фактически приступили к исполнению договора с 01.01.2019, а истец фактически оказывал в спорный период услуги по обращению с ТКО, а ответчик пользуется данными услугами.
В соответствии с ч. б ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
На основании изложенного следует, что все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с 01.01.2019 в связи с началом осуществления ООО "ЭкоСтройРесурс" деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО по Самарской области.
Установив, что факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО за период 01.01.2019 по 31.12.2019 подтверждается материалами дела, доказательств оплаты долга в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика 1 784 801 руб. 88 коп. задолженности является обоснованным и подлежит удовлетворению.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2022 года по делу N А55-1044/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1044/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "ЕРМАКОВСКОЕ"
Третье лицо: ООО "Волжский камень"