город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2022 г. |
дело N А32-2787/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от Новороссийской таможни посредством веб-конференции: Петецкой И.В. по доверенности от 30.12.2021, Прониной Л.А. по доверенности от 06.05.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2022 по делу N А32-2787/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИМЭККО" (ИНН 7448142843, ОГРН 1117448009887) к Новороссийской таможне (Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования)) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИМЭККО" (далее - заявитель, общество, ООО "ИМЭККО") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийскому таможенному посту (Центр электронного декларирования) Новороссийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решения (требования) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до выпуска товара, от 20.10.2021; об обязании таможни устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "ИМЭККО" в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем возврата излишне уплаченной антидемпинговой пошлины по ДТ N 10317120/111021/0124930 от 11.10.2021 в размере 53 034 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что представленный ООО "ИМЭККО" непреференциальный сертификат о происхождении товара оформлен с нарушением подпунктов 5 и 6 пункта 5 Требований к порядку их оформления и (или) заполнения и не может рассматриваться в качестве документа о происхождении товара в соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил и в соответствии с частью 4 статьи 31 ТК ЕАЭС. Так, таможня указывает, что в графе 7 непреференциального сертификата о происхождении товара указано наименование товара "запасные части для экскаваторов", сведения о наименовании товара N 17 "подшипники роликовые..." в данном сертификате полностью отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители таможни просили решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между ООО "ИМЭККО" и индийской компанией ОМ POVER ENGINEERS заключен контракт N 01/2021 от 01.04.2021 на поставку запасных частей для экскаваторов производства ОМ POVER ENGINEERS на условиях FOB Индия (Инкотермс-2010).
Согласно Приложению N 1 от 01.04.2021 к Контракту N 01/2021 от 01.04.2021 стороны определили наименование, количество и стоимость запасных частей, среди которых 5 различных наименований подшипников, в том числе подшипники ступицы каталожный номер детали 907/52200 в количестве 60 шт.
(п. 39 Приложения N 1), подшипники ступичного вала каталожный номер детали 917/50200 в количестве 20 шт. (п. 50 Приложения N 1), подшипники шкворня каталожный номер детали 907/08300 в количестве 50 шт. (п. 66 Приложения N 1), подшипники сателлита каталожный номер детали 907/50200 в количестве 50 шт.
(п. 67 Приложения N 1), подшипники каталожный номер детали 907/52800 в количестве 10 шт. (п. 82 Приложения N 1), всего на общую сумму 1673 (Одна тысяча шестьсот семьдесят три) доллара США 40 центов. Договором предусмотрено, что производителем товара и отправителем является ОМ POVER ENGINEERS Индия, страна происхождения товара - Индия.
Во исполнение указанного контракта обществом на Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) подана ДТ N 10317120/111021/0124930 (далее - спорная ДТ).
11.10.2021 письмом Новороссийского таможенного поста (Центр электронного декларирования) у общества затребован оригинал непреференциального сертификата о происхождении товара общей формы (код 06014) N 011443 от 23.09.2021.
11.10.2021 общество направило в адрес таможни непреференциальный сертификат о происхождении товара общей формы N 011443 от 23.09.2021.
12.10.2021 таможня направила в адрес ООО "ИМЭКО" требование о необходимости предоставления в срок до 12.10.2021 электронных документов: непреференциального сертификата о происхождении товара общей формы, содержащего описание, позволяющее однозначно идентифицировать товар, заявленный в ДТ (код 09999), документ из архива декларанта. Из указанного требования также следует, что таможней принято решение о проведении таможенного досмотра и необходимости предъявления товара 17 (код 09999).
18.10.2021 составлен акт таможенного досмотра N 10317110/181021/102167, из которого видно, что по результатам таможенного досмотра товаров, находящихся в контейнере, установлено, что товар N 17 - это подшипники роликовые металлические новые, различных артикулов. Товар в индивидуальных упаковках уложен различным количеством в картонные коробки, которые в свою очередь уложены в части деревянных ящиков (части грузовых мест). На деревянных ящиках имеются стикеры с маркировкой: "ОМ POVER ENGINEERS" с указанием номера ящика, наименование артикула, количества штук, веса. На картонных коробках имеется маркировка: "ARIES@/Quality With Commitment". На индивидуальных коробках имеется маркировка: "ARIES@/Quality With Commitment/MADE IN INDIA/KEEP IT FREE FROM ALL DUST AND DIRT AWAY FROM MOISTURE", а также стикеры с маркировкой.
Товар и упаковка внешних визуальных повреждений не имеет. Страна происхождения согласно маркировкам - Индия.
20.10.2021 таможня направила в адрес ООО "ИМЭККО" требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, в соответствии с которым в ходе проведения таможенного контроля в отношении товаров и сведений, заявленных в спорной ДТ, выявлено следующее: страна происхождения товара N 17 не подтверждена: в гр. 7 сертификата наименование недостаточно для идентификации. В связи с неподтверждением сведений о происхождении товара N 17 в соответствии со статьей 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и (или) наименования. В целях устранения выявленных нарушений в срок до 21.10.2021 обществу предписано внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в спорной ДТ.
С целью выпуска товаров в обращение на территорию Российской Федерации заявитель внес изменения в сведения, заявленные в спорной ДТ, и доплатил антидемпинговую пошлину.
Не согласившись с принятым решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
На основании пунктов 1, 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В силу пункта 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
В пункте 5 статьи 314 ТК ЕАЭС предусмотрено, что происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Комиссией.
В соответствии с пунктом 2 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила) под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары: 1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; 2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил (пункт 3 Правил определения происхождения товаров).
В силу пункта 29 Правил определения происхождения товаров при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).
К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара.
В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
На основании пункта 34 Правил определения происхождения товаров сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Согласно пунктам 1, 2 и 5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам определения происхождения товаров) сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Сертификат должен содержать следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; 3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; 7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); 8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В силу пункта 9 Требований к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
Согласно п. 5 приложения к Правилам, сертификат о происхождении товара должен содержать, в том числе, описание товара, позволяющее произвести его идентификацию.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что общество со спорной ДТ предоставило в адрес таможни следующие документы, подтверждающие страну происхождения товара: контракт N 01/2021 от 01.04.2021, приложение N 1 от 01.04.2021 к Контракту N 1/2021 от 01.04.2021, инвойс N 022/2021-2022 от 01.08.2021, сертификат общей формы N 011443 23.09.2021, в котором в графах 5-12 указано на партию товара по инвойсу N 022/2021-2022 от 01.08.2021.
Судом установлено, что инвойс N 022/2021-2022 от 01.08.2021 содержит полное описание товара, включая его наименование и артикулы, которое обеспечивает однозначную идентификацию страны происхождения ввозимого товара - Индия.
Материалами дела подтверждается, что в инвойсе от 01.08.2021 N 022/2021-2022 содержатся сведения о товаре N 17, идентичные сведениям, указанным в графе 31 спорной ДТ.
Кроме того, в непреференциальном сертификате о происхождении товара от 23.09.2021 N 011443, представленном ООО "ИМЭККО", описание товара содержится в разделах 5-12 и включает в себя ссылку на инвойс N 022/2021-2022 от 01.08.2021.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что вывод таможни о том, что в непреференциальном сертификате о происхождении товара от 23.09.2021 N 011443 отсутствует описание товара N 17, позволяющее произвести его идентификацию, не соответствует действительности.
При этом претензий к сведениям о происхождении товаров, заявленным в таможенной декларации и содержащимся в представленных обществом таможенных документах, подлинности сертификата происхождения товара, правильности его оформления или заполнения, сведениям, полученным в результате таможенного досмотра, таможня не предъявляла.
Решение о стране происхождения товаров, отличной от заявленной обществом, в порядке, установленном приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" таможней не принималось.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что таможня при проверке сертификата соответствия не проверяла порядок его оформления и заполнения, факт выдачи, а ограничилась формальным подходом, что, по мнению суда, недопустимо при проведении проверки происхождения товаров. Такой подход к проведению таможенного контроля является недостаточным и не опровергает заявленную страну происхождения товара - Индия.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного Северо-Кавказского округа от 01.08.2022 по делу N А32-21827/2021.
Поскольку таможней не приняты все необходимые меры для устранения сомнений относительно подлинности представленного непреференциального сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений, основания для принятия оспариваемого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорной ДТ, отсутствовали.
Кроме того, судом учтено, что в результате проведенного таможней досмотра информация о стране происхождения товара N 17 нашла свое подтверждение, что зафиксировано в акте таможенного досмотра.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным решения (требования) таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, до выпуска товара от 20.10.2021, подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенного права суд обязал таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченной антидемпинговой пошлины по спорной ДТ в размере 53 034 руб. 66 коп.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2022 по делу N А32-2787/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2787/2022
Истец: НОВОРОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ, Новороссийский таможенный пост (центр электронного декларирования), ООО ИМЭККО
Ответчик: Новороссийская таможня, Новороссийский юго-восточный таможенный пост