г. Москва |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А40-130802/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ГУ- Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-130802/22 (99-2444), принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению ГУ- Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области
к ООО "НИТАВТО" (ОГРН: 1137746806064, ИНН: 7710947053)
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГУ- Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 7 по г. Москве и Московской области (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к ООО "НИТАВТО" (далее - ответчик, общество) о взыскании ущерба в размере 10 143 рубля 16 копеек, причиненного в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсии.
Решением от 09.09.2022 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
От ответчика поступил отзыв, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям ч. 5 ст. 228 АПК РФ, по представленным в дело доказательствам.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате несвоевременного представления отчета по форме СЗВ-М за апрель 2020 г. по работающему пенсионеру: Фомину А.И. были проиндексированы размеры пенсии, в связи с чем, по мнению Фонда, ему был причинен материальный ущерб, который составил 10 143 рубля 16 коп.
Излишняя выплата сумм страховой пенсии в размере 10143,16 руб. мотивирована заявителем неполучением от страхователя сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в установленный срок.
Претензия заявителя о возврате излишне выплаченной суммы пенсии оставлена ответчиком без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах истец обратился в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия документального обоснования заявленных требований, недоказанности Фондом причинно-следственной связи между действиями общества и наступлением вреда.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" указано, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу. Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В предмет доказывания по делу о возмещении убытков входит совокупность следующих элементов, подлежащих установлению в суде: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела истец должен доказать, что несвоевременное представление сведений в Пенсионный фонд о застрахованном лице за апрель 2020 года находится в прямой причинной связи с возникшими у Фонда убытками в виде выплаты проиндексированной пенсии работающему у страхователя пенсионеру.
В качестве основания возникновения ущерба Фонд указывает на несвоевременное представление ответчиком сведений за апрель 2020 года по пенсионеру Фомину А.И. В подтверждение несвоевременного представления ответчиком сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в отношении вышеперечисленного физического лица истец представил документы, из которых усматривается, что спорная отчетность с отражением Фомина А.И. представлена ответчиком 11.06.2020 г.
В отношении момента проведения индексации пенсий истцом представлена история выплат пенсионеру, согласно которой пенсия в повышенном размере за спорный период выплачена за период с 01.04.2020 г. по 31.07.2020 г.
Из имеющихся в распоряжении суда документов следует, что на момент осуществления выплаты пенсии истец располагал сведениями о том, что лицо, в отношении которого производился перерасчет пенсии, является работающим пенсионером. В частности, по состоянию на 17.09.2020 (день, когда было принято решение о выплате пенсии в повышенном размере, 08.07.2020- день выплаты пенсии в повышенном размере) в распоряжении истца имелись сведения, в том числе за период май, июнь, июль 2020 г., из которых следовало, что спорное лицо является работающим пенсионером.
Судом первой инстанции верно установлено, что из расчетов истца и представленных для их подтверждения документов усматривается, что переплата по пенсионеру возникла с 01.04.2020 г. по 31.07.2021 г. в сумме 10143,16 руб. Тем самым, переплата возникла, в том числе, и за периоды, не связанные с периодами непредставления сведений в отношении спорных лиц, на которые ссылается истец в заявлении по делу.
Истец указывает на несвоевременное представление сведений только за период - апрель 2020 года, из чего следует, что Фонд имел возможность предотвратить необоснованную выплату, но необходимых мер не принял.
Период, за который заявлена просрочка, по времени не соотносится с обстоятельствами, на которые указывает истец, как на основания для возникновения убытков.
Из изложенного следует, что при надлежащем администрировании полученных сведений и оперативном использовании полученной информации Фонд имел возможность предотвратить излишнюю выплату пенсии работающему пенсионеру, не допустить необоснованного перерасчета или своевременно скорректировать выплаты работающему пенсионеру. Доказательств невозможности предотвращения фактов излишней выплаты пенсии работающему пенсионеру Фондом не представлено.
Суд первой инстанции верно указал, что Фонд должен был знать, что сам по себе факт непредставления отчетности не свидетельствует о том, что работник является неработающим пенсионером.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованном лице за апрель 2020 года и наступлением вреда, выраженного в виде излишней выплаты сумм страховой пенсии, не подтверждена документально, а, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований в рамках данного конкретного дела не имеется.
Мотивированной апелляционной жалобы в порядке п.4 ч.2 ст.260 АПК РФ, с доводами, основанными на доказательственной базе, опровергающие выводы суда, изложенные в решении, и позволяющие изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Фондом на момент рассмотрения жалобы не представлено.
Позиция апелляционной жалобы, по сути, выражает лишь несогласие с указанными выводами суда первой инстанции, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-130802/22, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 229 АПК РФ.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130802/2022
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 7 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "НИТАВТО"