г. Вологда |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А05-6681/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 09436" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2022 года по делу N А05-6681/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 09436" (ОГРН 1099847023121, ИНН 7841417780; адрес: 191055, Санкт-Петербург, площадь Дворцовая, дом 4; далее - ФКУ "Войсковая часть 09436", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - отделение) о признании недействительным решения от 29.04.2022 N 177 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и об обязании принять решение о возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов в размере 620 422 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2022 года по делу N А05-6681/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что об излишней уплате страховых взносов командир войсковой части 92485 полковник Марковин Н.Н. узнал только 06.10.2020, с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов обратился в отделение в пределах установленного трехлетнего срока. В поступившем ходатайстве от 01.11.2022 просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
Отделение отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, войсковая часть 92485 является филиалом ФКУ "Войсковая часть 09436" (далее - филиал учреждения). В соответствии с пунктом 17 Положения о филиале руководителем филиала является командир войсковой части 92485. Согласно пункту 14 Положения о филиале филиал обязан начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В адрес командира войсковой части 92485 поступило указание командующего Северным флотом от 01.09.2020 N 76/577 "О реализации плана ("дорожной карты") по сокращению дебиторской задолженности на Северном флоте".
Как указал заявитель, в ходе исполнения поступивших 22.09.2022 указаний ему стало известно, что одним из источников образования дебиторской задолженности является переплата страховых взносов за 2010-2011 годы, в связи с этим 25.04.2022 в адрес отделения руководителем филиала учреждения направлено заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов по филиалу - войсковая часть 92485 федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 09436.
В адрес учреждения 12.05.2022 поступило уведомление от 29.04.2022 N 177 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, при этом отказ в отношении сумм: 40 536,93 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии; 17 340,82 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии; 4 144,68 руб. - страховые вносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, обоснован истечением трехлетнего срока на обращение с заявление о возврате, отказ в отношении суммы 4 662,19 руб. обоснован отсутствием заявленной переплаты.
Не согласившись с принятым решением отделения, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь, на основании статьи 65 названного Кодекса лицо, обратившееся в суд с заявлением, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и, соответственно, полномочия по возврату сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, переданы налоговым органам.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона.
На основании части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 2 статьи 21 упомянутого Закона решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
На основании части 4 той же статьи на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, подлежит применению Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Поскольку к спорным периодам относятся 2010 и 2011 годы, в рассматриваемом случае применению подлежат положения Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, - организации.
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов, представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании частей 3, 4, 5, 6 статьи 15 вышеназванного Закона в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
На основании части 8 статьи 15 упомянутого Закона уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, что согласно представленному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) (далее - расчет по страховым взносам) за 1 квартал 2011 года от 07.02.2011 у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 60 753 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии - 29 750 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 4 753 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 9 549 руб. (строка 150).
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" в 2011 году обратилось в пенсионный фонд с заявлением от 03.10.2011 N 14/3/5154 о предоставлении информации о задолженности федеральных бюджетных учреждений, в том числе по филиалу учреждения, образовавшейся на 01.01.2011, и оформлении актов сверок, при наличии дебиторской задолженности просил принять меры по возврату излишне перечисленных сумм.
Государственное учреждение - управление пенсионного фонда в г. Северодвинске Архангельской области (далее - УПФ) с сопроводительным письмом от 29.12.2011 N 06-15/9930 представило соответствующие акты сверок, в том числе акт от 29.12.2011 в отношении филиала учреждения, в котором страхователь проинформирован об имеющихся переплатах по страховым взносам.
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" обратилось в УПФ с заявлением от 10.06.2013 N 14/3/3594, в котором просило произвести возврат суммы дебиторской задолженности по страховым взносам в сумме 92 242,02 руб. путем перечисления на указанный в заявлении счет.
В письме от 18.06.2013 N 06-15/7646 УПФ разъяснило страхователю о необходимости представить заявление по форме, утвержденной приказом от 11.12.2009 N 979Н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов", а также о необходимости представить отчеты в пенсионный фонд с 1 квартала 2011 года для решения вопроса о возврате страховых взносов.
Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов 17.01.2014 представлено страхователем в пенсионный фонд.
По результатам рассмотрения заявления 28.01.2014 пенсионный фонд отказал в возврате страховых взносов ввиду пропуска срока на обращение с таким заявлением, а также по причине не предоставления необходимой отчетности. Такое же сообщение направлено в адрес заявителя и в 2015 году.
Согласно представленному 19.06.2015 расчету по страховым взносам за полугодие 2011 года у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 51 303 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии - 28 341 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 4 147 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 8 451 руб. (строка 150).
Филиал учреждения 06.11.2015 обратился в отделение с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 11 000 руб. в счет погашения задолженности по штрафам за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Решением от 06.11.2015 УПФ произведен зачет излишне уплаченных сумм (том 1, листы 125, 126).
По результатам камеральной проверки расчета страховых взносов за 2016 год, представленного филиалом учреждения 15.02.2017, УПФ уведомило заявителя о наличии переплаты на 27.02.2017 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 81 242,02 руб., в том числе на страховую часть пенсии в сумме 51 302,90 руб., на накопительную часть пенсии - 17 340,82 руб., на обязательное медицинское страхование - 12 598,30 руб. Указанное уведомление получено нарочно 21.03.2017 представителем заявителя по доверенности от 11.02.2017 Зыковой О.В. (том 1, листы 131-134).
Учреждение 25.04.2022 обратилось в отделение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 40 536,93 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии - 17 340,82 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 4 144,68 руб., на обязательное медицинское страхование, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года), - 4 662,19 руб. (том 1, листы 127-129).
Отделением проведена проверка по указанному заявлению, по результатам которой установлено, что у заявителя имеется переплата, в том числе 40 536,93 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии; 17 340,82 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии; 4 144,68 руб. - страховые вносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, однако трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов истек. Кроме того, сведения о переплате на обязательное медицинское страхование, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года), в размере 4 662,19 руб. отсутствуют как у УФНС, так и по данным пенсионного фонда (том 1, листы 135-137).
В связи с указанным отделением 29.04.2022 вынесено решение N 177 об отказе заявителю в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, о чем заявитель извещен уведомлением от 29.04.2022 N 177 (том 1, лист 130).
Отказывая в удовлетворении требований учреждения, суд первой инстанции установил, что заявителем пропущен срок на обращение с заявлением.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных или взысканных страховых взносов за спорный период установлен в статьях 26 и 27 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 26 упомянутого Закона сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу части 12 статьи 26 вышеназванного Закона возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Согласно части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
На основании части 14 того же Закона решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
По данным отделения, суммы излишне уплаченных страховых взносов уплачены заявителем 14.12.2010, 24.12.2010, 29.12.2010, что заявителем не опровергнуто, в материалах дела отсутствуют сведения о принудительном взыскании указанных страховых взносов пенсионным фондом.
Следовательно, как посчитал суд первой инстанции, уже при первом обращении страхователя в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов по установленной законом форме от 17.01.2014 в 2014 году заявителем пропущен срок, установленный частью 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, с момента уплаты данных сумм.
С рассматриваемым заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов страхователь обратился в отделение 25.04.2022 с пропуском трехлетнего срока.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия переплаты по страховым взносам в сумме 4 662,19 руб. на обязательное медицинское страхование, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года). Такие доказательства не представлены заявителем ни в пенсионный фонд, ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отделение обоснованно отказало заявителю в возврате излишне уплаченных страховых взносов как в связи с пропуском срока на обращение с заявлением о переплате, так и в связи с отсутствием доказательств переплаты в сумме 4 662,19 руб.
Доводы заявителя о том, что с заявлением о возврате командир войсковой части 92485 обратился с отделение в пределах установленного срока, судом первой инстанции не приняты.
Заявитель указал, что с 2010 года в войсковой части 92485 упразднена финансово-экономическая служба (бухгалтерия), с 27.12.2010 между ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" и филиалом учреждения заключен договор на обслуживание, согласно которого Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу осуществляло финансово-экономическое обеспечение войсковой части 92485.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 04.10.2016 N 634 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ФКУ "ОСК Северного Флота". Приказом командующего Северным флотом филиал ФКУ "ОСК Северного Флота" - "3 финансово-экономическая служба" назначен ответственным по всем правам и обязанностям в отношении реорганизованного ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу".
Приказом командующего Северным флотом от 12.01.2017 N 27 с 01.01.2017 войсковая часть 92485 зачислена на финансовое обеспечение в филиал ФКУ "ОСК СФ" - "3 ФЭС".
Полковник Марковин Н.Н. назначен на должность командира войсковой части 92485 приказом Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) от 01.03.2016 N 129.
Заявитель последовательно отражает, что, поскольку в момент вступления в должность финансовый орган в войсковой части 92485 отсутствовал, полковник Марковин Н.Н. не знал и не мог знать о переплате страховых взносов. О том, что у войсковой части 92485 существует дебиторская задолженность в виде переплаты страховых взносов, командир войсковой части 92485 полковник Марковин Н.Н. узнал в ходе исполнения указания командующего Северным флотом от 01.09.2020 N 76/577 из сообщения (исх. от 05.10.2020 N 14/3/6835).
Поскольку об излишней уплате по страховым взносам командир войсковой части узнал только 06.10.2020, учреждение полагает, что с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов заявитель обратился в отделение в пределах установленного трехлетнего срока.
Вместе с тем вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 разъяснено, что момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющихся значение для дела обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным, бремя доказывания, в силу статьи 65 АПК РФ, лежит на налогоплательщике.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10 указано, что о сумме налога, излишне уплаченного в бюджет, налогоплательщик должен знать с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Следовательно, в момент составления и представления соответствующей отчетности плательщик имел возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами.
Частями 1, 2 статьи 10 Закона N 212 ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. законодательству о страховых взносах отчетный период - квартал, а расчетный период - год.
Согласно расчетам по страховым взносам за 1 квартал, полугодие 2011 года у заявителя имеется переплата по страховым взносам. В расчете за полугодие 2011 года, представленном 19.06.2015, сумма переплат уточнена.
На основании частей 1, 2 статьи 10, пункта 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, срок представления расчета по страховым взносам на бумажном носителе за полугодие 2011 года - не позднее 15.07.2011, за 2011 год - не позднее 15.02.2012.
С даты представления расчетов учреждение должно было узнать о наличии переплаты.
Таким образом, как обоснованно установил суд первой инстанции, о наличии переплаты по страховым взносам заявитель узнал еще в 2011 году (исх. от 29.12.2011 N 06-15/9930), при этом в 2013 году уведомлен о том, какие документы и по какой форме необходимо представить для решения вопроса о возврате излишне уплаченных страховых взносов (исх. от 18.06.2013 N 06-15/7646). В 2014 и 2015 году в адрес заявителя УПФ также направляло ответы на заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, в которых отказало в возврате в связи с истечением срока на обращение с заявлениями о возврате переплаты.
Ссылки заявителя на то, что командир войсковой части 92485 полковник Марковин Н.Н. узнал в ходе исполнения указания командующего Северным флотом от 01.09.2020, судом первой инстанции не приняты, поскольку в материалах дела имеется уведомление о наличии переплаты по страховым взносам, врученное представителю заявителя лично в руки 21.03.2017, то есть уже после назначения на должность командира войсковой части 92485 в 2016 году и зачисления войсковой части 92485 на финансовое обеспечение в филиал ФКУ "ОСК СФ" - "3 ФЭС".
Следовательно, на 25.04.2022 - момент подачи заявления о возврате от 18.04.2022 как со срока предоставления расчета по страховым взносам, так и после получения уведомления о наличии переплаты, трехлетний срок для обращения в отделение истек.
В рассматриваемом случае с учетом предмета спора и сформулированного заявителем требования, согласно которому он просил признать недействительным решение от 29.04.2022 N 177 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, и заявленного способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов учреждения оспариваемым решением - обязать принять решение о возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов, оснований для удовлетворения заявления не имелось.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований суд обоснованно отказал полностью.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2022 года по делу N А05-6681/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 09436" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6681/2022
Истец: Федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 09436"
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу