г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А56-109771/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: представителя Гавриловой Е.В. по доверенности от 20.07.2022,
от ответчика: представителя Баева А.А. по доверенности от 07.11.2022,
от третьих лиц: явку представителей не обеспечили, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-29706/2022) государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2022 по делу N А56-109771/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
третьи лица: 1. Жилищный комитет, 2. Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие, ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление Жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании, с учетом принятых судом уточнений, стоимости тепловой энергии, зафиксированной актом бездоговорного потребления N 3036.037 за период с апреля 2021 года по июнь 2021 года в размере 2 676 557,45 рублей, 389 512,62 рублей законной неустойки, начисленной по 31.10.2021, а также за период с 01.11.2021 по дату фактического исполнения основного обязательства и расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 18.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по тарифам Санкт-Петербурга и Жилищный комитет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2022, резолютивная часть которого объявлена 29.06.2022, исковые требования удовлетворены частично: с ответчика взыскано неосновательное обогащение в размере 1 418 426,10 рублей, неустойка в размере 165 227,09 рублей, начисленная по 31.03.2022, с последующим начислением (за исключением периода, на который введен мораторий: с 01.04.2022 по дату завершения моратория) по день фактического исполнения обязательства за каждый день просрочки, 20 000,00 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы истец указал, что суд первой инстанции необоснованно отказал во взыскании стоимости потребленной тепловой энергии, рассчитанной истцом исходя из экономически обоснованного тарифа для населения.
В судебном заседании представитель ГУП "ТЭК СПб" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила изменить решение суда первой инстанции, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Представитель Учреждения в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что Учреждение является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, при расчете задолженности по оплате тепловой энергии подлежит применению льготный тариф.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Истцом в период с апреля 2021 года по июнь 2021 года обнаружено самовольное подключение систем теплопотребления здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Белоостровская ул., д. 31, лит. А., что подтверждается актами фактического потребления от 13.05.2021 и 30.06.2021 N 3036.037.
Указанное здание находится в государственной собственности, закреплено на праве оперативного управления за ответчиком для размещения в нем общежития.
В связи с тем, что в претензионном порядке Учреждение не возместило стоимость тепловой энергии, потребленной за спорный период, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Установив при рассмотрении дела, что ответчик фактически выступает исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам-нанимателям в спорном здании специализированного жилищного фонда, в связи с чем, при расчете задолженности подлежит применению льготный тариф, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования частично.
Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, а также заслушав в судебном заседании доводы сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении) теплоснабжающие организации обязаны проводить проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для этого потребления в целях выявления бездоговорного потребления. При выявлении факта бездоговорного потребления составляется акт, требования к составлению которого перечислены в названном пункте.
Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года (часть 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Стоимость тепловой энергии, полученной в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации (часть 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Учитывая разъяснения, приведенные в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям теплоснабжающей организации, не освобождает потребителя коммунального ресурса от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Факт бездоговорного потребления тепловой энергии ответчиком подтвержден актами от 30.06.2021 N 3036.037 и от 13.05.2021 N3036.037, представленными истцом.
Статьей 15 Закона о теплоснабжении установлено, что деятельность по теплоснабжению является регулируемой, в частности регулированию подлежат цены (тарифы) на тепловую энергию, теплоноситель.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 252-р на период с 2019 по 2023 годы для Предприятия установлены тарифы на тепловую энергию, по которым осуществляется расчет стоимости потребленной тепловой энергии.
Согласно пункту 5.3 Основ ценообразования реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 настоящего документа. К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся, среди прочего, наймодатели, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
Согласно пункту 18 устава Учреждения предметом его деятельности является обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также удовлетворение потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и членов их семей при расквартировании и обустройстве войск (сил); обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками, закрепленными за Учреждением, в соответствии с его назначением.
Согласно пункту 20 устава Учреждение в числе прочего осуществляет техническое обслуживание, содержание и текущий ремонт жилищного фонда; сдает в аренду (наем) жилые помещения; выполняет работы и оказывает услуги по управлению многоквартирными домами; оказывает арендаторам и проживающим в общежитиях, гостиницах и жилых домах коммунальные услуги.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от 22.07.2020 N 1494 за Учреждением на праве оперативного управления закреплен объект "общежитие" по адресу: Санкт-Петербург, Белоостровская ул., д. 31, лит. А. Доказательств того, что здание используется для иных целей Предприятием не представлено.
Жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (статьи 92, 94 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что жилое назначение помещений в общежитии создает презумпцию его использования для целей проживания граждан, следует признать, что услуги по теплоснабжению предназначены для удовлетворения коммунально-бытовых нужд граждан, а Учреждение для граждан, проживающих в здании общежития, в рассматриваемой ситуации является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг (по смыслу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В силу пункта 5 статьи 100 Жилищного Кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 названного Кодекса, в частности, наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а наймодатель - обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Кроме того, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в отношении спорного здания ответчиком, назначение данного объекта недвижимости определено как "Многоквартирный дом".
В пункте 5.4 Основ ценообразования указано, что категории потребителей, приравненных к населению (пункт 5.3), реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не относятся к категориям (группам) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, за исключением случаев, когда льготные регулируемые тарифы установлены для указанных категорий потребителей законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" от 02.03.2016 N 111-17 к лицам, имеющим право на льготы в виде льготных тарифов, относятся, в том числе иные юридические лица, предоставляющие тепловую энергию на нужды отопления и(или) горячего водоснабжения лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме и потребляющим коммунальные услуги и заключившие с теплоснабжающей организацией договоры теплоснабжения.
По смыслу положений части 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении следует признать, что лицо имеет право на оплату тепловой энергии по льготному тарифу и в случае бездоговорного потребления при наличии условий, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 приведенного Закона Санкт-Петербурга.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы о том, что ответчик не относится к категории лиц, имеющих право на оплату тепловой энергии по льготному тарифу, отклоняется апелляционным судом.
Кроме того, как полагает истец, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требование о взыскании неустойки, начисленной на основании части 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении. Согласно позиции истца в данном случае неустойка подлежит начислению на сумму задолженности в соответствии с частью 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с частью 9.1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
При этом частями 9.2 и 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении установлен более низкий размер неустойки применительно к организациям, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что Учреждение для граждан, проживающих в здании общежития, фактически является исполнителем коммунальных услуг, на которого возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование о взыскании неустойки в размере в размере 165 227,09 рублей, начисленной по 31.03.2022 в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении. Расчет неустойки, представленный истцом, проверен судом апелляционной инстанции и признан верным как по праву, так и по размеру.
Кроме того, истец в апелляционной жалобе также указывает на то, что судом первой инстанции за основу расчета количества тепловой энергии в горячей воде необоснованно принято количество лиц, проживающих в здании общежития в каждом месяце с апреля по июнь 2021 года.
Как следует из материалов дела, ответчиком в суд первой инстанции представлен отзыв на иск с контррасчетом задолженности, согласно которому количество тепловой энергии рассчитано, исходя из количества проживающих в здании общежития лиц. Согласно расчету ответчика, размер задолженности за спорный период составил 1 410 928,27 рублей
Полагая, что контррасчет ответчика арифметически не верен, истцом представлен в суд справочный расчет задолженности, исходя из сведений о количестве проживающих в спорный период в общежитии лиц, представленных ответчиком. Согласно справочному расчету истца, размер задолженности составил 1 418 426,10 рублей.
Судом первой инстанции признан обоснованным расчет, произведенный истцом, и взыскана задолженность в размере 1 418 426,10 рублей.
Пунктом 56 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено следующее: "Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд".
Принимая во внимание, что общежитие предназначено для временного проживания в нем граждан, с учетом приведенных положений судом обоснованно принят расчет задолженности, представленный истцом, произведенный по льготному тарифу исходя из количества проживающих в здании общежития лиц.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2022 по делу N А56-109771/2021 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109771/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга