г. Пермь |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А50-9946/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Крымджановой Д.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, индивидуального предпринимателя Лембака Михаила Михайловича,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 августа 2022 года
по делу N А50-9946/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Лембака Михаила Михайловича (ОГРНИП: 308590534400062, ИНН: 590522791299)
к администрации Индустриального района города Перми (ОГРН: 1025901219200, ИНН: 5905006167)
третье лицо: Департамент земельных отношений администрации города Перми (ОГРН: 1065902057594, ИНН: 5902293379)
о признании незаконным Распоряжения главы администрации Индустриального района города Перми,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лембак Михаил Михайлович (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным распоряжения главы администрации Индустриального района города Перми (заинтересованное лицо) от 08.04.2022 N 059-16-01-03-93 "О принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов" в части включения в перечень самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, подлежащих принудительному демонтажу и перемещению, "павильона по оказанию услуг шиномонтажа" по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Семченко, 15/1 (реестровый N5), устранении допущенных нарушений путем обязания исключить из перечня самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов, подлежащих принудительному демонтажу и перемещению, "павильона по оказанию услуг шиномонтажа", по адресу: г.Пермь, Индустриальный район, ул. Семченко, 15/1 (реестровый N5).
Определением от 25.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент земельных отношений администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05 августа 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель обжалует решение суда в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о неполучении им уведомления о прекращении действия договора аренды. Считает договор аренды действующим, размещение павильона шиномотажа на арендуемом земельном участке - законным. Соответственно, как полагает заявитель, законных оснований для демонтажа павильона и вынесения оспариваемого распоряжения не имеется.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Лембаком М.М. и Департаментом земельных отношений администрации города Перми 30.07.2012 заключен договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом N 111-12И, сроком действия с 07.07.2012 по 06.07.2015.
Пунктом 3.2.12 договора предусмотрена обязанность ИП Лембака М.М. по окончании срока действия договора или при его расторжении освободить занимаемый участок не позднее трех дней после окончания действия договора.
Срок действия договора истек 06.07.2015.
Поскольку арендатор продолжал пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора, то в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор считался возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В адрес арендатора ИП Лембака М.М. Департаментом земельных отношений администрации города Перми направлено уведомление от 28.01.2019 N 21-01-07-И-551 об отказе от договора.
По данным официального сайта Почта России в сети интернет данное уведомление получено ИП Лембаком М.М. 19.02.2019. Соответственно, договор прекращен 19.05.2019.
Специалистом администрации Индустриального района города Перми в ходе обследования территории земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410856:20 площадью 20,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, севернее ул. Семченко, 15, выявлен самовольно установленный контейнер по оказанию услуг шиномонтажа (акт проверки (обследования территории) от 12.02.2021 N 2251.
В соответствии с Положением о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 192, сведения об указанном объекте внесены в Единый реестр самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми.
Реестр размещен в общем доступе на сайте Администрации города Перми в сети "Интернет".
На объекте размещено объявление от 05.02.2021 с требованием о добровольном демонтаже в установленный срок.
Заявителем обязанность по добровольному демонтажу объекта исполнена не была, что подтверждается актом проверки исполнения требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта от 03.03.2021 N 2251.
В связи с неисполнением требования о добровольном демонтаже подготовлено распоряжение главы администрации Индустриального района города Перми от 08.04.2022 N 059-16-01-03-93 "О принудительном демонтаже самовольно установленных (незаконно размещенных) движимых объектов", в указанный перечень за номером N 5 включен "павильон по оказанию услуг шиномонтажа", но адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Семченко, 15/1, принадлежащий заявителю.
Ссылаясь на продолжение действия договора аренды, неполучение уведомления о его расторжении, на незаконность включения принадлежащего предпринимателю павильона в перечень объектов, подлежащих принудительному демонтажу, предприниматель обратился в суд с требованием о признании соответствующего распоряжения недействительным.
Принимая решение, суд первой инстанции не установил совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
Также подлежит исследованию вопрос о компетенции органа, вынесшего оспариваемый ненормативный правовой акт.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 утверждено Типовое положение о территориальном органе администрации города Перми (далее - Типовое положение).
Настоящее Положение устанавливает компетенцию (цели, задачи, функции, права и обязанности) территориального органа администрации города Перми и определяет порядок его деятельности (пункт 1.1 Типового положения).
Согласно пункту 1.2 Типового положения администрация Индустриального района города Перми является территориальным органом администрации города Перми.
Из пункта 3.2.8.6 указанного Положения следует, что в сфере потребительского рынка территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами проводит мероприятия по выявлению, постановке на учет самовольно установленных и незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов, используемых для осуществления деятельности по оказанию населению следующих услуг: услуг общественного питания, услуг мойки транспортных средств, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и автостоянок открытого типа на территории района (поселка Новые Ляды), организует их демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию в порядке, предусмотренном правовыми актами города Перми, и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
В пункте 3.2.8.7 Типового положения указано, что в сфере потребительского рынка территориальный орган выдает владельцам нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов, используемых для осуществления деятельности по оказанию населению следующих услуг: услуг общественного питания, услуг мойки транспортных средств, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и автостоянок открытого типа требования о добровольном демонтаже самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов.
Пунктом 3.2.8.8 Типового положения предусмотрено, что территориальный орган организует принудительный демонтаж, перемещение и хранение, транспортирование и захоронение либо утилизацию самовольно установленных и незаконно размещенных рекламных конструкций на территории района (поселка Новые Ляды) в порядке, предусмотренном правовыми актами города Перми, и выступает в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в качестве истца, ответчика и третьего лица по искам, связанным с взысканием расходов на осуществление мероприятий по демонтажу, перемещению и хранению таких объектов.
Осуществление администрацией указанной функции регламентируется утвержденным решением Пермской городской Думы N 192 от 08.11.2005 Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми (далее - Положение N 192).
Таким образом, оспариваемое распоряжение вынесено заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Указанные положения земельного законодательства вступили в силу с 01.03.2015 (статья 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее-Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Незаконно размещенный движимый объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.3 настоящего Положения, право на размещение которого прекратилось (пункты 1.4 - 1.5 Положения N 192).
Пунктом 2.4 Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов на территории города Перми (Положение N 192) определено, что учет выявленных самовольных (незаконных) объектов осуществляется администрацией города Перми посредством ведения Единого реестра самовольно установленных и незаконно размещенных движимых объектов, выявленных на территории города Перми, в порядке, установленном администрацией города Перми.
В пункте 2.5 Положения N 192 установлено, что не позднее рабочего дня, следующего за днем составления акта о выявлении самовольного (незаконного) объекта, территориальный орган размещает на объекте (за исключением рекламных конструкций) и Официальном сайте объявление с требованием о добровольном демонтаже объекта в срок, установленный пунктом 2.7 настоящего Положения.
Срок для добровольного демонтажа самовольного (незаконного) объекта (кроме рекламной конструкции, объектов, указанных в абзаце третьем пункта 2.1 настоящего Положения) составляет три рабочих дня после дня размещения на Официальном сайте объявления с требованием о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта (пункт 2.7 Положения N 192).
Уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж самовольного (незаконного) объекта, проверяет исполнение требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта.
По результатам данной проверки составляет акт, в котором отражается факт демонтажа самовольного (незаконного) объекта или неисполнения требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта, а также факт устранения/неустранения обстоятельств, послуживших основанием для инициирования процедуры принудительного демонтажа самовольного (незаконного) объекта.
В случае устранения владельцем данных обстоятельств принудительный демонтаж объекта не производится (пункт 2.8 Положения N 192).
При неисполнении требования о добровольном демонтаже самовольного (незаконного) объекта потребительского рынка функциональный орган, осуществляющий функции управления в сфере потребительского рынка, в течение трех рабочих дней после дня составления акта, указанного в пункте 2.8 Положения, предоставляет информацию о данном объекте в территориальный орган по месту нахождения объекта для издания распоряжения, предусмотренного пунктом 2.10 Положения, и организации принудительного демонтажа данного объекта (пункт 2.9 Положения N 192). В соответствии с пунктом 2.10 Положения N 192 для организации принудительного демонтажа самовольных (незаконных) объектов руководитель территориального органа издает распоряжения о принудительном демонтаже самовольных (незаконных) объектов
Вопреки доводам заявителя, из представленных Департаментом земельных отношений документов, а именно: распечатка с сайта Почты России, следует, что уведомление об отказе от договора аренды получено предпринимателем 19.02.2019.
Кроме того, из полученных от Управления Росреестра по Пермскому краю материалов регистрационного дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410856:20 следует что, заявление прекращение права аренды по договору от 30.07.2012 N 111-12И подано администрацией 28.05.2019.
Совокупность указанных выше доказательств подтверждает, что договор аренды от 30.07.2012 N 111-12И прекратил свое действие 19.05.2019.
Таким образом, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого распоряжения, положениям процессуального и материального права. Также судом не установлен и заявителем не доказан факт нарушения его прав оспариваемым ненормативным правовым актом.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из обстоятельств дела и представленных доказательств у суда первой инстанции не имелось оснований для принятия иного решения, чем было принято.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы следует отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05 августа 2022 года по делу N А50-9946/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9946/2022
Истец: Лембак Михаил Михайлович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ В ЛИЦЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ДРОБИНИНА ДМИТРИЯ ВАЛЕРЬЕВИЧА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ