г. Санкт-Петербург |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А42-3070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Чечеткой С.С.
при участии:
от истца (заявителя): Ломтева И.В. по доверенности от 13.11.2020
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32035/2022) государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Первая городская клиническая больница им. Е.Е.Волосевич" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.07.2022 по делу N А42-3070/2022 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Первая городская клиническая больница им. Е.Е.Волосевич"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Северного флота"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич", адрес: 163001, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1, ОГРН 1022900539485 (далее - истец, Больница) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование Северного флота", адрес: 184602, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Корабельная, д. 1а, ОГРН 1145110010748 (далее - ответчик, Учреждение) стоимости медицинского лечения в сумме 112 582,66 руб.
Решением суда от 21.07.2022 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что военнослужащим была оказана скорая специализированная медицинская помощь, основан на неверном толковании закона; медицинская помощь, оказанная пациентам в больнице, не подпадает под признаки скорой медицинской помощи, а, следовательно, подлежит оплате.
В судебном заседании представитель Больницы поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в его отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.07.2021 в Больницу сослуживцами были доставлены двое военнослужащих, получивших в ходе тренировочных прыжков с парашютом травмы в результате отнесения порывом ветра одного из них на линию электропередач, а другого на крышу амбара и упавшего с высоты трёх метров на землю. После оказания данным военнослужащим Больницей медицинской помощи, они убыли в сопровождении офицера для дальнейшего лечения.
Больница в целях возмещения расходов на лечение военнослужащих письмом от 16.09.2021 N 9024 предложила Учреждению заключить договор на оказание медицинской помощи (л.д.39).
Стоимость медицинских услуг была рассчитана Больницей по тарифам, действующим в системе обязательного медицинского страхования, и составила 112 582,66 руб.
Учреждение отказало в оплате лечения военнослужащих, поскольку специализированная медицинская помощь в экстренной форме оказывается бесплатно.
Направленная Больницей в адрес Учреждения претензия с требованием уплатить стоимость проведенного лечения, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Больницы в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку военнослужащим была оказана скорая специализированная медицинская помощь, то с учетом пункта 4 Правил 911 взаиморасчёты за оказание скорой медицинской помощи не производятся.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Больницы, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, пришла к следующему
Из содержания статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 названного Кодекса).
Судом установлено, что факт оказания Больницей ответчику медицинских услуг подтверждается актом от 22.10.2021 N 0000-000979, реестром оказанных медицинских услуг, копиями выписок из медицинских карт N 20596, N 20599 стационарных больных Устимец А.Р., Махонина М.А. и ответчиком не оспаривается, однако Учреждение полагает, что оказанная медицинская услуга носила экстренный характер, а потому должна быть оказана бесплатно.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены в том числе Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (далее - Правила 911).
На основании пункта 2 указанных Правил расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом (флотом), военно-медицинской организацией (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти) по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между организацией здравоохранения и территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей (за исключением соединений, воинских частей внутренних войск, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками), учреждений и организаций (за исключением военно-медицинских организаций), органов безопасности и др.).
В соответствии с пунктом 3 Правил 911 организация здравоохранения в течение 5 суток после завершения лечения в стационарных или амбулаторных условиях либо обследования (освидетельствования) военнослужащего или сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях), счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этой организации и его почтового адреса.
Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, беспрепятственно и бесплатно всеми организациями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного (пункт 4 Правил 911).
В пункте 5 Правил предусмотрено, что при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам в экстренной или неотложной форме организацией здравоохранения, не заключившей договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Из системного толкования вышеуказанных норм и правовых позиций следует, что оказание медицинской организацией медицинской помощи (включая неотложную помощь) военнослужащим может осуществляться как на основании заключенного с территориальным органом исполнительной власти договора (контракта), так и в его отсутствие.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) установлено, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1 статьи 32 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ к видам медицинской помощи отнесены: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Частью 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Формами оказания медицинской помощи являются: 1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; 2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; 3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона N 323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (пункт 2 данной статьи).
Согласно приказу Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Приказ N 388н), скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях:
а) вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;
б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:
а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
В данном случае, как следует из материалов дела, в частности из выписных эпикризов (л.д.30, 32), реестра оказанных медицинских услуг (л.д.34) и медицинских карт (л.д.29, 31) следует, что военнослужащие при поступлении в Больницу находились в состоянии средней степени тяжести; военнослужащим была оказана медицинская помощь, в результате которой:
- получивший удар электрическим током военнослужащий осмотрен травматологом, терапевтом, хирургом, выявившими комбинированную травму, кататравму, электротравму, множественные ушибы конечностей, тела, термический ожог левого бедра поясничной области, спины, ягодичной области; проведено обследование (без патологии), симптоматическая терапия, наложены повязки, после чего пациент от дальнейшего лечения отказался и выписался на амбулаторный этап лечения;
- упавший с трёхметровой высоты военнослужащий осмотрен травматологом, нейрохирургом, выявившими кататравму, множественные ушибы и ссадины лица, тела, конечностей, рваные раны левого предплечья и левой голени, компрессионные переломы тел Th11 и Th12 позвоночника без нарушения проводимости спинного мозга; выполнена первичная хирургическая обработка ран левого предплечья и левой голени, профилактика столбняка, оперативное лечение ПХО ран левого предплечья и левой голени, после чего пациент от дальнейшего лечения отказался и ушёл в сопровождении человека в военной форме.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1278н утвержден стандарт скорой медицинской помощи при ожогах, гипотермии, в соответствии с которым, скорая медицинская помощь оказывается вне медицинской организации.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1457Н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при травме позвоночника", скорая медицинская помощь также оказывается вне медицинской организации.
Приказом Минздрава России от 07.11.2012 N 639н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи при травме позвоночника, спинного мозга и нервов спинного мозга, в соответствии с которым неотложная, экстренная помощь оказывается стационарно.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, исходя из приведенных норм законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что медицинская помощь, оказанная военнослужащим Учреждения в Больнице, не подпадает под признаки скорой медицинской помощи, в связи с чем, оказанные истцом медицинские услуги подлежат оплате.
Расчет стоимости оказанных медицинских услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Поскольку доказательств погашения задолженности по оплате стоимости оказанных услуг не представлено, то требование Больницы подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.07.2022 по делу N А42-3070/2022 отменить.
Взыскать с Федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование Северного флота" в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич" 112 582,66 руб. стоимости медицинского лечения и 7 377 руб. расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3070/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. Е.Е.ВОЛОСЕВИЧ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ СЕВЕРНОГО ФЛОТА"