15 ноября 2022 г. |
Дело N А83-4221/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.11.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 августа 2022 года по делу N А83-4221/2022, принятое по заявлению акционерного общества "Красноперекопское ремонтно-транспортное предприятие" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру в городе Армянск, Красноперекопск и Красноперекопском районе Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании постановления о назначении административного наказания, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Красноперекопска Республики Крым, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноперекопский",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноперекопское ремонтно-транспортное предприятие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру в городе Армянск, Красноперекопск и Красноперекопском районе Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2022 по делу N 8-2022/38-48 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000,00 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Красноперекопска Республики Крым, Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноперекопский".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15 августа 2022 года оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, комитет) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Заявитель жалобы указывает, что на момент проведения внепланового инспекторского визита у общества отсутствовали надлежаще оформленные права на использование земельного участка площадью 693 кв.м, расположенного с северо-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 90:20:010120:297.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 08.11.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.10 ч. 15.11.2022.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебном заседании 08.11.2022 его представитель с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменений, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.02.2022 на основании решения комитета от 02.02.2022 N 163-14/2 в отношении АО "Красноперекопское ремонтно-транспортное предприятие" проведен внеплановый инспекционный визит с целью исполнения функций по осуществлению государственного земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Красноперекопск, ул. Железнодорожная, 9, кадастровый номер 90:20:010120:297, по результатам которого составлен акт N 9 с приложением протокола осмотра.
АО "Красноперекопское ремонтно-транспортное предприятие" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 90:20:010120:297, общей площадью 517 кв.м на основании договора аренды земельного участка N 18.02-07/301 от 11.07.2021, заключенного с Администрацией города Красноперекопска Республики Крым и сроком на 49 лет. На земельном участке расположено нежилое здание литера А, площадью 1238 кв.м, количество этажей - 4, кадастровый номер 90:20:010120:36, которое находится в собственности у АО "Красноперекопское РТП" на основании Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного Исполнительным комитетом Красноперекопского городского совета от 02.07.2009, запись о регистрации N 90:20:010120:36-90/010/001/2015-754/1 от 21.07.2015.
Согласно актуальных сведений Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 90:20:010120:297, общей площадью 517 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "обеспечение внутреннего порядка", образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 90:20:010120:299 с сохранением в измененных границах на основании заявления АО " Красноперекопское РТП". Правообладателем земельного участка является Муниципальное образование городской округ Красноперекопск Республики Крым.
В ходе проведенного внепланового инспекционного визита установлено, что доступ на земельный участок с кадастровым номером 90:20:010120:297 ограничен. Доступ к принадлежащему собственнику нежилому зданию с кадастровым номером 90:20:010120:36 осуществляется со стороны ул. Железнодорожная, г. Красноперекопска. Доступ к земельному участку с расположенном на нем здании осуществляется через примыкающую к земельному участку бетонную площадку, имеющую по периметру ограждение из железобетонных плит и оборудованной навесом для стоянки автомобилей. Проход (проезд) на площадку, выезд с площадки осуществляется со стороны ул.Железнодорожная и ограничен выдвижными металлическими воротами. На южной стороне площадки, для доступа к нежилому зданию, в ограждении имеется металлическая распашная калитка. Центральный вход в нежилое здание расположен с северо-восточной стороны здания, со стороны ул. Железнодорожная.
Во время проведения внепланового инспекционного визита был осуществлен обмер используемого земельного участка, с кадастровым номером 90:20:010120:297 с помощью лазерного дальномера "Leica DISTO D410" и определена его площадь.
При сопоставления данных с ЕГРН, установлено, что АО "Красноперекопское ремонтно-транспортное предприятие" фактически используется земельный участок площадью 1210 кв.м. Площадь самовольно занятой части земельного участка, являющегося собственностью муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, составила 693 кв.м. При этом надлежаще оформленные права на использование земельного участка площадью 693 кв.м у общества отсутствуют, что является нарушением требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, административный орган пришел к выводу о наличии административного правонарушения, связанного с самовольным занятием земельного участка.
15.02.2022 административным органом в отношении общества и в присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Постановлением административного органа от 21.02.2022 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что комитетом не доказано и не представлено в материалы дела документов, свидетельствующих о том, что ограждение и площадка сделаны именно заявителем.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (части 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Таким образом, в целях установления факта наличия в действиях общества объективной стороны правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, необходимо доказать, что субъект пользовался земельным участком, данный земельный участок принадлежит третьему лицу, которое в установленном порядке не выражало свою волю на использование земельного участка указанным субъектом.
Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10. КоАП РФ).
В рассматриваемом случае из оспариваемого постановления следует, что общество самовольно занимает земельный участок муниципальной собственности общей площадью 693 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноперекопск, ул. Железнодорожная, расположенного с северо-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 90:20:010120:297.
В ходе проверки комитетом было установлено, что к нежилому зданию с кадастровым номером 90:20:010120:36, с северо-восточной стороны земельного участка на котором оно расположено, примыкает ограждение из железобетонных плит, охватывающее земли муниципальной собственности, граничащие с обследуемым земельным участком. На землях муниципальной собственности расположена открытая бетонная площадка с установленным по ее периметру ограждением примыкающего к нежилому зданию с кадастровым номером 90:20:010120:36 и оборудованная навесом для стоянки автомобилей. Нежилое здание эксплуатируется совместно с территорией занятой бетонной площадкой с установленным по ее периметру ограждением и навесом для стоянки автомобилей.
Судом установлено, что АО "Красноперекопское РТП" передало в аренду нежилое помещение с кадастровым номером 90:20:010120:36, общей площадью 482 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Красноперекопск, ул. Железнодорожная, 9, Литера "А", Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноперекопский" согласно следующих договоров: договор безвозмездного пользования нежилым помещением N 38 от 17.11.2015; договор аренды нежилых помещений N 9 от 29.01.2016; договор аренды нежилых помещений N 29 от 23.03.2016; договор аренды нежилых помещений N 4 от 26.01.2017; договор аренды нежилых помещений N 65 от 27.01.2017; договор аренды нежилых помещений N 8 от 22.01.2018; договор аренды нежилых помещений N 50 от 15.06.2018; а также государственных контрактов аренды нежилых помещений N06 от 05.02.2019, N38 от 26.06.2019, N45, N 46 от 24.11.2020, N 25 от 03.09.2021. Помещения нежилого здания с кадастровым номером 90:20:010120:36 используются МО МВД России "Красноперекопский" для размещения отдела ГИБДД МО МВД России "Красноперекопский". Срок аренды по 31.10.2022.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, нежилое здание с кадастровым номером 90:20:010120:36, расположенное на земельном участке общей площадью 517 кв.м с кадастровым номером 90:20:010120:297 длительное время находится в аренде у Муниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноперекопский".
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, что ограждение из железобетонных плит с металлической распашной калиткой оборудованной навесом для стоянки автомобилей на участке земли общей площадью 693 кв.м, расположенного в северо-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 90:20:010120:297, установлено именно собственником объекта недвижимости и арендатора земельного участка.
Статья 26.11. КоАП РФ устанавливает, что судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Привлекая к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать не только событие совершения административного правонарушения, но и виновность привлекаемого лица в его совершении, подлежащие обязательному выяснению по каждому делу об административном правонарушении (пункты 1,3 статьи 26.1 КоАП РФ).
Вопросы, связанные с установлением данных обстоятельств, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что следует из норм статей 1.5, 1.6, 2.1, 4.1 - 4.3, 24.1, 26.1 - 26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ.
Статья 1.5. КоАП РФ предусматривает презумпцию невиновности, которая включает в себя обязанность административного органа доказывания вины в установленном КоАП порядке, освобождение лица от доказывания своей невиновности, толкования в пользу привлекаемого к ответственности лица всех неустранимых сомнений в его виновности.
В данном случае, вынося оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, административным органом не доказан факт совершения заявителем административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 августа 2022 года по делу N А83-4221/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4221/2022
Истец: АО "КРАСНОПЕРЕКОПСКОЕ РЕМОНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: ГОСКОМРЕГИСТР Красноперекопск, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОПЕРЕКОПСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ"