г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А56-69452/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Барахтян Д.А.,
при участии:
от истца: Попкова К.Ю. по доверенности от 07.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31252/2022) Администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2022 по делу N А56-69452/2021, принятое
по иску ПАО "Россети Ленэнерго"
к Администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
3-е лицо: АО "Петербургская сбытовая компания"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (истец, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к администрации Самойловского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (ответчик, Администрация) с требованием о взыскании 1 882 721,56 рублей неосновательного обогащения в виде стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии, процентов за пользование чужими денежными средствами.
10.03.2022 суд удовлетворил ходатайство ответчика о привлечении третьего лица - АО "ПСК".
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, прекратить производство по делу.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что договор энергоснабжения между сторонами отсутствует, факт бездоговорного потребления не подтвержден документально. Акт от 27.01.2021 подписан неуполномоченным/неустановленным лицом. Вопрос об освещении деревни Спирово и выделении бюджетных средств не обсуждался. Ранее присоединенная максимальная мощность отсутствует.
В отзыве, поддержанном в судебном заседании, истец просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом правомерно с учетом фактических обстоятельств дела отклонен довод о том, что сеть уличного освещения в деревне Спирово изготовлена не ранее 12.10.2020.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ПАО "Россети Ленэнерго" является территориальной сетевой организацией, а именно коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В отношении объекта Ответчика (уличное освещение), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Бокситогорский район, д. Спирово (далее по тексту - объект). представителями ПАО "Россети Ленэнерго" проведены проверки соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии и выявления фактов неучтенного (бездоговорного) потребления электрической энергии.
В результате проверок установлено, что в период с 09.07.2019 по 27.01.2021 Ответчик осуществлял на объекте потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения.
По акту 12.10.2020 установлены светильники (период расчета по иску: 09.07.2019 - 27.01.2021). Истцу принадлежат опоры, провода, в 2019 году повешены лампы.
Данное обстоятельство подтверждается Актами о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии N бп/008740 от 07.07.2020, N 9067813/пэк от 27.01.2021 (далее - Акт 1 и Акт 2 соответственно, при совместном упоминании - Акты).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 (далее - Основные положения), бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По факту безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии (пункт 192 Основных положений).
Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений (пункт 84 Основных положений).
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
По смыслу положений главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации институт неосновательного обогащения, состоящий в возложении на лицо, неосновательно получившее или сберегшее имущество за счет другого лица, обязанность по возврату последнему такого имущества, призван обеспечить защиту имущественных прав участников гражданского оборота.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт бездоговорного потребления Администрацией электрической энергии в спорный период доказан, расчет стоимости бездоговорного потребления произведен в соответствии с требованиями Основных положений, повторно проверен апелляционным судом, признан верным, соответствующим нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Поскольку в десятидневный срок счет не был оплачен, истец на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации начислил ответчику 33 520, 81 рублей за период просрочки с 20.10.2020 по 09.07.2021, проценты, начиная с 10.07.2021 по 31.03.2022, и с момента окончания срока действия установленных ограничений, определяемого календарной датой, согласно постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" до даты фактической оплаты основного долга, исходя из 1/365 (366) доли действующей ключевой ставки ЦБ РФ на день платежа, на основании статьи 395 ГК РФ. Расчет процентов также проверен и признан правомерным.
Вопреки доводам ответчика, наличие неосновательного обогащения, а также его размер подтверждены документально.
Пунктом 189 Основных положений установлено, что объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 Приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Объем бездоговорного потребления Ответчиком электрической энергии по Акту 1 и Акту 2 составил - 21 852 кВтч и 72 705 кВтч соответственно.
Стоимость электрической энергии определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
Расчеты объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии по Актам представлены в материалы дела.
Вопреки доводу Администрации, именно она является лицом, обязанным оплатить стоимость неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, во до отведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Таким образом, организация, ремонт и оплата стоимости уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В силу статьи 2 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Согласно пункту 1 приложения N 3 к таким объектам относятся и объекты инженерной инфраструктуры (объекты электросетевого хозяйства).
Таким образом, при разделении государственной собственности в 1991 году электрические сети отнесены к муниципальной собственности, и невыполнение Администрацией процедуры постановки спорных сетей на учет (регистрации) в качестве объектов муниципальной собственности не влияет на его статус владельца сетей и возникающие в связи с этим обязательства по их содержанию.
Ответчик, как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов энергоснабжения, мог и должен был принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных сетей.
Исходя из положений Письма Минстроя России N 33418-АЧ/04 от 18.09.2017, организация и ремонт уличного (дворового) освещения относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам N Н5-8575/5 от 25.10.2010 расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:
- выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение).
- организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).
Таким образом, электрическая энергия, потребляемая на нужды уличного освещения, должна оплачиваться органами местного управления, а в данном случае - Администрацией. С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно установлено, что лицом, на стороне которого возникло обязательство из неосновательного обогащения при бездоговорном потреблении электроэнергии, является Администрация.
Доводы относительно того, что объекты уличного освещения, зафиксированные в актах N бп/008740 от 07.07.2020, N 9067813/пэк от 27.01.2021, установлены жителями населенного пункта (д. Спирово) и потребление электрической энергии организовано в рамках индивидуальных договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, не подтверждены документально в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отклоняя довод ответчика о составлении актов в отсутствие представителя ответчика, суд апелляционной инстанции огтмечает следующее.
Основные положения устанавливают требование о составлении акта о бездоговорном потреблении в присутствии потребителя или его представителя, не выдвигая при этом специальных требований к последнему и не ограничивая возможность представления интересов потребителя при составлении акта указанием на конкретное должностное лицо.
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.), а также из презумпции добросовестного осуществления гражданских прав, закрепленных в пункте 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из содержания Актов следует, что в момент проверки на спорном объекте находился представитель ответчика - начальник сектора по управлению муниципального имущества Балюк И.В.
Согласно сведениям официального сайта ответчика Балюк И.В. действительно занимает должность начальника сектора по управлению муниципального имущества.
В момент проведения проверок данное лицо выступило как представитель ответчика, подтвердило, что спорные объекты принадлежат Администрации, в подтверждение чему представило регистрационные данные (ИНН, КПП, юридический адрес) и иные сведения об ответчике, и подписало Акты.
Довод ответчика о том, что в акте N 9067813/пэк от 27.01.2021 г. отсутствуют сведения о приборе, на основании которого была определены марка и сечение кабеля не основан на нормах законодательства.
Согласно пункта 178 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться, в том числе данные о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии.
Из содержания акта N 9067813/пэк от 27.01.2021 г. следует, что самовольное подключение фонарей уличного освещение было осуществлено от ТП 9-9-32 в д. Спирово (место). Потребление электрической энергии осуществлялось через две кабельные линии марки СИП сечением 16 мм2 (способ).
Указание в акте о бездоговорном потреблении электрической энергии иных сведений пунктом 178 Основных положений не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2.3.23 Правил устройства электроустановок, "Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, далее - ПУЭ), открыто проложенные кабели, а также все кабельные муфты должны быть снабжены бирками с обозначением на бирках кабелей и концевых муфт марки, напряжения, сечения, номера или наименования линии; на бирках соединительных муфт - номера муфты и даты монтажа. Бирки должны быть стойкими к воздействию окружающей среды. На кабелях, проложенных в кабельных сооружениях, бирки должны располагаться по длине не реже чем через каждые 50 м.
Маркировка кабелей осуществляется в процессе их изготовления. Производитель должен выбрать цвет для изолирующей оболочки провода в соответствии с международными или отечественными стандартами, прописанными в ПУЭ, ГОСТах и другой документации. Данные, отображенные на внешней оболочке кабеля, указывают на информацию по нескольким параметрам:
* число проводов;
* площадь сечения всего кабеля;
* применяемые изоляционные материалы;
* материалы проводов и т. д.
* Сечение кабелей, посредством которых ответчиком в спорный период осуществлялось потребление электрической энергии, было установлено представителями сетевой организации путем визуального осмотра внешней оболочки вводного кабеля, на котором были указаны сведения о его сечении.
Довод ответчика о том, что в акте отражены неполные сведения о расчетных приборах, не основан на нормах законодательства.
Согласно пункту 178 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться, в том числе, данные о приборах учета на момент составления акта.
Из обстоятельств рассматриваемого спора следует, что на момент составления акта N 9067813/пэк от 27.01.2021 на проверяемом объекте зафиксированы неопломбированные приборы учета.
При этом указание в акте о бездоговорном потреблении электрической энергии сведений об исправности (неисправности) приборов учета при проведении проверок на предмет установления фактов бездоговорного потребления электрической энергии пунктом 178 Основных положений не предусмотрено.
В акте о бездоговорном потреблении электрической энергии данных о приборах учета не влияет на объем обязательств, поскольку расчет объема потребления электрической энергии в отсутствие заключенного договора осуществляется исходя из величины допустимой токовой нагрузки вводного провода (кабеля) по формуле, приведенной в пункте 2 Приложения N 3 к Основным положениям.
В отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения и надлежащего технологического присоединения (предусматривающего в том числе ввод приборов учета в эксплуатацию), технические характеристики расчетного прибора учета не имеют правового значения.
Таким образом, акты N бп/008740 от 07.07.2020, N 9067813/пэк от 27.01.2021 признаются судом допустимыми доказательствами.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2022 по делу N А56-69452/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69452/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ САМОЙЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БОКСИТОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Петербургская сбытовая компания"