город Томск |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А45-15165/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жулёвой К.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Арт" (N 07АП-9757/2022) на решение от 11.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15165/2022 (судья Векшенков Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Арт" (ИНН 5407974687) к мэрии города Новосибирска (ИНН 5406285846) о признании незаконным решения комиссии об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации масштабного инвестиционного проекта,
третье лицо: в/ч 3733.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Строй-Арт": Бикунова В.В. по доверенности от 17.11.2021 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Арт" (далее - заявитель, общество, ООО "Строй-Арт") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия) о признании незаконным решения комиссии об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации масштабного инвестиционного проекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 3733.
Решением от 11.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строй-Арт" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела сведений официальной статистики Федеральной службы государственной статистики о том, что средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений по Новосибирской области по состоянию на декабрь 2021 года составляет 54 120 рублей, а также доказательств пересечения границ земельного участка с границами территориальной зоны перспективной улично-дорожной сети (ИТ-6).
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей Мэрии и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, 16.02.2022 ООО "Строй-Арт" обратилось в Мэрию с ходатайствами о рассмотрении возможности реализации масштабного инвестиционного проекта "Многоквартирные многоэтажные жилые дома с общественными помещениями, расположенные на территории, ограниченной перспективным направлением Красного проспекта, перспективными направлениями улиц жилой застройки местного значения, разделяющих на кварталы территорию, проектируемой Космической магистралью, в Калининском районе города Новосибирска, перспективным направлением Красного проспекта, проектируемой Космической магистралью, перспективными направлениями улиц жилой застройки местного значения, разделяющих на кварталы территорию в Заельцовском районе города Новосибирска", связанного со строительством жилья на земельных участках, общей площадью 37 341, 53 кв. м; о рассмотрении возможности реализации масштабного инвестиционного проекта "Многоквартирные многоэтажные жилые дома с общественными помещениями, расположенные на территории, ограниченной перспективным направлением Красного проспекта, перспективными направлениями улиц жилой застройки местного значения, разделяющих на кварталы территорию, проектируемой Космической магистралью, в Калининском районе города Новосибирска, перспективным направлением Красного проспекта, проектируемой Космической магистралью, перспективными направлениями улиц жилой застройки местного значения, разделяющих на кварталы территорию в Заельцовском районе города Новосибирска", связанного со строительством жилья на земельных участках, общей площадью 61 654, 07 кв. м с приложением необходимых документов.
30.03.2022 комиссией по рассмотрению ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов и их соответствии критериям, установленным пунктами 2 - 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" (далее - Закон Новосибирской области N 583-ОЗ) принято решение об отказе в удовлетворении ходатайств о реализации масштабного инвестиционного проекта по следующим основаниям:
в отношении земельных участков, общей площадью 37 341, 53 кв. м - согласно подпункту "б" пункта 3.4 Порядка рассмотрения ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов, связанных со строительством жилья, и их соответствии критериям, установленным пунктами 2 - 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 583-ОЗ, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 02.08.2016 N 3419 (далее - порядок N 3419), - в документах, представленных обществом, выявлена недостоверная информация (по сведениям официальной статистики Федеральной службы государственной статистики средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений по Новосибирской области по состоянию на декабрь 2021 года составляет 54 120 рублей, по данным ООО "Строй-Арт" себестоимость строительства 1 кв. м составит 29 375, 19 рублей;
согласно подпункту "д" пункта 3.4 Порядка N 3419 невозможно предоставить земельный участок для реализации масштабного инвестиционного проекта на данной территории в связи с тем, что проект застройки не соответствует требованиям законодательства: статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) - не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границу территориальной зоны улично-дорожная сети (ИТ-6), расположена в двух территориальных зонах; испрашиваемый земельный участок расположен в полосе воздушных подходов аэродрома Гвардейский (в/ч 3733 ФС ВНГ РФ);
в отношении земельных участков, общей площадью 61 654, 07 кв. м - согласно подпункту "б" пункта 3.4 Порядка N 3419 - в документах, представленных обществом, выявлена недостоверная информация (по сведениям официальной статистики Федеральной службы государственной статистики средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений по Новосибирской области по состоянию на декабрь 2021 года составляет 54 120 рублей, по данным ООО "Строй-Арт" себестоимость строительства 1 кв. м составит 27 164, 32 рублей;
согласно подпункту "д" пункта 3.4 Порядка N 3419 невозможно предоставить земельный участок для реализации масштабного инвестиционного проекта на данной территории в связи с тем, что проект застройки не соответствует требованиям законодательства: испрашиваемый земельный участок расположен в полосе воздушных подходов аэродрома Гвардейский (в/ч 3733 ФС ВНГ РФ).
Полагая незаконным решение комиссии, общество 02.06.2022 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно положениям части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, подлежат удовлетворению арбитражным судом при одновременном наличии двух условий: несоответствие оспариваемых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Пунктом 3 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжениям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в том числе, для реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Закон Новосибирской области N 583-ОЗ в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ устанавливает критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Новосибирской области предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (далее - земельные участки), юридическим лицам в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области 583-03 земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов (далее - МИП), в том числе, в случае, если такие проекты соответствуют критерию:
- реализация масштабного инвестиционного проекта в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагает строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов) общей площадью не менее 10 тысяч квадратных метров жилых помещений, из которых не менее 2,5 процента общей площади жилых помещений либо не менее аналогичного объема площади жилых помещений, находящихся в собственности инициатора проекта, подлежат в порядке, установленном областным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, передаче в собственность гражданам, пострадавшим от действий застройщиков, не исполнивших свои обязательства по передаче жилых помещений перед гражданами, вложившими денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Новосибирской области, и внесение денежных средств в размере не менее 30 миллионов рублей на завершение строительства многоквартирного дома, застройщик которого не исполнил свои обязательства о передаче жилых помещений гражданам, вложившим денежные средства в строительство многоквартирного дома на территории Новосибирской области.
Во исполнение указанных правовых норм Мэрией с учетом постановления Правительства Новосибирской области от 16.04.2019 N 138-п принят Порядок N 3419.
Согласно пункту 2.1 Порядка N 3419 в целях реализации проекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Новосибирска либо расположенном на территории города Новосибирска, государственная собственность на который не разграничена, инициатор проекта представляет ходатайство и документы в соответствии с пунктом 2.2 Порядка в Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.
В соответствии с пунктом 1.3.3 Порядка N 3419 инициатор проекта - юридическое лицо (юридические лица), обращающееся (обращающиеся) в Мэрию с ходатайством и соответствующее (соответствующие) требованиям, установленным постановлением Правительства Новосибирской области.
Пунктами 3.2 и 3.3 Порядка N 3419 предусмотрено, что в течение 20 дней со дня регистрации ходатайства и документов департамент: при наличии оснований для отказа в удовлетворении ходатайства, предусмотренных подпунктами "а", "б", "и" пункта 3.4 Порядка N 3419, направляет инициатору проекта письменный отказ в удовлетворении ходатайства с указанием основания для отказа и возвращает приложенные к ходатайству документы; при отсутствии таких оснований - направляет ходатайство и документы в комиссию по рассмотрению ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов и их соответствии критериям, установленным пунктами 2, 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 583-ОЗ, положение о которой и состав которой утверждаются постановлениями мэрии. В течение 20 дней со дня регистрации документов, направленных департаментом мэрии, комиссия принимает решение о возможности удовлетворения ходатайства либо об отказе в удовлетворении ходатайства при выявлении оснований, предусмотренных пунктом 3.4 Порядка N 3419.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка N 3419 основаниями для отказа в удовлетворении ходатайства являются:
а) представление неполного перечня сведений и (или) документов в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 данного Порядка;
б) выявление в документах, представленных инициатором проекта, недостоверной информации;
в) несоответствие инициатора проекта требованиям, указанным в подпункте 1.3.3 названного Порядка;
г) несоответствие проекта критерию, установленному пунктом 2 или 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 583-ОЗ;
д) невозможность предоставления земельного участка для реализации проекта в соответствии с законодательством, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, проектом планировки территории;
е) земельный участок, на котором предполагается реализация проекта, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
ж) ходатайство не получило наивысший рейтинг по результатам оценки и сопоставления ходатайств;
з) размер денежных средств, подлежащих внесению на завершение строительства многоквартирного дома, застройщик которого не исполнил свои обязательства по передаче жилых помещений гражданам, вложившим денежные средства в строительство многоквартирных домов, менее стоимости испрашиваемого земельного участка, которая определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, - в отношении проекта, критерий для которого установлен пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 583-ОЗ;
и) подготовка проекта распоряжения Губернатора Новосибирской области в связи с поступившим ранее обращением к Губернатору Новосибирской области в отношении испрашиваемого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что заявителем представлен необходимый перечень документов.
04.04.2022 Департаментом строительства и архитектуры мэрии было направлено обществу письмо N 30/03.2/06540 об отказе в удовлетворении ходатайства.
По данным ООО "Строй-Арт" себестоимость строительства 1 кв. м составит 29 375, 19 рублей (в отношении земельных участков, общей площадью 37 341, 53 кв. м) и 27 164, 32 рублей (в отношении земельных участков, общей площадью 61 654, 07 кв. м).
Вместе с тем, по сведениям официальной статистики Федеральной службы государственной статистики средняя стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений по Новосибирской области по состоянию на декабрь 2021 года составляет 54 120 рублей.
Учитывая, что в настоящее время строительство объектов капитального строительства с указанным заявителем расчетом стоимости 1 кв. м в названный бюджет строительства осуществить невозможно, то представленная обществом информация является недостоверной.
Как следует из материалов дела, испрашиваемая территория в отношении земельных участков, общей площадью 37 341, 53 кв. м, отнесена к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения с объектами различной плотности жилой застройки (ОД-1.1) и зоне перспективной улично-дорожной сети (ИТ-6), площадь пересечения составляет 0, 39 кв. м (в точке N 19), менее 10% об общей площади проектируемой территории.
Указанное обстоятельство подтверждается заключением Главного управления архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры мэрии от 04.03.2022 N 30/05.5/04382, картой градостроительного зонирования территории города Новосибирска.
В территориальной зоне перспективной улично-дорожной сети (ИТ-6) не предусмотрено строительство многоэтажной жилой застройки.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Установлен законодательный запрет на формирование земельного участка, находящегося в различных территориальных зонах.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельный участок площадью 37 341, 53 кв. м (далее - территория N 1) испрашиваемый ООО "Строй-Арт" для реализации проекта "Многоквартирное многоэтажны жилые дома с общественными помещениями, расположенные на территории, ограниченной перспективным направлением Красного проспекта, перспективными направлениями улиц жилой застройки местного значения, разделяющих на кварталы территорию проектируемой Космической магистралью в Калининском районе, перспективным направлением Красного проспекта, проектируемой Космической магистралью, перспективными направлениями улиц жилой застройки местного значения, разделяющих на кварталы территории в Заельцовском районе города Новосибирска" располагается в двух территориальных зонах.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, проектной документации лесных участков либо утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Исходя из заключения от 04.03.2022 Главного управления архитектуры и градостроительства по проекту для реализации МИП в Заельцовском районе от 04.03.2020 территория N 1 отнесена к территориальной подзоне делового, общественного и коммерческого назначения с объектами различной плотности застройки (ОД-1.1) и в зоне перспективной улично-дорожной сети (ИТ-6). Площадь пересечения составляет 0,39 км. м. (в точке N 19).
В территориальной зоне перспективной улично-дорожной сети (ИТ-6) не предусмотрено строительство многоэтажной жилой застрой (высотной застройки).
Установлен законодательный запрет на формирование земельного участка, находящегося в различных территориальных зонах, и ситуация, при которой сформированный земельный участок оказывается находящимся одновременно в нескольких территориальных зонах, и на него распространяется действие нескольких градостроительных регламентов, ведет к возникновению правовой неопределенности в отношении правового режима земельного участка.
Земельный участок, площадью 37 341,53 кв. м расположен в границах проекта планировки территории, ограниченной перспективным направлением Красного проспекта, границей города Новосибирска, проектируемыми Ельцовской и Космической магистралями, в Калининском районе и проекте межевания территории квартала в границах улиц Тюленина, Гребенщикова и Мясниковой в Калининском районе, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 12.04.2017 N 1556.
Земельный участок располагается в планировочном квартале 120.01.03.04 в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства: зоне застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоэтажных жилых домов.
Однако в данном планировочном квартале 120.01.03.04 предполагается строительство дошкольной общеобразовательной организации.
Проект планировки территории подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, предназначенных для реконструкции вышеуказанной автомобильной дороги и объектов, связанных с его эксплуатацией.
Проекты планировки территории содержат характеристики земельных участков, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые могут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт, реконструкцию зданий, прокладку коммуникаций, магистралей, улиц, государственными органами, которые дают разрешения и согласования на осуществление такой деятельности. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом красных линий (границ территорий общего пользования), которые являются обязательным элементом проекта планировки территории города.
Строительство многоквартирных домов на данном земельном участке существенно затруднит реализацию проекта планировки территории.
Испрашиваемые земельные участки располагаются в полосе воздушных подходов аэродрома Гвардейский.
Пункт 2.2 Порядка N 3419 содержит исчерпывающий перечень документов, которые заявитель обязан приложить к своему ходатайству.
В указанный перечень документов не входит необходимость заявителя предоставить какие-либо письменные согласования с в/ч 3733 на стадии обращения с ходатайствами о рассмотрении возможности реализации масштабного инвестиционного проекта.
Поскольку действующим законодательством при обращении с ходатайством на общество не возлагается обязанность согласования с в/ч 3733, то требование заинтересованного лица в этой части неправомерно.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку в материалы дела мне представлено доказательств несоответствия нормам закона или иным нормативных правовых актов оспариваемого решения, нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15165/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Арт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15165/2022
Истец: ООО "СТРОЙ-АРТ"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Войсковая часть 3733, Седьмой арбитражный апелляционный суд