г. Тула |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А68-6328/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фахреевой Д.Р., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альфа" - Косинова А.В. (доверенность от 21.06.2022 N 3), Гусева И.Б. (доверенность от 21.06.2022 N 3), заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области - Фаткиной М.Г. (доверенность от 18.11.2021 N 109), Илюхиной М.О. (доверенность от 18.11.2021 N 109), третьего лица - акционерного общества "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова" - Ульянова Э.А. (доверенность от 28.05.2021 N 080-21), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.08.2022 по делу N А68-6328/2021 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (ОГРН 1157154030990, ИНН 7104069867) (далее - ООО "Альфа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090) (далее - Тульское УФАС, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения от 15.06.2021 N 071/07/3-490/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова" (ОГРН 1117154036911, ИНН 7105514574) (далее - АО "КБП", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021, в удовлетворении требований ООО "Альфа" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.2022 решение Арбитражного суда Тульской области от 08.09.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А68-6328/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.08.2022 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе общество просит данное решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции, со ссылкой на пункт 3.4.9 документации, указывает, что сведения, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах. Полагает, что электронная форма карточки участника на ЭТП тождественна указанию сведений в формах, прилагаемых к первой части заявки, установленных документацией. Считает, что исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара должны содержаться в заявке участника качественных характеристик товара - по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.2, а требования к составу заявки на участие в аукционе согласно пункту 20 информационной карты - в соответствии с приложением N 2 к информационной карте
В отзывах на апелляционную жалобу управление и третье лицо просят в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в управление поступила жалоба ООО "Альфа" на неправомерные действия заказчика АО "КБП", комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку спецодежды (извещение N 32110148000 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru).
Как следует из жалобы ООО "Альфа", заказчиком нарушен пункт 3.4.9 документации и положение о закупках, а именно неправомерно снижена цена договора на 15 % от предложенной цены вследствие неуказания в заявке страны происхождения товара - Российская Федерация. Заявитель считает, что страна происхождения зафиксирована с помощью функционала ЭТП в разделе "основные сведения", и это имеет преимущество перед сведениями, указанными в заполненных формах заявки.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме (извещение N 32110148000) размещено на сайте единой информационной системы в сфере закупок 31.03.2021 (http://zakupki.gov.ru).
Заявителем подана заявка на участие в электронном аукционе N 32110148000.
Заявка сформирована в виде заполнения электронных форм на сайте электронной торговой площадки http://223etp.zakazrf.ru/ с приложением отдельных документов, в соответствии с требованиями документации о закупке.
Из извещения следует, что заказчиком закупки является конструкторское бюро, наименование и адрес электронной торговой площадки (ЭТП) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" в сети "Интернет" по адресу: www.zakazrf.ru; документация о закупке официально размещена в открытом источнике и доступна для ознакомления в форме электронного документа по адресу ЕИС в сети "Интернет" для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (www.zakupki.gov.ru).
Начальная (максимальная) цена договора составляет 7 456 719 руб. 43 коп.
Срок окончания подачи заявок 20.04.2021 в 16 часов 00 минут.
Предметом договора является поставка спецодежды.
Протоколом закупочной комиссии от 13.05.2021 N 500/А победителем закупки признано общество (заявка N 236476), предложившее наименьшую цену - 4 526 085 руб. 20 коп. с учетом НДС.
Решением комиссии цена договора определена в 3 847 172 руб. 42 коп. (снижена на 15 %) со ссылкой на условия документации и постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 925), так как в техническом предложении общество не указало, что страной происхождения товара является Россия.
Управлением по итогам рассмотрения жалобы ООО "Альфа" на действия заказчика, закупочной комиссии - АО "КБП" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку спецодежды (извещение N 32110148000) жалоба ООО "Альфа" признана необоснованной, поскольку согласно разделу 4.5 документации о закупке участник закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении N 2 к информационной карте. Но в "техническом предложении" (форма 2), раздел 7.2, общество не указало страну происхождения товара. В соответствии с пунктом 4.10.6 документации о закупке отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения товара не является основанием для отклонения заявки, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
ООО "Альфа", не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) установлено, что целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи (далее по тексту - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
На основании части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ АО "КБП" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг в рамках положений указанного Закона.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Единое положение о закупке государственной корпорации "Ростех" утверждено наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (протокол от 18.03.2015 N 2 в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета Государственной корпорации "Ростех" от 23.12.2015 N 9 в действующей редакции), является согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика (далее - Положение о закупках).
Документация о закупке по аукциону в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку спецодежды утверждена председателем закупочной комиссии (далее - документация).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно частям 9, 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В силу частей 1, 3 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме подача участниками конкурентной закупки заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.
Частью 1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 19.6 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи.
Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи.
При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 12 части 19.1 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов, в том числе наименование страны происхождения поставляемого товара, документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В силу части 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.
Пунктом 3.4.8 документации определено, что подача заявок производится посредством функционала ЭТП в виде электронного документа, удостоверенного электронной подписью.
В разделе 14 Регламента закупочных процедур прописана процедура подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме: электронная площадка обеспечивает для аккредитованных участников функционал по подаче заявок на участие в аукционе.
Для участия в аукционе аккредитованный участник закупки входит в закрытую часть электронной площадки, используя свою электронную подпись.
Пользователю участника закупки в личном кабинете на электронной площадке доступна возможность работы с карточкой заявки на участие в аукционе.
Пользователю участника закупки без электронной подписи доступна возможность формирования, сохранения и редактирования указанной карточки.
Уполномоченному пользователю участника закупки с электронной подписью доступна возможность формирования, сохранения, редактирования и отправления указанной карточки (подача заявки).
В силу пунктов 14.11, 14.12, 14.12 Регламента заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом аукциона в соответствии с требованиями документации об аукционе; вторая часть заявки должна содержать сведения о данном участнике аукциона, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям, о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара и об иных условиях исполнения договора.
В соответствии с пунктом 14.29 Регламента по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе в реестр заявок аукциона включаются сведения и документы из реестра участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, актуальные на дату и время окончания срока подачи заявок.
При направлении второй части заявок такие сведения из реестра направляются на рассмотрение заказчику.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с разделом 4.5 документации: 4.5.1 участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 настоящей документации, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении N 2 к информационной карте; 4.5.2 заявка состоит из двух частей (первой части заявки, второй части заявки) и ценового предложения. Первая и вторая части заявки подаются одновременно; 4.5.11 документы в составе заявки представляются исключительно в форме электронных документов. Все документы, в том числе формы, входящие в состав заявки, должны быть представлены участником процедуры закупки посредством использования функционала ЭТП, в доступном для прочтения формате, соответствующем требованиям ЭТП, и подписаны ЭП лица, которое является уполномоченным представителем участника процедуры закупки и полномочия которого подтверждены документами, входящими в состав заявки; 4.5.12 рекомендации по формированию заявки: (1) предпочтительный формат электронных документов - "Portable Document Format" (расширение *.pdf), (2) каждый документ следует размещать в отдельном файле, (3) наименование файлов в соответствии с наименованием или содержанием документа, (4) нумерация файлов согласно описи, представленной в составе заявки; 4.5.13 нарушение участником процедуры закупки требований к составу, содержанию заявки, установленных настоящим подразделом, в том числе требований предусмотренных пунктами 4.5.1 - 4.5.7, 4.5.9 - 4.5.11, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Согласно пункту 4.10.5 документации о закупке участник обязан указать (задекларировать) в заявке наименование страны происхождения поставляемых товаров. Участник несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке.
Указание страны происхождения поставляемых товаров рекомендуется осуществлять в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001.
Пунктом 4.10.6 документации о закупке предусмотрено, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки.
Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 14 информационной карты определены "требования к описанию продукции", содержащие подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, включающее в себя указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара - по форме технического предложения, установленной в подразделе 7.2.
Требования к составу заявки на участие в аукционе согласно пункту 20 информационной карты - в соответствии с приложением N 2 к информационной карте.
Согласно приложению N 2 к информационной карте (пункт 2) первая часть заявки должна включать в себя техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2.
Техническое предложение (форма 2) раздела 7.2 документации включает графу предложение участника "наименование товара, указание на товарный знак (модель, производитель, страна).
Всего было подано 12 заявок на участи в закупке.
ООО "Альфа" стало участником N 3 с номером заявки 236476.
Обществом были поданы заявка и техническое предложение.
В техническом предложении отсутствовали предусмотренные формой приложения N 2 раздела 7 документации сведения с указанием на товарный знак, модель, производителя, страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Согласно разделу 4.23.1 документации предусмотрено, что в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора (предоставление приоритета).
Общество на ЭТП "ZakazRF223" заполнило карточку заявки на участие в аукционе, прикрепив к карточке документы, требуемые документацией о закупке, в том числе "техническое предложение" (форма 2).
В документе "техническое предложение" страна происхождения товара не была указана, но в разделе карточки "основные сведения" в графе "поставка товара российского происхождения, выполнение работ, оказание услуг российскими лицами" общество указало "да".
Пункт 12.6.13 Положения о закупке - цена заявки и иные условия закупки, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах.
Пункт 3.4.9 документации о закупке - сведения, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах.
Определяя приоритет между сведениями, указанными на площадке и сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах, эти положения не отменяют требования закупочной документации к форме и порядку заполнения соответствующих частей заявки участником закупки.
Так на ЭТП в графе "описания поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке" описание товара должно быть выполнено по форме, установленной закупочной документацией.
Форма, установленная подразделом 7.2. закупочной документации, предусматривает попозиционное указание наименования товара, указание на товарный знак (модель, производитель, страна происхождения товара).
В соответствии с частью 19.6 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
Часть 22 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ обязывает оператора электронной площадки направлять заказчику первые и вторые части заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Согласно условиям документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку спецодежды (извещение N 32110148000) при оценке заявок участников закупки применяется постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925), устанавливающее, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке: указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.
Пунктом 5 Постановления N 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке: а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров; в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки; г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров; д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.
Согласно пункту 14 информационной карты документации определены требования к описанию продукции, содержащие подробное предложение участника процедуры закупки в отношении продукции, а именно указание производителя и страны происхождения товара, предложения в отношении функциональных характеристик (потребительских свойств), эксплуатационных характеристик, количественных и качественных характеристик товара - по форме технического предложения, установленной в подразделе 7.2.
В техническом предложении (форма 2) раздела 7.2 документации в колонке "предложение участника" необходимо было указать наименование товара, указание на товарный знак (модель, производитель, страна).
Указанные требования документации установлены для заявок всех участников закупки в соответствии с Постановлением N 925.
В случае отсутствия в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров, согласно пункту 4.10.6 документации.
Согласно требованиям заказчика, указанным в техническом предложении (форма 2) раздела 7.2 документации, к поставке требуется спецодежда по 16 позициям.
Такое описание поставляемого товара необходимо для выполнения требований пункта 3, подпункта "д" пункта 5 Постановления N 925 и пункта 19.19.8 Положения о закупке.
Описание товара должно давать заказчику возможность определить соотношение цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения по определенной нормативными документами формуле.
Для определения такого соотношения заказчик должен видеть декларирование страны происхождения по каждой предлагаемой товарной позиции.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, пункт 12.6.13 Положения о закупке и пункт 3.4.9 документации о закупке не дают право участнику закупки на иное не предусмотренной формой закупочной документации описание товара, в том числе декларирование страны происхождения предлагаемого к поставке товара.
Вместе с тем техническое предложение ООО "Альфа" не содержит требуемую заполненную информацию в графе "наименование товара, указание на товарный знак (модель, производитель, страна происхождения)", а именно: отсутствует указание производителя и страны происхождения товара по каждой позиции товара.
Заявитель указывает, что электронная форма карточки участника на ЭТП в разделе "основные сведения" в подразделе "особенности размещения заказа" содержит графу "поставка товаров российского происхождения" с отметкой "да".
Между тем, по справедливому суждению суда, вопреки позиции заявителя, согласие на поставку товаров российского происхождения и указание производителя и страны происхождения товара по каждой позиции товара - не тождественны, поскольку при согласии в заявке отсутствуют сведения с указанием на страну происхождения товара по каждой позиции товара.
Управлением в ходе рассмотрения жалобы было установлено отсутствие в техническом предложении заявителя предусмотренных формой приложения N 2 раздела 7 документации сведений с указанием на страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
Согласно пункту 10 информационной карты закупочной документации закупка проводится в соответствии с правилами и регламентом ЭТП, а также с использованием функционала электронной площадки акционерное общество "Агентство по государственному заказу республики Татарстан" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.zakazrf.ru.
На электронной площадке по адресу http://223etp.zakazrf.ru, на вкладке "Нормативная документация" размещены и доступны неопределенному кругу лиц следующие документы: регламент организации и проведения закупочных процедур в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства; инструкция заказчика по работе на электронной площадке 223etp.zakazrf.ru универсальная закупка; инструкция участника по участию в универсальной закупке электронной площадки 223etp.zakazrf.ru
Регламент устанавливает общие правила для заказчика и участника по работе на электронной площадке, инструкции же содержат пошаговые описания работы, описывая доступный инструментарий и функционал для заказчика и участника закупки.
С учетом указанных инструкций заполненную участником заявку в электронной форме на ЭТП "заявка на участие в извещении УЗ (вх. N 236476)", надлежит читать следующим образом:
Разделы "сведения об извещении" и "особенности размещения заказа" относятся исключительно к закупочной документации, к самому заказу, формируются заказчиком в соответствии с инструкцией заказчика по работе на электронной площадке 223etp.zakazrf.ru универсальная закупка. Это информация о номере извещения, наименовании заказа, о юридическом лице, производящем закупку, НМЦ, валюте цены, системе оплаты, плате за участие в закупке, размере комиссии, информация о специальных субъекта - участниках закупки и информация о специальных требованиях к закупаемому товару - товары российского происхождения.
Инструкция участника по участию в универсальной закупке электронной площадки 223etp.zakazrf.ru предусматривает, что участник закупки в разделе "общие сведения" подтверждает, что является субъектом малого и среднего предпринимательства".
Первая часть заявки содержит:
- согласие на поставку товара, выполнение работ, оказания услуг
-- описания поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке
- сведения о требованиях, предъявляемых к предоставляемым товарам, работам, услугам.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, инструкция требует в соответствующей электронной форме ЭТП "Описания поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке" описывать товар.
Вместе с тем заполненная обществом заявка в электронной форме на ЭТП "заявка на участие в извещении УЗ (вх. N 236476)" не содержит описания товара по форме, установленной документацией о закупке, и не позволяет определить страну происхождения товара.
Ссылка ООО "Альфа", продублированная в апелляционной жалобе, на пункт 3.4.9 документации о том что, сведения, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку подача заявки в виде заполнения специальных электронных форм на ЭТП документацией о закупке не предусмотрена.
Довод апеллянта о том, что указанный вывод суда первой инстанции логически противоречит положениям документации и Положению о закупке "Ростех", поскольку ими презюмируются преимущества сведений из специальных электронных форм на ЭТП", отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 12.6.13 Положения о закупке цена заявки и иные условия закупки, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах.
В соответствии с пунктом 3.4.9 раздела 3.4 ("особые положения в связи с проведением закупки в электронной форме") документации, сведения, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП, имеют преимущество перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах.
Пункт 4.5.11 документации раздела 4.5 ("общие требования к заявке") устанавливает, что документы в составе заявки представляются исключительно в форме электронных документов. Все документы, в том числе формы, входящие в состав заявки, должны быть представлены участником процедуры закупки посредством использования функционала ЭТП, в доступном для прочтения формате, соответствующем требованиям ЭТП, и подписаны ЭП лица, которое является уполномоченным представителем участника процедуры закупки и полномочия которого подтверждены документами, входящими в состав заявки.
Таким образом, в пункте 4.5.11 документации нет понятия "специальные электронные формы", как утверждает апеллянт, отождествляя понятия "специальные электронные формы" и "форма электронных документов".
Следовательно, поскольку подача заявки в виде заполнения специальных электронных форм на ЭТП документацией о закупке не предусмотрена, пункт 3.4.9 документации, на который ссылается апеллянт, не применим.
Судом установлено и следует из материалов дела, что протоколом от 13.05.2021 N 500/А по результатам рассмотрения вторых частей заявок и информации о ценовых предложениях на основании проведенной ранжировки выбран победитель закупки и в соответствии с условиями документации применен пункт 3 Постановления N 925, в соответствии с которым при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции справедливо заключил, что управление обоснованно сделало вывод, что АО "КБП" правомерно выбрало общества в качестве победителя закупки согласно протоколу от 13.05.2021 N 500/А и к предложенной им цене применено предоставление приоритета со снижением цены договора на 15 % с 4 526 085 руб. 20 коп. до 3 847 172 руб. 42 коп., в соответствии с частью 6 статьи 3, частью 28 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ и на основании пунктов 4.10.6, 4.23.1 документации о закупке.
Довод ООО "Альфа", продублированный в апелляционной жалобе, о том, что электронная форма карточки участника на ЭТП тождественна указанию сведений в формах, прилагаемых к первой части заявки, установленных документацией, обоснованно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Электронная форма карточки участника на ЭТП в разделе "общие сведения" содержит следующую информацию: торги для субъектов малого и среднего предпринимательства - да, участник подтверждает, что является субъектом малого и среднего предпринимательства - да, поставка товаров российского происхождения, выполнение работ, оказание услуг - да.
Как верно отметил суд первой инстанции, данная информация относится к особенностям размещения заказа, а не заявки.
При этом, по справедливому суждению суда, указание "да" в "особенностях размещения заказа" в графе "поставка товаров российского происхождения" не является надлежащим заполнением соответствующей части заявки, поскольку информация относится к заказу, а не к заявке, а также в карточке участника прямо предусмотрены соответствующие вкладки "первая часть" и "вторая часть", в которых и должны отражаться предусмотренные документацией сведения о стране происхождении товара. Иного не следует ни из функционала ЭТП, ни из регламента функционирования площадки.
Отметка "да" в графе "поставка товаров российского происхождения" на ЭТП не позволяет рассчитать процент от цены договора в случае предоставления участником аукциона части товара российского и части иностранного производства, в связи с чем, как верно заключил суд первой инстанции, пункт 12.6.13 Положения о закупке и пункт 3.4.9 документации о том, что сведения, указанные участниками процедуры закупки в специальных электронных формах на ЭТП имеют преимущества перед сведениями, указанными в загруженных на ЭТП электронных документах, не применимы.
Электронная форма карточки участника на ЭТП не может быть тождественна указанию сведений в формах, прилагаемых к первой части заявки, установленных документацией о закупке, поскольку не соответствует требованиям Закона N 223-ФЗ и не позволяет применить положения Постановления N 925.
По справедливому суждению суда, вопреки позиции заявителя, выполнение требования о предоставлении согласия на условия закупочной документации само по себе не означает выполнение иных требований закупочной документации с учетом приведенных положений Закона N 223-ФЗ.
В силу части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в следующих случаях: 1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика; 2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом; 3) неразмещение в единой информационной системе Положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения; 4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке; 5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений; 6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона N 223-ФЗ носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ должны применяться с учетом данной нормы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что управление, не установив в действиях заказчика нарушений порядка проведения закупки, предусмотренных частью 10 статьей 3 Закона N 223-ФЗ, признало жалобу общества необоснованной.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Тульского УФАС и об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Довод апеллянта о том, что исходя из Постановления N 925, сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара должны содержаться в заявке участника качественных характеристик товара - по форме технического предложения, установленной в подразделе 7.2, а требования к составу заявки на участие в аукционе согласно пункту 20 информационной карты - в соответствии с приложением N 2 к информационной карте, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно приложению N 2 к информационной карте (пункт 2) первая часть заявки должна включать в себя техническое предложение (форма 2) по форме, установленной в подразделе 7.2, которое должно содержать в предложении о поставке товара наименование товара, указание на товарный знак (модель, производитель, страна).
В случае отсутствия в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров, согласно пункту 4.10.6 документации о закупке и в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Постановления N 925, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.
Таким образом, подробная инструкция о том, в какой части заявки участник закупки должен указать необходимые заказчику сведения о стране происхождения поставляемого товара, содержится в документации о закупке согласно Постановлению N 925.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.08.2022 по делу N А68-6328/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6328/2021
Истец: ООО "Альфа"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
Третье лицо: АО "Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова"
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-672/2022
16.11.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7249/2022
04.08.2022 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6328/2021
29.03.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-672/2022
29.11.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7254/2021
08.09.2021 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6328/2021