город Воронеж |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А35-8882/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ушаковой И.В.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича на решение Арбитражного суда Курской области от 21.06.2022 по делу N А35-8882/2021, по заявлению индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича о признании незаконным сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Островский Леонид Рафаилович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Островский Л.Р.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным сообщения комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска (далее - заинтересованное лицо, комитет) от 15.07.2021 N 7154/07.01- 14, об обязании комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска заключить с ИП Островским Л.Р. договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения аукциона), расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 40 (73ЦАО) на новый срок.
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Островский Л.Р. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что отказ в заключении договора на размещение спорного НТО не соответствует законодательству, поскольку пропуск срока для обращения вызван причинами, не зависящими от ИП Островского Л.Р.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Островский Л.Р. (г. Курск) 27.02.2006 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП 306463205800072, ИНН 462900274007.
26.07.2019 между ИП Островским Л.Р. и земельным комитетом города Курска заключен договор N 159312ф на размещение нестационарного торгового объекта (т. 1 л.д. 10-14), по условиям которого предпринимателю предоставлено право разместить нестационарный торговый объект (далее - НТО) N 73 ЦАО; павильон площадью 20 кв.м., место нахождения: г. Курск, ул. Дзержинского, 40, на срок с 13.06.2019 до 11.06.2020.
Письмом от 17.06.2020 N 06.2-05/1539/20 (т. 1 л.д. 16) комитет экономического развития администрации города Курска сообщил предпринимателю о том, что, поскольку подземный гидротехнический тоннель на р. Кур в Центральном округе г. Курска находится в аварийном состоянии, то, в случае ухудшения состояния данного тоннеля и проведения его капитального ремонта (реконструкции), возможна приостановка (закрытие) торговых предприятий, расположенных в зоне прохождения данного тоннеля, в том числе, по ул. Дзержинского, д. 40.
17.06.2020 предприниматель обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска с заявлением от 17.06.2020 (т. 1 л.д. 15) о заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 40, указав номер по Схеме на территории соответствующего органа города Курска - N 73 ЦАО.
В связи с поступившим заявлением должностными лицами комитета экономического развития администрации города Курска и комитета архитектуры и градостроительства города Курска произведен осмотр спорного НТО. В ходе осмотра установлено несоответствие фасадов и рекламно-информационного оформления НТО архитектурно - художественному паспорту.
Результаты осмотра отражены в заключении о соответствии (несоответствии) НТО схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, архитектурно-художественному паспорту от 07.07.2020 N 4294/031-01-11 (т. 2 л.д. 99-100).
Письмом от 20.07.2020 N 6220/07.01-14 (т. 2 л.д. 97-98) комитет со ссылкой на заключение от 07.07.2020 N 4294/031-01-11 отказал в заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 40.
03.06.2021 предприниматель обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска с заявлением от 02.06.2021 (т. 2 л.д. 31-32) о заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 40, сроком на 363 дня.
Комитет письмом от 09.06.2021 N 5696/07.01-14 (т. 2 л.д. 29-30) отказал предпринимателю в заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 40, указав на нарушение предпринимателем срока подачи заявления о заключении договора на новый срок, который установлен пунктом 5.5.1 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденного постановлением администрации г. Курска от 05.04.2021 N 207.
09.07.2021 ИП Островский Л.Р. обратился в комитет с заявлением от 05.07.2021 (т. 2 л.д. 74), в котором просил оказать содействие в рамках экономической поддержки среднего и малого бизнеса по причине распространения коронавирусной инфекции и ее последствий и повторно рассмотреть заявление о заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 40.
В ответ на указанное заявление комитет письмом от 15.07.2021 N 7154/07.01-14 (т. 2 л.д. 72-73) повторно отказал в заключении договора на размещение НТО, сославшись на нарушение срока подачи заявления о заключении договора на новый срок.
Посчитав, что сообщение комитета от 15.07.2021 N 7154/07.01-14 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям абз. 12, 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 16 статьи 13 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС, создание условий для обеспечения жителей города Курска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения города Курска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указанные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Закона N 381-ФЗ связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Постановлением Администрации г. Курска от 31.01.2017 N 277 "Об утверждении Схем размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска на 2017 - 2021 годы" (действовавшим на момент обращения с заявлением о заключении договора) утверждена, в том числе, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального округа города Курска (далее - Схема).
Постановлением администрации г. Курска от 05.04.2021 N 207 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска (далее - Положение), устанавливающее порядок размещения НТО на территории города Курска в целях обеспечения устойчивого развития города Курска, достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения в городе Курске.
Уполномоченным органом на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов является комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска (пункт 1.4 Положения).
Согласно пункту 5.1 Положения основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта, заключаемый по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
На основании пункта 5.2 Положения, заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона, за исключением:
-заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок;
-предоставления компенсационного места заинтересованному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
- заключение договоров на размещение сезонных НТО в соответствии с пунктами 8.4 и 8.12 настоящего Положения.
Согласно пункту 5.4 Положения, договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) на новый срок может быть заключен при выполнении следующих условий:
1) наличие НТО в Схеме;
2) наличие действующего договора;
3) отсутствие задолженности по действующему договору;
4) соответствие НТО Схеме по типу объекта, месту нахождения объекта, группе товаров, размеру торговой площади, сроку функционирования объекта, паспорту НТО.
В силу пункта 5.5.1 Положения заинтересованные юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на заключение договора на новый срок, подают заявления непосредственно в комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска или в АУ КО "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" не ранее чем за 3 месяца, но не позднее чем за два месяца до даты окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктом 5.5.12 Положения, комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска в срок не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации заявления совершает одно из следующих действий:
- заключает договор на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов) по форме согласно приложению 3 к настоящему постановлению;
- отказывает в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (без проведения торгов).
В указанный срок не включается время на проведение оценки, проводимой в случаях, предусмотренных п. 5.5.5 настоящего Положения.
Основания для отказа в заключении договора на размещение НТО (без проведения торгов) указаны в пункте 5.5.13 Положения, одним из которых является отсутствие действующего договора (подпункт 2).
Как следует из материалов дела и заявления ИП Островского Л.Р., предприниматель, подавая в комитет заявление о заключении договора на размещение НТО, был намерен заключить договор без проведения торгов на основании абзаца первого пункта 5.2 Положения (заключение договоров на размещение НТО на новый срок).
Из содержания письма комитета от 15.07.2021 N 7154/07.01-14 следует, что основанием для отказа ИП Островскому Л.Р. в заключении договора на размещение НТО без проведения торгов послужил пропуск заявителем срока для подачи заявления.
Как усматривается из материалов дела договор между ИП Островским Л.Р. и земельным комитетом города Курска заключен N 159312ф на размещение нестационарного торгового объекта (т. 1 л.д. 10-14) был заключен 26.07.2019.
Согласно п.4.1 Договора срок действия договора установлен с 13.06.2019 до 11.06.2020.
До даты окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта в силу пункта 5.5.1 Положения предприниматель, как лицо, претендующее на заключение договора на новый срок, с заявлением не обращался.
Заявления в комитет на заключение договора на размещение НТО подавались 03.06.2021 и 09.07.2021, то есть с нарушением срока, установленного п.5.5.1 Положения, по истечении срока на размещение НТО.
Срок действия ранее заключенного с предпринимателем договора от 26.07.2019 N 159312ф истек 11.06.2020.
Решение комитета, выраженное в письме от 20.07.2020 N 6220/07.01-14, предприниматель в судебном порядке не оспаривал.
Доводу предпринимателя о наличии обстоятельств, объективно препятствующих заявителю своевременно обратиться в комитет с заявлением о заключении договора на размещение НТО, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, 40, на новый срок без проведения торгов, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Кроме того, судом установлено, что по состоянию на 01.05.2021 спорный павильон по адресу: г. Курск, ул. Дзержинского, д. 40, включен в реестр самовольно установленных нестационарных торговых объектов на территории города Курска.
В адрес ИП Островского Л.Р. направлялось требование об освобождении места размещения объекта от 26.04.2021, однако оно не исполнено Предпринимателем.
Таким образом, поскольку предпринимателем не соблюдено условие подпункта 2 пункта 5.4 Положения (наличие действующего договора), суд приходит к выводу об отсутствии у заявителя права претендовать на заключение договора на размещение спорного НТО без проведения торгов, в связи с чем, отказ комитета в заключении договора, выраженный в письме от 15.07.2021 N 7154/07.01-14, является законным, обоснованным и не нарушающим права предпринимателя, поскольку последний не лишен права участвовать в торгах на право заключения договора на размещение спорного НТО.
Оснований для предоставления заявителю права на размещение НТО без торгов и переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
В удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21.06.2022 по делу N А35-8882/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8882/2021
Истец: ИП Островский Леонид Рафаилович
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска
Третье лицо: Администрация Центрального округа города Курска, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд