г. Пермь |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А50-22969/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Власовой О.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от истца, публичного акционерного общества "Т Плюс": Калашникова Е.С., по доверенности от 30.08.2022, паспорт, диплом;
в отсутствие представителей ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Региональная управляющая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 августа 2022 года
по делу N А50-22969/2021
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональная управляющая компания" (ОГРН 1161832071708, ИНН 1840056650)
о взыскании задолженности по оплате поставленной тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональная управляющая компания" (далее - ООО "Региональная УК", ответчик) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов в период с июля 2020 года по июнь 2021 года, в сумме 94 700 руб. 80 коп. (с учетом уточнения иска, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 17.09.2021 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 15.11.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства на основании пункта 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; в порядке процессуального правопреемства на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену истца - ООО "ПСК" на его правопреемника - ПАО "Т Плюс".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2022 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 94 700 руб. 80 коп. задолженности, а также 3 788 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску. ПАО "Т Плюс" из федерального бюджета возвращено 6 776 руб. государственной пошлины по иску, уплаченной платежным поручением N 23617 от 23.07.2021.
Ответчик с принятым по делу решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на необоснованное отклонения судом его доводов о необходимости расчета поставленного ресурса исходя из фактически поставленного объема. Полагает, что поскольку в МКД ул. Солдатова, 29В, ул. Яблочкова, 38А отсутствует централизованное ГВС, услуга оказывается конечным потребителям при помощи бойлерных установок, то учет тепловой энергии, потребляемой для приготовления ГВС, осуществляется общедомовым прибором учета. При наличии сведений об индивидуальном потреблении считает возможным произвести расчет тепловой энергии для приготовления ГВС для целей содержания общедомового имущества по факту. Пояснил, что в спорных домах в летние месяцы общедомовой прибор учета учитывает тепловую энергию, поставленную только для целей приготовления ГВС, поскольку поставка тепловой энергии для оказания услуги по отоплению прекращается, в связи с чем считает, что показания прибора учета тепловой энергии в летние месяцы позволяют определить фактический объем поставленной тепловой энергии для приготовления ГВС для индивидуального потребления и для содержания общедомового имущества.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил отзыв.
В судебном заседании представитель истца указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, которое просил оставить без изменения по изложенным в отзыве основаниям, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ПСК" являлось ресурсоснабжающей организацией в отношении многоквартирных домов N 29в по ул. Солдатова, N 38а по ул. Яблочкова г. Перми, находящихся в управлении ООО "Региональная УК".
Между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений МКД имеются прямые договоры, в соответствии с которыми истец выставляет квитанции на оплату тепловой энергии, исходя из показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) на горячую воду (м3) с применением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды (0,066), при отсутствии ИПУ - по нормативу потребления коммунальных услуг.
Направленный ООО "ПСК" договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией для приготовления горячей воды в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) N ТЭ2600-02635/ОДН от 01.06.2020 подписан ООО "Региональная УК" с протоколом разногласий от 22.07.2020.
Доказательств урегулирования разногласий, возникших между сторонами при заключении договора N ТЭ2600-02635/ОДН от 01.06.2020, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, ООО "ПСК" в период с июля 2020 года по июнь 2021 года осуществило поставку тепловой энергии для приготовления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Солдатова, 29в; в июне 2021 года - для приготовления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Яблочкова, 38а, находящихся в управлении ООО "Региональная УК", на общую сумму 103 290 руб. 81 коп.
01.11.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ООО "ПСК" путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником ООО "ПСК" является ПАО "Т Плюс".
В нарушение требований действующего законодательства (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязательство по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии ООО "Региональная УК" исполнено частично.
По расчету истца, задолженность ответчика составила 94 700 руб. 80 коп. (с учетом принятого судом уточнения размера исковых требований).
Судебный приказ от 06.05.2021 по делу N А50-10614/2021 о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности отменен определением суда от 11.05.2021 по заявлению ответчика, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств оплаты поставленной в спорный период тепловой энергии в полном объеме (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), задолженность в сумме 94 700 руб. 80 коп. признана судом первой инстанции подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца (статьи 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения, связанные с подачей абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) дано понятие нецентрализованной системы горячего водоснабжения, под которой следует понимать сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счет приобретения отдельных компонентов - холодной воды и тепловой энергии.
Пунктом 6 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирных домах, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 данных Правил.
В соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к названным Правилам.
В рассматриваемом случае истец осуществлял поставку на объекты ответчика только тепловой энергии и не оказывал услуги горячего водоснабжения.
МКД, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП, бойлеры) для нагрева холодной воды в целях производства горячей воды.
Спорные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, которыми в спорный период фиксировался весь объем тепловой энергии, поставленной истцом для приготовления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" конечным потребителям (собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений МКД), а также объем тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения в объеме, приобретаемом ответчиком в целях содержания общего имущества многоквартирных домов.
Разногласия сторон возникли относительно определения объема тепловой энергии, используемой в целях содержания общего имущества обслуживаемых МКД при приготовлении горячей воды с использованием индивидуальных тепловых пунктов.
ПАО "Т Плюс" указывает, что при расчете объема тепловой энергии, поставленной на подогрев воды для целей горячего водоснабжения при содержании общего имущества, необходимо исходить из нормативов потребления коммунальной услуги независимо от наличия в жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии и независимо от периода поставки ресурса.
ООО "Региональная УК" против использования указанной методики в отопительный период не возражает, полагает, что в летние месяцы объем поставленного ресурса подлежит определению как разность между объемом тепловой энергии, зафиксированным ОДПУ, и объемом индивидуального потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений МКД.
Настоящий спор возник у сторон в отношении объема тепловой энергии, израсходованной на приготовление горячей воды для содержания общего имущества в МКД, находящегося в управлении товарищества, в связи с чем соответствующий объем тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды на общедомовые нужды, определяется по формуле 20.2 приложения 2 к Правилам N 354.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения как платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354), так и платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 22 (1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Из формулы 20.2 Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании, товариществу) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды.
Из формулы 20.1 приложения 2 к Правилам N 354 следует, что величина qvкр вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Особенности применения данных формул в отношении способа приготовления горячей воды сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Таким образом, вопреки позиции ООО "Региональная УК", независимо от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. При расчете стоимости коммунального ресурса ответчик обязан применять не фактический объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды.
При этом довод ответчика о том, что при таком расчете в летний период на стороне ресурсоснабжающей организации возникнет неосновательное обогащение, является неправомерным. Порядок расчета объема тепловой энергии для подогрева воды в целях содержания общедомового имущества в домах с ИТП императивно установлен Правилами N 354.
При централизованной системе отопления, когда посредством общедомового имущества осуществляется приготовление только горячей воды, величина qvкр приравнивается к установленному нормативу расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды, и объем обязательств управляющей организации (товарищества) по оплате тепловой энергии, использованной на подогрев воды на общедомовые нужды, независимо от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии, определяется как произведение норматива на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и объема горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды.
Учитывая изложенное, расчет истца, произведенный, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды и норматива расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды, соответствует формуле 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
При расчете задолженности ПАО "Т Плюс" учтены возражения ответчика в части площадей мест общего пользования МКД (в отношении МКД по ул. Свердлова 29В применена площадь - 4779,7 кв.м.; в отношении МКД по ул. Яблочка 38а - площадь 1616,5 кв.м.).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств оплаты поставленной в спорный период тепловой энергии в полном объеме (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), задолженность в сумме 94 700 руб. 80 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Исковые требования удовлетворены в полном объеме обоснованно.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что определением Арбитражного суда Пермского края от 09.11.2022 удовлетворено поданное в суд 26.10.2022 уже после обращения ответчика с рассматриваемой апелляционной жалобой 16.09.2022 заявление ООО "Региональная УК" о признании решения суда исполненным; факт исполнения ООО "Региональная УК" решения Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2022 по делу N А50-22969/2021 в добровольном порядке подтвержден представленными в материалы дела платежными поручениями N 1151 от 24.10.2022 на сумму 94 700 руб. 80 коп., N 1152 от 24.10.2022 на сумму 3 788 руб.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции по существу спора и не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта, по существу направлены на переоценку верно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили соответствующую правовую оценку. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2022 года по делу N А50-22969/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Э.А. Ушакова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22969/2021
Истец: ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "РЕГИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ПАО "Т Плюс"