г. Владимир |
|
19 апреля 2024 г. |
Дело N А43-11026/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Белякова Е.Н., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества N 6 на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.12.2023 по делу N А43-11026/2023, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ИНН 7734699480, ОГРН 1137746342634) к садоводческому некоммерческому товариществу N 6 (ИНН 5243007423, ОГРН 1095243000610) о взыскании задолженности, а также почтовых расходов,
при участии представителей от сторон,
от истца - Слободянюк Д.А., по доверенности от 01.01.2024 N 07-7/23н, сроком действия по 31.12.2024, представлен диплом от 03.11.2005 N 21853, доверенность на имя директора от 11.12.2023 N 06-105/23, сроком действия по 31.12.2024;
от ответчика - представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", Региональный Оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу N 6 (далее - СНТ N6, Товарищество, ответчик) о взыскании 80 159 руб. 11 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2020 по 31.12.2020, а также 70 рублей почтовых расходов (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 05.12.2023 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с садоводческого некоммерческого товарищества N 6 в пользу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" 80 159 руб. 11 коп. задолженности, 3 206 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что истцом не представлены доказательства фактического оказания услуг по вывозу ТКО. Пояснил, что акты об оказании услуг не выставлялись ответчику, односторонние акты не могут служить допустимым и надлежащим доказательством оказания услуг.
Также ответчик указал, что представленные истцом уточненный расчет задолженности в адрес ответчика не направлялся, ответчик с ним не был ознакомлен.
Товарищество сослалось на сезонность функционирования садоводства.
Апеллянт отметил, что контейнерная площадка по адресу: Нижегородская обл., г. Арзамас, 11 мкр., д. 45, находилась вне непосредственной близости (пешеходной доступности) от территории СНТ N 6. Указанная площадка находится в 1700 м от СНТ N 6, члены СНТ N 6 не знали и не могли знать о месте сбора ТКО по вышеуказанному адресу.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Определением от 14.03.2024 судебное разбирательство откладывалось.
Определением от 11.04.2024 в составе суда была произведена замена судьи Новиковой Е.А. на судью Белякова Е.Н.
После отложения судебное разбирательство было продолжено при участии представителя от истца, который изложил свою позицию по делу.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции принял постановление на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "МСК-НТ" на основании действующего соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зонах деятельности N 7 и N 8.
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
ООО "МСК-НТ" опубликовало уведомление об обязании к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N1156), являющегося публичной офертой (далее - типовой договор) в официальных источниках: -на своем официальном сайте (статья от 17 октября 2018, http://nizhny.msknt.ru/articles/page/3/).
С 01.01.2019 Общество приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области.
Кроме того, Региональным Оператором в адрес Товарищества был направлен договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами N Н-Д/10996/2021 от 09.04.2021, который со стороны Товарищества остался неподписанным.
В соответствии с пунктом 4 договора N Н-Д/10996/2021 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определена как 01.01.2019.
Согласно Приложению N 1 к договору N Н-Д/10996/2021 "Информация по предмету договора" определено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов - Нижегородская обл., г.Арзамас, ул. 11 мкр., д.45.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 11.01.2023 N 0Н00-000012 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена без удовлетворения.
Поскольку задолженность ответчиком в добровольном порядке не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.
В соответствии с пунктом 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 в случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом 1(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из положений пунктов 8(11) - 8(17) следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации; региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий; в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Принимая во внимание, что договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами N Н-Д/10996/2021 от 09.04.2021 со стороны Товарищества не подписан, правоотношения истца и ответчика по оказанию услуг по обращению с ТКО регламентируются Типовым договором.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Исходя из положений пункта 25 Правил N 1156, место накопления ТКО является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО, который, как ранее установлено судом, заключен на условиях Типового договора.
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Исходя из положений статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами, которые утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования; такая схема должна включать в себя, среди прочего, данные о нахождении источников образования отходов и данные о количестве образующихся отходов.
Таким образом, место накопления ТКО определяется договором в качестве его существенного условия либо определяется территориальной схемой накопления ТКО.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО (пункт 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
В данном случае Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 N 843 (далее - Территориальная схема).
В Территориальной схеме предусмотрен раздел 2 "Нахождение источников образования отходов", включающий подраздел 2.2 "Наименование и сведения о местах нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (с детализацией до уровня городов, поселков городского типа и сельских поселений (сельсоветов))".
Данный раздел построен только на информации о том, что согласно официальным данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Нижегородской области по состоянию на 01.01.2018 составило 94700 ед. Данные о распределении юридических лиц по муниципальным образования представлены в таблице 2.2.1. При этом, распределение носит только количественный показатель в разрезе муниципальных образований, без наименования, идентифицирующих признаков конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ садоводческое некоммерческое товарищество N 6 зарегистрировано в качестве юридического лица до 01.07.2002 (дата регистрации до 01.07.2002 - 02.07.2001), в связи с чем подразумевается, что указанное юридическое лицо, как источник образования отходов, было учтено при формировании Территориальной схемы.
Ближайшим местом накопления ТКО для Товарищества является контейнерная площадка по адресу: Нижегородская обл., г.Арзамас, ул. 11 мкр., д.45.
Указанное место накопления ТКО было включено в Территориальную схему обращения с отходами на территории Нижегородской области на протяжении всего периода оказания услуг. Данное место накопление ТКО имеет координаты 55.3766 (широта) и 43.841355 (долгота).
Данное место накопления отходов расположено в непосредственной близости от СНТ N 6 (430 метров от дома N 45 по улице 11 микрорайон до въезда в СНТ со стороны улицы 9 Мая: построение маршрута Яндекс карты).
В качестве доказательств фактического оказания услуг за спорный период Региональным Оператором в суде апелляционной инстанции представлены путевые листы с приложениями к ним в виде маршрутных листов с детализацией адресов пунктов назначения (мест накопления отходов), с которых осуществлялся вывоз мусора, в том числе с контейнерной площадки по адресу: Нижегородская обл., г.Арзамас, ул. 11 мкр., д.45.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области. Так, для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ норматив определен в размере 1,61 кубического метра в год на одного участника (члена).
Согласно расчету истца сумма долга за период с 01.04.2020 по 31.12.2020 составила 80 159 руб. 11 коп.; расчет произведен с учетом срока исковой давности и количества членов СНТ N 6 (109 участников).
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод ответчика о необходимости сезонного начисления платы за услуги по обращению с ТКО (за период с мая по сентябрь) подлежит отклонению.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26 декабря 2018 N 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, согласно которым годовой норматив накопления отходов для садоводческих кооперативов (садово-огородных товариществ) составляет 166,26 кг/год (1,61 м. куб./год) на одного участника. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269). В соответствии с пунктами 6, 11 Правил N 269 применяемый в расчетах норматив накопления ТКО учитывает сезонность его накопления. Из формул, приведенных в пунктах 15-18 Правил N 269 следует, что сезонные нормативы рассчитываются с применением в расчетной формуле количества расчетных единиц в сутки для каждого объекта каждой категории на определенной территории. Годовой норматив определяется по формуле, учитывающей фактическое количество дней в году, то есть охватывающей все сезоны (пункты 19 - 20 Правил N 269).
Таким образом, норматив, определенный в годовом выражении для конкретного вида потребителя, учитывает сезонный характер образования.
Доводы ответчика о том, что он не получал уточненное исковое заявление, не влияют на законность принятого судебного акта, поскольку неполучение стороной уточненных исковых требований само по себе не является безусловным основанием для отмены судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Как следует из материалов дела, уточнения иска сводились к уменьшению исковых требований о взыскании основного долга (с суммы 580 346, 13 руб. до суммы 80 159 руб. 11 коп. с учетом представленного Товариществом реестра участников СНТ).
Поскольку ответчику был известен предмет исковых требований, неполучение ответчиком до судебного заседания заявления об уточнении исковых требований в данном случае не может расцениваться как нарушение принципа справедливости и состязательности судебного разбирательства.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя жалобы являются необоснованными, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.12.2023 по делу N А43-11026/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческому некоммерческому товариществу N 6 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11026/2023
Истец: ООО "МСК-НТ"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО N 6
Третье лицо: Администрация г.о. гор.Арзамас, ООО "МСК-НТ"