г. Самара |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А49-4966/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 сентября 2022 года, принятое по делу N А49-4966/2022 (судья Займидорога М.В),
по заявлению акционерного общества "Арбековское" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Арбековское" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области N П-11 от 31.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому на заявителя был наложен административный штраф в размере 300000 руб.
Решением суда от 13.09.2022 заявленные требования удовлетворены полностью.
Министерство, не согласившись с указанным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в министерство актов осмотра (обследования) земельных участков от 26.01.2022 N N 30 и 31 министерством было составлено уведомление от 27.01.2022, в соответствии с которым генеральному директору АО "Арбековское" предписано прибыть 28.01.2022 для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
28.01.2022 министерством в присутствии представителя общества Никулиной О.Н., действующей по доверенности от 01.10.2021 г., составлен протокол об административном правонарушении N ПР-18 по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в котором указано, что 26.01.2022 сотрудником Управления ЖКХ г. Пензы проведен осмотр территорий МКД N 44 по проспект Победы, и установлен факт неудовлетворительного состояния придомовой территории, а именно - тротуары, пешеходные дорожки и внутридворная дорога не обработаны противогололедными средствами, на кровле МКД обнаружены свисания сосулек и наледи, сигнальная лента отсутствует; МКД N 14а по ул.Рахманинова - тротуары, пешеходные дорожки и внутридворная дорога не обработаны противогололедными средствами; МКД N 17 по ул. Онежской - на внутридворовой дороге имеется рыхлый снег и колейность глубиной до 5 см, тротуары, пешеходные дорожки и внутридворовая дорога не обработаны противогололедными средствами.
В качестве правовых норм, нарушенных обществом, министерство указало ст.ст. 192, 161, 162 ЖК РФ, Положение о лицензировании, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, постановление Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, и постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N170.
28.01.2022 министерство составило определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 28.01.2022.
28.01.2022 министерством в отсутствие представителя общества рассмотрен протокол об административном правонарушении от 28.01.2022 и приложенные к нему материалы и вынесена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении N П-11 (мотивированное постановление от 31.01.2022), в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ к штрафу в размере 300 000 руб.
10.03.2022 общество направило жалобу на данное постановление в Железнодорожный суд г. Пензы, которое определением от 16.03.2022, оставленным без изменения решением Пензенского областного суда от 21.04.2022, возвратило жалобу, обосновав неподведомственностью данного спора суду общей юрисдикции.
Затем общество, посчитав постановление административного органа незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования, исходя из следующего.
В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 250 000 до 300 000 руб.
Понятие административного правонарушения дано в ст. 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которым таковым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения.
В качестве доказательства совершения обществом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, министерство указывает на акты осмотра (обследования) земельных участков от 26.01.2022 N N 30 и 31, составленные Управлением ЖКХ г. Пензы.
Вместе с тем, суд обоснованно не принял данное доказательство в качестве подтверждения совершения обществом вменяемого ему правонарушения, поскольку оно не соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, предусмотрен ст. 27.8 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В силу ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В соответствии с ч. 6 ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случаях их участия.
В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 настоящего Кодекса.
Представленные в материалы дела акты осмотра не обладают признаками доказательства, поскольку они составлены лицом, не уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, при осмотре не присутствовал представитель общества, акты им не подписаны.
При этом осмотр данного доказательства в порядке, установленный нормами КоАП РФ, административным органом не производился.
При таких обстоятельствах министерство не доказало событие правонарушения и вину общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Довод министерства о том, что оно не вправе производить административное расследование по такой категории дел, не освобождает его от сбора доказательств способами, предусмотренными КоАП РФ.
Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав.
Порядок составления протокола об административном правонарушении предусмотрен ст. 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса.
В ст. 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности.
В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (ч. 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания, в протоколе делается соответствующая запись (ч. 4); копия протокола под расписку вручается законному представителю юридического лица.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3 дней со дня составления указанного протокола.
Из положений указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.
Между тем, соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, но и при их отсутствии при условии извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмене оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Следовательно, после составления протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, должно быть предоставлено время для ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом устанавливается, в том числе: факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
В соответствии с п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушении" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является, а поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.
Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В п. 10 постановления Пленума ВАС РФ N 10 также указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административный орган не известил общество.
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель общества, однако он представлял интересы общества по общей доверенности без указания на конкретное административное дело.
С учетом вышеизложенного суд правильно посчитал, что дело об административном правонарушении 28.01.2022 рассмотрено административным органом в отсутствие представителя общества и без доказательств извещения законного представителя общества о месте и времени рассмотрения дела.
Учитывая, что общество оспаривает привлечение его к административной ответственности, отрицает вину и событие административного правонарушения, рассмотрение административного дела в день составления протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя и доказательств надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела являются нарушением права лица, которое не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении, не смогло в должной мере воспользоваться своими правами и обязанностями, ознакомиться с материалами административного дела, представлять необходимые документы, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, воспользоваться помощью защитника, то судом сделан правильный вывод, что в рассматриваемом случае гарантии защиты прав и законных интересов общества административным органом не предоставлено.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что рассмотрение материалов дела об административном правонарушении без учета ходатайства общества о переносе даты рассмотрения дела, которое поступило в административный орган, является в том числе нарушением процессуальных прав лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Внутренние правила делопроизводства о регистрации поступивших ходатайств, не освобождают административный орган от соблюдения фундаментальных требований КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что возможность устранения указанных недостатков отсутствует, следовательно, данные нарушения порядка привлечения к административной ответственности носят существенный характер, что является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о незаконности постановления по делу об административном правонарушении от 31.01.2022 г. N П-11 по делу об административном правонарушении и назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 13 сентября 2022 года по делу N А49-4966/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4966/2022
Истец: АО "Арбековское"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области