г. Тула |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А68-12458/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Сентюриной И.Г. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жихаревой В.О., при участии в судебном заседании от акционерного общества "ТНС энерго Тула" (далее - АО "ТНС энерго Тула", г. Тула, ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376) - представителя Семенова А.В. (доверенность от 22.06.2022), в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ТНС энерго Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.08.2022 по делу N А68-12458/2021 (судья Тажеева Л.Д.),
УСТАНОВИЛ:
АО "ТНС энерго Тула" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), к индивидуальному предпринимателю Юровой Галине Вадимовне (Московская область, г. Химки, ИНН 504706217207, ОГРНИП 319508100147852) о взыскании 10 192 руб. 92 коп. долга за потребленную в период с июня 2019 по июль 2021 года электроэнергию, 4 888 руб. 71 коп. неустойки по состоянию на 31.03.2022 и далее по день фактической оплаты долга с даты прекращения действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 17.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано, судебные расходы отнесены на истца.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение Арбитражного суда Тульской области, принять новый судебный акт. Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Доводы апеллянта сводятся к тому, что, поскольку ответчик является собственником земельного участка категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, применение к нему тарифа для тарифной группы "население" является незаконным.
В суд от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя не направил. апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266 и 268 АПК РПФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.01.2012 71-АГ N 482531 Юрова Г.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Участок находится примерно в 2 120 м. по направлению на восток от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тульская область, Ясногорский район, с. Любиж, д.19.
Договором от 13.12.2012 N 2572-ТП/12 об осуществлении технологического присоединения, техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от 13.12.2012, актом о выполнении технических условий от 20.05.2014, актом разграничения балансовой принадлежности от 20.05.2014, актом от 20.05.2014 об оказании услуг по договору от 13.12.2012 N 2572-ТП/12, подписанными сетевой организацией ОАО "МРСК Центра и Приволжья", имевшей также в период с 01.03.2013 по 31.12.2013 статус гарантирующего поставщика на основании приказа Минэнерго России от 22.02.2013 N 69, и Юровой Г.В. подтверждается, что Юрова Г.В. заключила с ОАО "МРСК Центра и Приволжья" договор на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации строящейся бытовки по адресу 2 120 м. по направлению на восток от адреса: Тульская обл., Ясногорский район, с. Любиж, д.19.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" осуществило технологическое присоединение указанного объекта, 20.05.2014 между сетевой организацией и Юровой Г.В. был подписан акт об оказании услуг по договору технологического присоединения.
Во всех вышеперечисленных документах Юрова Г.В. указана в качестве физического лица (то есть гражданка Юрова Г.В., а не индивидуальный предприниматель).
В актах разграничения эксплуатационной и балансовой ответственности сторон от 20.05.2014 N 14-1946, акте об осуществлении технологического присоединения от 20.05.2014 N 2572-12/2, акте осмотра (обследования) электроустановок от 20.05.2014 N 2572-12/3 указано, что Г.В. Юрова - бытовой абонент.
На основании приказов Минэнерго России от 10.12.2013 N 882, от 23.12.2013 N 991 ОАО "ТЭК" с 01.01.2014 присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Тульской области.
30.06.2015 ОАО "ТЭК" переименовано в АО "ТНС энерго Тула".
06.06.2015 ОАО "ТЭК" (гарантирующий поставщик) с сопроводительным письмом от 06.05.2015 N 2370/4 направило гражданке Юровой Г.В. для подписания проект договора на снабжение электрической энергией от 27.03.2015 N 7569591.
Как следует из пояснений истца, подписанный со стороны Юровой Г.В. договор возвращен не был. Однако между сторонами сложились фактические договорные отношения, поскольку на объект (строящуюся бытовку) поставлялась электроэнергия, которую Юрова Г.В. оплачивала по тарифам для населения. В последующем истец, обнаружив допущенную им ошибку, заключающуюся в том, что он потребителя электроэнергии Юрову Г.В. по спорной точке поставки относил к категории "население", в то время как должен был относить к категории "прочие", исправил ошибку, пересчитав стоимость электроэнергии, по правильно определенной категории за период с июня 2019 года по июль 2021 года и предложил ответчику доплатить полученную разницу, а также начисленные на нее пени.
Истцом в материалы дела представлен полученный им от Юровой Г.В. ответ на направленный с сопроводительным письмом от 06.05.2015 N 2370/4 проект договора на снабжение электрической энергией от 27.03.2015 N 7569591. В указанном письме Юрова Г.В. выразила несогласие с рядом условий предлагаемого проекта договора, предложив их откорректировать и, кроме того, указала, что она не является ни главой, ни членом крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеет статуса индивидуального предпринимателя, не использует находящуюся в ее собственности землю в коммерческих целях, а потребляет электроэнергию только для коммунально-бытовых нужд (плитка, холодильник, чайник).
22.03.2016 АО "ТНС энерго Тула" обратилось в сетевую организацию с письменным уведомлением о том, что срок действия заключенного с гражданкой Юровой Г.В. договора от 27.03.2015 N 7569591 пролонгируется до 31.12.2016, адрес электроснабжения: строящееся здание на участке 2 120 м. по направлению на восток от адреса: Тульская обл., Ясногорский район, с. Любиж, д.19.
Выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) подтверждается, что Юрова Г.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 05.07.2019. В качестве основного вида деятельности указано выращивание овощей защищенного грунта.
В обоснование исковых требований истец указывает, что ответчик является собственником земельного участка, на котором расположен объект электроснабжения - строящаяся бытовка. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" подтверждает, что он может быть использован только для этих целей, что подтверждается и Обзором судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2013 года (ответ на вопрос N 5). Следовательно, приобретаемый объем электроэнергии не может быть использован на коммунально-бытовые нужды, а используется для ведения экономической деятельности. Пункт 27 методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, определена 2 тарифная группа потребителей электрической энергии "население", к которой относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды и приравненные к ним категории потребителей, которым электроэнергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам. Перечень категорий потребителей, приравненных к населению, указан в приложении N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178. В указанном перечне отсутствуют лица, приобретающие электроэнергию для ведения фермерского хозяйства, следовательно, эти лица не могут относиться к категории потребителей, приравненных к населению.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указала, что Юрова Г.В. как индивидуальный предприниматель не является потребителем электроэнергии на объекте: строящаяся бытовка 2 120 м. по направлению на восток от адреса: Тульская обл., Ясногорский район, с. Любиж, д.19. По указанному адресу находится строящаяся бытовка, снабжаемая электроэнергией по публичному договору с гражданкой Юровой Г.В., заключенному с истцом в 2014 году в порядке статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) путем открытия гражданке Юровой Г.В. лицевых счетов N 67065114000/715167017978. Публичный договор сторонами не расторгался. Оплата на указанные лицевые счета производится гражданкой Юровой Г.В. ежемесячно до настоящего времени.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отношения по поставке электрической энергии в целях содержания многоквартирных домов и домов регулируются общими положениями ГК РФ об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении (глава 30 ГК РФ), а также жилищным законодательством при поставке энергии для жилого фонда.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета.
Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов. Следовательно, в ситуации, когда деятельность поставщика энергии является регулируемой, условие договора о количестве потребленной энергии не может быть определено произвольно, а должно соответствовать положениям нормативных актов, регламентирующих порядок расчета энергии.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ и законодательства, регулирующего отношения по снабжению электрической энергией, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с Законом об электроэнергетике (пункт 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
По общему правилу, установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 Закона об электроэнергетике относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за исключением отдельных случаев, когда такое регулирование отнесено в полномочиям Правительства Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 4 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
В силу положений пункта 27 Методических указаний по расчету нерегулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном потребительском рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, также подлежащим применению в рассматриваемом случае по аналогии, к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), относятся исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" в перечень таких потребителей входят гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей, в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения N 442), определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
- с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;
- при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных Основными положениями и приложением N 3.
В ходе рассмотрения спора судом области был направлен запрос в МИФНС N 13 по Московской области и УФНС по Тульской области с целью получения сведений о налоговой отчетности ИП Юровой Г.В. за 2019 - 2021 годы.
УФНС по Тульской области представило информацию о том, что ИП Юрова Г.В. состоит на учете в МИФНС N 13 по Московской области и в УФНС по Тульской области налоговую отчетность не представляла.
МИФНС N 13 по Московской области представила нулевые налоговые декларации ИП Юровой Г.В. за 2019 - 2021 годы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подтверждающие обоснованность заявлений ответчика Юровой Г.В. о том, что в спорный период она не осуществляла предпринимательской деятельности, в частности, на спорном земельном участке.
Истцом доказательств обратного в нарушение ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э предписывает относить к категории "население" потребителей, которые не используют электроэнергию для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.
В материалах дела отсутствуют доказательства ведения Юровой Г.В. крестьянского (фермерского) хозяйства или иной предпринимательской деятельности с использованием земельного участка или строящейся бытовки.
Доводы ответчика о том, что потребление отпущенной истцом электроэнергии в спорный период направлено на удовлетворение его личных бытовых нужд, истцом не опровергнуты.
Юрова Г.В., обращалась к сетевой организации с заявлением о технологическом присоединении строящейся бытовки в качестве бытового потребителя, в спорный период фактически не приступила к осуществлению предпринимательской деятельности, следовательно, правовых оснований для перерасчета объема потребленной электроэнергии, исходя из иных тарифов, а не категории "население", не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что электрическая энергия, поставляемая в энергопринимающие устройства ответчика, используется последним не для осуществления коммерческой деятельности, а для целей удовлетворения личных бытовых потребностей, а, следовательно, тариф "население", по которому производились расчеты между сторонами, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Кодекса безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на апеллянта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 17.08.2022 по делу N А68-12458/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12458/2021
Истец: АО "ТНС ЭНЕРГО ТУЛА"
Ответчик: Юрова Галина Вадимовна
Третье лицо: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР И ПРИВОЛЖЬЕ"