город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2022 г. |
дело N А32-58563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "Агрофирма "Агросахар-2": представитель Мирошниченко Е.В. по доверенности от 08.11.2022, паспорт;
от Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей продукции Краснодарского края: представитель Шевченко Т.В. по доверенности от 10.01.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.09.2022 по делу N А32-58563/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" (ИНН: 2357006308, ОГРН: 1062357002883)
к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей продукции Краснодарского края (ИНН: 2308030019, ОГРН: 1022301205926)
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на возмещение части затрат; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2" (далее - заявитель, ООО "Агрофирма "Агросахар-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей продукции Краснодарского края (далее - министерство) в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения Обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Агросахар-2", оформленный письмом от 06.10.2021 N 206-04-06-9671/21; об обязании устранить нарушения прав общества путем предоставления субсидии в размере 519 534 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявитель обратился в суд с пропуском трехмесячного срока.
ООО "Агрофирма "Агросахар-2" обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что предоставило все документы, указанные в Порядке предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета субъектами агропромышленного комплекса Краснодарского края на поддержку сельскохозяйственного производства в области растениеводства, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.04.2016 N 115, а также дополнительные документы при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что об основаниях отказа обществу стало известно только из письма Министерства сельского хозяйстваN 206-0406-9671/21 от 06.10.2022, а также в судебном заседании представителем общества заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Агрофирма "Агросахар-2" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей продукции Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Агрофирма "Агросахар-2" подана заявка на участие в отборе на предоставление субсидии на возмещение части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения от 17.08.2021 N 619. К заявке обществом приложены: справка-расчет, справка об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате, копия договора N1806 от 16.07.2020, копия договора N117 от 14.07.2020, копия акта сдачи-приемки оказанных услуг, копии платежных поручений.
ООО "Агрофирма "Агросахар-2" отказано в предоставлении субсидии.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 06.10.2021 N 206-04-06-9671/21, в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения ООО "Агрофирма "Агросахар-2" отказано, в связи с тем, что в документах, предоставленных обществом, в договоре N1806 "Предметом Договора" указано проведение научно-исследовательской работы по теме "Проведение комплексного агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения в целях научного обоснования применения удобрений", что не позволяет установить фактическое проведение комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования.
С отказом в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности заявитель не согласен, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам рассмотрения представленных заявителем заявок ввиду несоответствия представленных заявителем заявки и документов, требованиям к заявке и документам, установленным в пункте 2.7 Порядка и объявлении о проведении отбора, заявки заявителя отклонены на стадии рассмотрения заявок, информация об отклонении заявок включена в реестр отклоненных заявок, который размещен 8 сентября 2021 года в 14 час 27 мин. на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ознакомившись с указанным реестром отклоненных заявок 10 сентября 2021 года, заявитель обратился в министерство с письмом о предоставлении информации о причинах отказа по заявкам. В ответном информационном письме от 06.10.2021 министерство повторно указало на несоответствие представленных заявителем заявки и документов, требованиям к заявке и документам, установленным в пункте 2.7 Порядка.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что решение министерства об отклонении заявок заявителя выражено в реестре отклоненных заявок N МОН21/08092021 представленных заявителями для участия в отборе получателей субсидии, проводимом с 17.08.2021 по 15.09.2021, а не в письме от 06.10.2021, в связи с чем, указал на то, что заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа по заявкам на участие в отборе на предоставление субсидии 16 декабря 2021 года, то есть по истечении 3-х месячного срока.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку о причинах отказа обществу стало известно только из письма Министерства сельского хозяйстваN 206-0406-9671/21 от 06.10.2022, содержание данного письма указывало на нарушения прав общества, что повлекло обращение общества с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий.
Общество обратилось посредством информационного ресурса "Мой Арбитр" в арбитражный суд с заявлением о признании указанного отказа незаконным 16.12.2021, таким образом, срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 БК РФ).
В силу части 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Приказом министерства 19.04.2016 N 115 "О предоставлении субсидий на осуществление государственной поддержки сельскохозяйственного производства в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета субъектам агропромышленного комплекса Краснодарского края на поддержку сельскохозяйственного производства в области растениеводства (далее - Порядок). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.3 Порядка целью предоставления субсидии является возмещение части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2.7.5 Порядка для получения субсидии на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения (далее - субсидия) заявитель, в том числе, представляет:
заверенную заявителем копию договора (договоров) на проведение комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования с приложением копий платежных документов, заверенных заявителем, подтверждающих оплату выполненных работ;
заверенную заявителем копию акта (актов) выполненных работ (оказания услуг) по проведению комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования;
заверенные заявителем копии договоров (при наличии) на научное сопровождение производства продукции растениеводства, действующие на дату подачи заявки для участия в отборе получателей субсидии, с приложением копий платежных документов, заверенных заявителем, подтверждающих оплату услуг (при наличии у заявителя договора на научное сопровождение производства продукции растениеводства, субсидия на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения предоставляются заявителям по увеличенной ставке (пп. 3 п. 3.9.2 Порядка).
Из материалов дела следует, что Заявитель к заявке на участие в отборе на предоставление субсидии приложил:
копию договора N 1806 на создание (передачу) научно-технической продукции от 16.07.2020 (далее - договор N 1806) по теме: "Проведение комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения в целях научного обоснования применения удобрений" и акт N 1 сдачи-приемки оказанных услуг от 07.08.2020 по договору N 1806 от 16.07.2020;
копию договора N 117 от 14.07.2020, предметом которого согласно спецификации N1 является оказание услуги по зональному отбору почвенных образцов с СР8 привязкой к координатам для проведения агрохимического обследования и акт N 91 от 07.08.2020 по договору N 117 от 14.07.2020.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении всех необходимых документов для предоставления субсидии, а также дополнительных документов суду первой инстанции не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (часть 1 ст. 769 ГК РФ), то представленная заявителем копия договора N 1806 не позволила установить фактическое проведение комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Копии агрохимического паспорта, изготовленного ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный аграрный университет", и отчета о комплексном почвенно-агрохимического обследования, представленные в ходе судебного разбирательства в материалы дела, к заявке на участие в отборе на предоставление субсидии не прикладывались.
Несоответствие представленных заявителем заявки и документов, требованиям к заявке и документам, установленным в пункте 2.7 Порядка и объявлении о проведении отбора является одним из оснований для отклонения заявки заявителя на стадии рассмотрения заявок (пп. 2 п. 2.15 Порядка).
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.15 Порядка, формируется реестр отклоненных заявок на стадии рассмотрения заявок в ГИС "1С: Учет субсидий" по форме, утверждаемой приказом министерства, и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием причин, послуживших основанием отклонения заявки на стадии рассмотрения заявок, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие заявки (п. 2.16 Порядка).
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 78 БК РФ).
Предоставление субсидии заявителю не носит компенсационный характер. Предоставление субсидии является правом публично-правового образования ее предоставляющего, а обращение с заявлением о предоставлении субсидии не свидетельствует о безусловной ее выдаче заявителю. Заявитель, осуществляя производственную деятельность, как самостоятельный участник гражданского оборота, несет риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных распоряжением своими гражданскими правами. При этом субсидия, предоставляемая из бюджета, не может рассматриваться в качестве дохода, получаемого при осуществлении нормального гражданского оборота.
Природа субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Взаимосвязанные положения статей 69 и 78 БК РФ предусматривают возможность государства оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публичных задач.
Выделенные из краевого бюджета денежные средства на цели субсидирования полностью распределены между получателями и освоены в 2021 и 2022 годах, что подтверждается следующими копиями документов:
приказа министерства от 02.09.2021 N 343 "О предоставлении субсидий за счет средств краевого бюджета на возмещение части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения", ведомственной структуры расходов краевого бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (приложение 8 к Закону Краснодарского края от 22.12.2021 N 4616-КЗ "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", выписки из лицевого счета министерства за период с 01.01.2021 по 31.12.2021;
приказа министерства от 12.09.2022 N 479 "О предоставлении субсидий за счет средств краевого бюджета на возмещение части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения", ведомственной структуры расходов краевого бюджета на 2021 год (приложение 11 к Закону Краснодарского края от 23.12.2020 N 4380-КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", выписки из лицевого счета министерства за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 по делу N А32-58563/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58563/2021
Истец: ООО "Агрофирма "Агросахар-2"
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края