г. Москва |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А40-59843/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Расторгуева Е.Б., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Балан А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПИК-Комфорт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2022 по делу N А40- 59843/22 по иску ПАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092) к ООО "ПИК-Комфорт" (ОГРН 1027700082266) о взыскании задолженности по договору поставки тепловой энергии,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Тищенко М.Э по доверенности от 24.04.2022;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ПИК-Комфорт" о взыскании задолженности в сумме 21 595 350, 42 руб., неустойки за период с 21.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 469 707, 51 руб., неустойки с 02.10.2022 по дату фактической оплаты основного долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент фактической оплаты основного долга.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 июля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права при.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Ответчик, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 28 июля 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключены договоры 07.620940-ТЭ, 07.620090-ТЭ, 07.620940ГВС.
На момент подачи иска в суд задолженность ответчика составляет 44 155 505, 50 руб.
По состоянию на 27.07.2022 основная задолженность по договорам 07.620940-ТЭ, 07.620090-ТЭ, 07.620940ГВС за декабрь 2021 частично оплачена ответчиком и составляет 21 595 350, 42 руб.
Размер неустойки на 27.07.2022 за период с 21.01.2022 по 31.03.2022 составляет 469 707, 51 руб.
Факт поставки тепловой энергии в указанном количестве подтверждается актами приемки-передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора.
Ответчик свои обязательства по оплате фактически поставленной тепловой энергии (горячей воды) исполнил ненадлежащим образом.
Таким образом, задолженность ответчика по договорам на день рассмотрения спора составляет 21 595 350, 42 руб.
Истец свои обязательства по договорам исполнил надлежащим образом и в полном объеме, поставив ответчику тепловую энергию и горячую воду в соответствии с принятыми на себя обязательствами в отношении количества, качества и сроков ее поставки.
Ввиду неисполнения ответчиком взятых на себя обязательств, по оплате поставленной тепловой энергии, истцом в адрес ответчика направлена претензия, с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за тепловую энергию, которая последним оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пени) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" дополнена ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ " О теплоснабжении" частями 9.1. - 9.4. и ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В связи с просрочкой оплаты по договору, истцом начислены пени за период с 21.01.2022 по 31.03.2022 в сумме 469 707, 51 руб.
Также истцом были уточнены исковые требования в части периода неустойки согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 и сложившейся судебной практике, в том числе по делу N А40-39913/22 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2022 года.
Ввиду изложенного, неустойка по дату фактической оплаты основного долга подлежит взысканию с 02.10.2022 г. с учетом действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
По смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки (пени), начисляемых по день фактического исполнения обязательства. Аналогичный вывод содержится в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, договорами такое право не ограничено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы относительно методики начисления потребленных ресурсов, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Между истцом и ответчиком сложились фактические правоотношения в соответствии с которыми, истец поставляет ответчику тепловую энергию и теплоноситель для собственных нужд и (или) оказания коммунальных услуг гражданам, на условиях, предусмотренных действующим законодательствам.
За спорный период истец поставил в адрес ответчика энергоресурсы.
Ответчик указанную поставку не оплатил, в связи с чем, у него возникла задолженность перед ПАО "МОЭК", что послужило поводом для обращения за защитой нарушенного права в суд.
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг - управляющей организацией, следовательно, на правоотношения сторон распространяются положения норм жилищного законодательства Российской Федерации, в том числе Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", в соответствии с которыми поставляемый энергетический ресурс - тепловая энергия/горячая вода. квалифицируется как коммунальный ресурс.
В Постановлении Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению ка территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41" указано, что на территории города Москвы (за исключением территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную суртоплению равномерно в течении календарного года и расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской 2 Федерации от 6 мая 2011 г. М 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (п. 1).
Объем поставленной тепловой энергии для нужд отопления в каждый месяц календарного года определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" как произведение объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления и коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию (п. 2.7.).
В соответствии с п. "а", п. 25 (1) Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 27.02.2017) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров ресурсоснабжающими организациями" в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потреблённого за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
Доводы заявителя жалобы в части выставления счет-фактур, также отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Пунктом 1 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41" установлено, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года.
Положениями п. 25 (1) Правил N 124 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, вступившего в силу с 01.01.2017 года) предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
а)в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б)в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
В указанной части Правила являются императивной нормой и подлежат исполнению энергоснабжающей организацией и потребителем.
Согласно п. Правил N 124 "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.03.2018, с изм. от 10.07.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") установлено, что "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В то же время указанные выше изменения порядка внесения оплаты за поставленную тепловую энергию не влияют на порядок определения объёма поставленного коммунального ресурса, используемого в целях определения выручки (доходов) в соответствии положениями налогового законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Согласно п. 12 Положения "ПБУ 9/99" одним из критериев признания выручки в бухгалтерском учете является переход права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) от организации к покупателю или принятие заказчиком работ (оказания услуг).
Таким образом, с учетом данного положения отражение поставки тепловой энергии в бухгалтерском учете должно производиться в соответствии с требованиями Положения "ПБУ 9/99", т.е. исходя из фактических объемов.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, без включения в них налога.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Следовательно, с учетом указанных положений НК РФ объект обложения НДС возникает в момент фактической передачи тепловой энергии, в связи с чем в счетах-фактурах указывается стоимость коммунального ресурса, фактически поставленного за отчетный период.
Таким образом, учитывая указанные выше положения жилищного, бухгалтерского и налогового законодательства, формирование документов по договорам теплоснабжения в части коммунального ресурса, поставляемого на отопление многоквартирных (жилых) домов с ОДПУ (ИПУ), осуществляется ПАО "МОЭК" следующим образом: в счетах на оплату и платежных требованиях стоимость тепловой энергии, подлежащая оплате, отражается исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год; в счете за декабрь дополнительной строкой отражается сумма корректировки до стоимости объема тепловой энергии, фактически поставленной в течение расчетного года; в счетах-фактурах стоимость реализуемой тепловой энергии и сумма НДС определяются исходя из объема фактически поставленного коммунального ресурса; в неотопительный сезон при отсутствии фактической поставки тепловой энергии на отопление счета-фактуры на отгрузку не выставляются; в актах сверки данные о стоимости реализованной тепловой энергии указываются исходя из объема фактически поставленного коммунального ресурса за отчетный период; указанная форма используется для целей подтверждения суммы дебиторской задолженности, отражаемой ответчиком в бухгалтерской отчетности.
На основании изложенного, с учетом того, что счет-фактура отражает объем фактически поставленной в расчетном периоде тепловой энергии в соответствии с требованиями НК РФ, а ответчику в соответствии с условиями действующего законодательства к оплате предъявляется стоимость подлежащей оплате в расчетном месяце тепловой энергии на нужды отопления МКД, рассчитанной исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2021 год, на стороне ответчика возникла задолженность по оплате поставленных энергоресурсов.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2022 по делу N А40-59843/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59843/2022
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "ПИК-КОМФОРТ"