г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А26-1948/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Изотовой С.В., Слобожаниной В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Андреева С.М., на основании доверенности от 16.03.2022,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31008/2022) акционерного общества "Асилан" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.08.2022 по делу N А26-1948/2022 (судья Левичева Е.И.), принятое по заявлению
заявитель: акционерного общества "Асилан" (адрес: Россия, 186172, Республика Карелия, Пудожский район, поселок Колово, Советская улица, здание 2а, офис 2, ОГРН: 1077758167970, Дата присвоения ОГРН: 20.07.2007, ИНН: 7721592532)
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (адрес: Россия, 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, Красная ул., 31, ОГРН: 1041000051784, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2004, ИНН: 1001048543)
третье лицо: Администрация Лахденпохского муниципального района (адрес: Россия, 186730, Республика Карелия, Лахденпохский район, город Лахденпохья, Советская улица, 7А, ОГРН: 1021000993815, Дата присвоения ОГРН: 31.12.2002, ИНН: 1012001120)
о признании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Асилан" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по РК, Управление) в изменении вида разрешенного использования земельного участка, изложенного в уведомлении от 21.01.2022 N КУВД-001/2021-56388731/5, и обязании Управление осуществить государственную регистрацию изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:12:0041003:692 на "дачное хозяйство".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Лахденпохского муниципального района (далее - Администрация).
Решением суда от 09.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные требований удовлетворить, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на неправомерность отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявления, так как вопреки выводам суда первой инстанции в материалы дела не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, а также ввиду того, что в материалах дела содержится ответ Администрации от 20.01.2022 N 275 о возможности изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка возможно на дачное хозяйство согласно градостроительному регламенту.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления не явился, направил отзыв, просил в удовлетворении жалобы отказать, завил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.12.2021 Общество обратилось с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:12:0041003:692, а именно об изменении вида разрешенного использования данного земельного с "личное подсобное хозяйство" на "дачное хозяйство".
21.01.2022 Управлением принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, что и послужило основанием для обращения Общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные Обществом документы не содержат сведений об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственного угодья, в связи с чем не имелось и оснований для изменения вида разрешенного использования данного земельного с "личное подсобное хозяйство" на "дачное хозяйство".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 10:12:0041003:692, расположенного по адресу: Российской Федерации, Республика Карелия, Лахденпохский район, Хийтольское сельское поселение, район п. Асилан, общей площадью 1500 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, территориальная зона СХЗ 3 - зона объектов сельскохозяйственного назначения (л.д. 22-24).
В соответствии со статьей 29 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В пункте 2 статьи 7 ЗК РФ (в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого ненормативного правового акта) указано на использование земель согласно установленным для них целевым назначением.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Согласно пунктам 1, 5 статьи 79 ЗК РФ пастбища отнесены законодателем к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, при этом использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Данный Федеральный закон допускает оборот земель сельскохозяйственного назначения на основе принципа сохранения целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1).
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения допускается в другую категорию земель в исключительных случаях, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Таким образом, законодатель не предполагает изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения существующего целевого режима землепользования сельскохозяйственного угодья.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 25.03.2009 N 1277-ЗРК "Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Республики Карелия" не допускается использование в других целях особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных в перечень земель, утверждаемый Правительством Республики Карелия. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 16.07.2009 N 271р-П "Об утверждении Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия" к таким землям, в том числе относятся пастбища.
В то же время, как следует из материалов дела, представленные Обществом на регистрацию документы не содержали сведений об изменении в установленном законом порядке правового режима использования сельскохозяйственного угодья, на котором располагается спорный земельный участок, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих факт выбытия спорного земельного участка из сельскохозяйственного угодья в связи с утратой его ценности, в рамках межведомственного взаимодействия государственному Управлению также представлено не было, напротив, в адрес Управления на межведомственный запрос поступил ответ от Администрации от 20.01.2022 N 275 о том, что земельный участок с кадастровым номером 10:12:0041003:692 расположен в зоне "СХЗ 3 - зона объектов сельскохозяйственного назначения" согласно Правилам землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения и относится в сельскохозяйственным угодьям (пастбища), данный факт подтвержден и в отзыве Администрации.
Так, из ответа Администрации Хийтольского сельского поселения от 19.01.2022 N 14 на запрос Управления, земельный участок с кадастровым номером 10:12:0041003:692, расположен на земле сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", спорный земельный участок частично расположен в зоне с особым условием использования территории, документов об изменении вида разрешенного использования земельного участка у Администрации не имеется. (л.д. 60-61, тома 1).
Из письма Администрации от 17.01.2022 N 146 Обществу также следует, что в соответствии с картой совхоза "Застава", земельный участок с кадастровым номером 10:12:0041003:692, относится к виду сельскохозяйственных угодий (пастбища) (л.д. 79 тома 1).
Кроме того, подтвержден факт отнесения спорного земельного участка к виду сельскохозяйственных угодий (пастбища) и представленной в материалы дела картой сельскохозяйственных земель совхоза "Застава", содержащей сведения в отношении вышеназванного земельного участка (95-97 тома 1), на которую также ссылались администрации.
С учетом приведенного доводы Общества об обратном отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 79 ЗК РФ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно части 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (часть 4 статьи 79 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Таким образом, Управление, руководствуясь на момент принятия оспариваемого решения ответами органов местного самоуправления на межведомственный запрос о том, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (пастбища), правомерно отказало Обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Довод Общества об обратном со ссылкой на то, что в письме Администрации от 20.01.2022 N 275 указано на возможность изменения вида разрешенного использования на "Дачное хозяйство" согласно градостроительным регламентам не принимается апелляционным судом, поскольку, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, применение документов градостроительного зонирования, не относящих фактически имеющиеся сельскохозяйственные угодья к соответствующим зонам сельскохозяйственных угодий, а также устанавливающих в отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты, недопустимо.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2021 N 48-КАД21-9-К7.
С учетом приведенного суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.
При вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, при вынесении решения от 09.08.2022 судом первой инстанции также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.08.2022 по делу N А26-1948/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
С. В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1948/2022
Истец: АО "Асилан"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: Администрация Лахденпохского муниципального района