г. Москва |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А40-178758/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СИНТЕХ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 по делу N А40-178758/21
по заявлению ООО "СИНТЕХ"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Ковалева Е.Н. по доверенности от 11.05.2022; |
от заинтересованного лица: |
Александров А.Ю. по доверенности от 08.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СИНТЕХ" (далее - Заявитель, ООО "СИНТЕХ", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения ЦАТ об отказе в выпуске товара от 22.01.2021 по ПВДN 10006060/210121/0004881, решения ЦЭД ЦЭТ об отказе в выпуске товара от 28.01.2021 по ПВДN 10006060/210121/0004892, решения ЦЭД ЦЭТ об отказе в выпуске товара от 28.01.2021 товара N 2 по ПВД N 10006060/280121/0007577, решения ЦЭД ЦЭТ об отказе в выпуске товара от 01 02.2021 по ПВД N 10006060/280121/0007975, обязании таможенного органа осуществить выпуск товара по ПВД N 10006060/210121/0004881, N 10006060/210121/0004892, N 10006060/280121/0007577, N 10006060/280121/0007975.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 в удовлетворении заявления ООО "СИНТЕХ" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "СИНТЕХ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ЦАТ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что
21.01.2021 таможенным представителем ООО "СИНТЕХ" (декларант) по поручению ПАО "Татнефть им. Шашина" на Энергетический таможенный пост (Центр электронного декларирования) ЦЭТ (далее - ЭТП ЦЭД, таможенный пост) поданы ПЗДN N 10006060/210121/0004892, 10006060/210121/0004881 на ранее поданную временную декларацию на товары (далее - ВТД) N 10006060/101220/0116848, 10006060/201220/0109508.
28.01.2021 таможенным представителем ООО "СИНТЕХ" по поручению ПАО "Татнефть им. Шашина" на ЭТП ЦЭД была подана ПВД N 10006060/280121/0007577 на ранее поданную ВТД N 10006060/101120/0105366.
28.01.2021 таможенным представителем ООО "СИНТЕХ" по поручению ПАО "Татнефть им. Шашина" на ЭТП ЦЭД была подана ПДЗ N 10006060/280121/0007975 на ранее поданную ВТДN 10006060/101220/0117227.
При проверки документов, представленных при таможенном оформлении, ЭТП ЦЭД запрошены документы, подтверждающие классификационный код, заявленного в ПДЗ товара, а именно, акты отбора проб на основании которых оставлены отчеты о результатах испытаний и сертификат качества под кодом 09023, с целью уточнения показателей качества в графе 31 ДТ для классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В представленных к ПВД N 10006060/210121/0004881 документах (отчет о результатах испытаний N 26025/07689000/20 от 02.12.2020, 26025/07718000/20 от 11.12.2020, сертификат качества SP20-04643.001 от 22.12.2020, N RUOPTJ20010869-1) было указано, что отбор проб и образцов осуществлялся из судовых танков танкеров, указанных в графе 21 ПВД.
В представленных к ПВД N 10006060/210121/0004892 документах (сертификат качества SP20-04643.001 от 22.12.2020) было указано, что отбор проб и образцов осуществлялся из судовых танков танкеров, указанных в графе 21 ПВД.
В представленных к ПВД N 10006060/280121/0007577 документах (сертификат качества SP20-04263.001 от 19.11.2020, акт отбора проб N26025/07681000/20 от 21.11.2020, N26025/07689000/20 от 01.12.2020) было указано, что отбор проб и образцов осуществлялся из судовых танков танкеров, указанных в графе 21 ПВД.
В представленных к ПВД N 10006060/280121/0007975 документах (сертификат качества SP20-04643.001 от 22.12.2020, SP20-04675.001 от 16.12.2020) было указано, что отбор проб и образцов осуществлялся из судовых танков танкеров, указанных в графе 21 ПВД.
В рамках проведенного таможенного контроля в ЦЭТ поступило письмо Балтийской таможни от 26.01.2021 N 4611/00120, где сообщалось, что за период 2020 года в таможенный орган с целью получения разрешений на отбор проб и (или) образцов на таможенном посту Гавань не зарегистрировано обращений ООО "Синтех", ПАО "Татнефть им. Шашина" в соответствии со статьей 17 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) о получения разрешений на отбор проб и образцов, вывозимых с территории ЕАЭС.
ЦЭД ЦЭТ принято решение об отказе в выпуске товаров заявленных в ПДЗ N N 10006060/210121/0004892, 10006060/210121/0004881, 10006060/280121/0007577, 10006060/280121/0007975 на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 125, подпункта 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС, а именно при подаче ПВД Обществом не соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру. Рекомендовано представить документы, оформленные в соответствии с порядком, установленным законодательством.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС определено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и завершается выпуском товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант, в том числе, обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно статье 140 ТК ЕАЭС одно из условий помещения под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств - членов ЕАЭС в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации (часть 1 статьи 6 ТК ЕАЭС).
В силу части 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 части 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289) для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемая Комиссией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - принятое таможенным органом любого государства-члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров по следующим основаниям: выявление при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, за исключением случаев, когда:
- выявленные нарушения, не являющиеся основаниями для возбуждения административного или уголовного дела, устранены;
- выявленные нарушения устранены, декларируемые товары не изъяты, и на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств.
Согласно сведениям, заявленным в ПДЗ N 10006060/280121/0007975 под таможенную процедуру экспорта помещался товар "тяжелые дистилляты, прочие смазочные масла, компаунд смазочных масел", декларируемый с указанием классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС - 2710199800, с указанием ставки вывозной таможенной пошлины 12,6 USD/т. Вывозная таможенная пошлина составила 2 836 512,00 руб.
При этом в ВТД списком заявлялись следующие коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 2710196201, 2710196401, 2710196601, 2710196801, 2710196209, 2710196409, 2710196609, 2710196809, 2710199800, с указанием в графе 47 "Исчисление таможенных платежей" ставки вывозной таможенной пошлины 42 USD/т. Вывозная таможенная пошлина составила 9 236 518,20 руб.
Разница в уплате вывозной таможенной пошлины по ВТД и ПДЗ составила 6 400 006,2 руб.
По ПДЗ N 10006060/210121/0004892 заявлен товар "тяжелые дистилляты, прочие смазочные масла, компаунд смазочных масел", декларируемый с указанием классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС - 2710199800, с указанием ставки вывозной таможенной пошлины 12,6 USD/т. Вывозная таможенная пошлина составила 2 725 474,04 руб.
По ВТД товары заявлялись списком с указанием в графе 47 "Исчисление таможенных платежей" ставки вывозной таможенной пошлины 42 USD/T. Вывозная таможенная пошлина составила 9 236 518,20 руб. Разница в уплате вывозной таможенной пошлины по ВТД и ПДЗ составила 6 511 044,16 руб.
По ПДЗ N 10006060/280121/0007577 заявлен товар "тяжелые дистилляты, прочие смазочные масла, компаунд смазочных масел", декларируемый с указанием классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС - 2710199800, с указанием ставки вывозной таможенной пошлины 12,6 USD/т. Вывозная таможенная пошлина составила 8 240 886,17 руб.
По ВТД товары заявлялись списком с указанием в графе 47 "Исчисление таможенных платежей" ставки вывозной таможенной пошлины 42 USD/T. Вывозная таможенная пошлина составила 64 947 066,00 руб. Разница в уплате вывозной таможенной пошлины по ВТД и ПДЗ составила 56 706 179,8 руб.
По ПДЗ N 10006060/210121/0004881 заявлен товар "тяжелые дистилляты, прочие смазочные масла, компаунд смазочных масел", декларируемый с указанием классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС - 2710199800, с указанием ставки вывозной таможенной пошлины 12,6 USD/т. Вывозная таможенная пошлина составила 18 485 460,00 руб.
По ВТД товары заявлялись списком с указанием в графе 47 "Исчисление таможенных платежей" ставки вывозной таможенной пошлины 42,2 USD/T. Вывозная таможенная пошлина составила 64 365 718,80 руб. Разница в уплате вывозной таможенной пошлины по ВТД и ПДЗ составила 45 880 258,8 руб.
При проверке документов, представленных при таможенном декларировании, ЭТП ЦЭД дополнительно были запрошены акты отбора проб товара, на основании которых составлены отчеты о результатах испытаний и сертификат качества, с целью уточнения показателей качества заявленных в графе 31 ПВД для классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 ТК ЕАЭС, проверка таможенных и иных документов и (или) сведений заключается в проверке, в том числе сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах.
Согласно пункту 8 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС.
Положениями пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС предусмотрено право таможенного органа запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Согласно пункту 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.
Согласно пункту 8 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с территории Союза, находятся под таможенным контролем до фактического пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС заинтересованные лица и государственные органы государств-членов вправе отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа. Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров выдается таможенным органом, если такой отбор:
1) не затрудняет проведение таможенного контроля;
2) не изменяет характеристик товаров;
3) не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Разрешение на отбор проб и (или) образцов товаров либо отказ в таком разрешении выдается не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем обращения лиц и органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Кроме того, статьей 84 ТК ЕАЭС установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 названного Кодекса; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.
Декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных названным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом (часть 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таможенным представителем является юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (статья 2 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В силу пункта 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а именно: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; отбирать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Исходя из положений пунктов 2, 3 и 7 статьи 405 ТК ЕАЭС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в соответствии с которым товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, в том числе путем подачи декларации на товары, с заявлением сведений о товаре, необходимых для его выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Кроме того, обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Таким образом, устанавливая, что таможенный представитель действует не от собственного имени, а от имени декларанта, ТК ЕАЭС закрепляет, что действия по таможенному декларированию совершает таможенный представитель, в связи с чем именно он несет все обязанности, связанные с таможенным декларированием товаров.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции верно счёл, что отчет о результатах испытаний N 26025/07689000/20 от 02.12.2020, 26025/07718000/20 от 11.12.2020, сертификат качества SP20-04643.001 от 22.12.2020, N RUOPTJ20010869-1, сертификат качества SP20-04643.001 от 22.12.2020. сертификат качества SP20-04263.001 от 19.11.2020, акт отбора проб N26025/07681000/20 от 21.11.2020, N26025/07689000/20 от 01.12.2020, сертификат качества SP20-04643.001 от 22.12.2020, SP20-04675.001 от 16.12.2020, представленные Обществом не могут являться легитимными документами для подтверждения соответствия физико-химических характеристик товара.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, разрешение декларанту на отбор проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенным органом убытия не выдавалось.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "СИНТЕХ".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.07.2022 по делу N А40-178758/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178758/2021
Истец: ОАО "Татнефть" им. В.Д.Шашина, ООО "СИНТЕХ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2322/2023
17.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66598/2022
29.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-178758/2021
22.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7686/2022