г. Вологда |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А44-3359/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 апреля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Старорусского района "Жилищное коммунальное хозяйство" Чуковой Ю.С. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Старорусского района "Жилищное коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 ноября 2023 года по делу N А44-3359/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Старорусского района "Жилищное коммунальное хозяйство" (ОГРН 1185321004967, ИНН 5322015508; адрес: 175210, Новгородская область, Старорусский район, деревня Дубовицы, улица Дружбы, дом 12а; далее - истец, Предприятие) к обществу с ограниченной ответственностью "Старорусские пекарни и кондитерские" (ОГРН 1145332510058, ИНН 5322014624; адрес: 175202, Новгородская область, Старорусский район, город Старая Русса, Советская набережная, дом 8; далее - ответчик, Общество) о взыскании 161 313 руб. 90 коп. задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.01.2023 по 28.02.2023, 6 351 руб. неустойки, рассчитанной за период с 10.02.2023 по 31.05.2023, а также 6 030 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 28 ноября 2023 года в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что по состоянию на январь и февраль 2023 года постановление администрации Старорусского муниципального района от 17.10.222 N 2404 "Об установлении нормативов состава сточных вод в централизованную систему водоотведения" являлось действующим.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, представителей в суд не направил. Ввиду этого дело рассмотрено без участия указанного лица согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Предприятие в возражениях на апелляционную жалобу отклонило приведенные в жалобе доводы, просило жалобу оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.07.2016 муниципальным унитарным предприятием Старорусского района "Жилищное коммунальное хозяйство" (организация ВКХ) и ответчиком (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 8-В в отношении объекта общества, расположенных по адресу: г. Старая Русса, наб. Советская, д. 8 (хлебокомбинат).
В связи с реорганизацией МУП Старорусское "ЖКХ" в форме преобразования в ООО Старорусское "ЖКХ" сторонами заключено соглашение от 22.08.2018 N 1 о внесении соответствующих изменений в договор (л.д. 9-18).
Производственной лабораторией Предприятия 18.01.2023 произведен отбор сточных вод в контрольном колодце на коллекторе, выходящем на ул. Советская набережная, без уведомления абонента о проведении отбора сточных вод и в его отсутствие, что подтверждается актом от 18.01.2023 N 4с отбора проб сточных вод (л.д. 40).
Нормативы состава сточных вод в централизованную систему водоотведения утверждены постановлением администрации Старорусского муниципального района от 17.10.2022 N 2404 (л.д. 23).
По результатам проведенного контроля качества сточных вод производственной лабораторией, отделением по анализу природной и сточной воды Предприятия, имеющей аттестат аккредитации N ААС.А.00555, составлен протокол от 25.01.2023 N 5 с и выявлено превышение максимально допустимого значения по загрязняющим веществам (л.д. 38-39).
В связи с отсутствием у Общества декларации о составе сточных вод и учитывая, что отбор проб сточных вод 18.01.2023 произведен с нарушением пункта 13 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728, а именно без предварительного уведомления абонента, истец произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за январь и февраль 2023 года в соответствии с пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), то есть по формуле, без учета результатов контроля состава и свойств сточных вод.
Для внесения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.01.2023 N 283 на сумму 82 248 руб. 44 коп. и от 28.02.2023 N 339 на сумму 79 065 руб. 46 коп. (л.д. 19-20), которые ответчиком не оплачены.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе, вносить плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами N 644.
В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Указанное положение не распространяется на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 кубических метров, за исключением объектов абонентов, используемых, в том числе, фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления отдельных видов деятельности (пункты 124, 167 Правил N 644).
Согласно части 2 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным Правилами N 644, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.
В соответствии с пунктом 170 Правил N 644 нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 Правил N 644).
В пункте 172 Правил N 644 определено, что нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ и пунктом 194 Правил N 644 обязанность по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в адрес организации, осуществляющей водоотведение, установлена для случаев, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод.
В перечень нормируемых включены объекты, используемые в целях осуществления деятельности предприятий общественного питания, производства пищевых продуктов, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий (пункт 167 (абзац четвертый) Правил N 644).
Таким образом, взимание с потребителя платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в случае, когда такие нормативы установлены в предусмотренном действующим законодательством порядке.
Судом установлено, что спорная задолженность исчислена Предприятием в связи с принятием администрацией Старорусского муниципального района постановления от 17.10.2022 N 2404 "Об установлении нормативов состава сточных вод в централизованную систему водоотведения", что прямо следует из текста искового заявления (л.д.4-5).
Вместе с тем, решением Старорусского районного суда Новгородской области от 12.05.2023 по делу N 2а-660/2023 постановление администрации Старорусского муниципального района от 17.10.2022 N 2404 признано не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 26.06.2023 (л.д.90-93).
Согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Следует учитывать и правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.09.2010 N 6171/10, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
В мотивировочной части решения Старорусского районного суда Новгородской области от 12.05.2023 по делу N 2а-660/2023 судом указано, что на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта администрацией Старорусского муниципального района Новгородской области у организации, осуществляющей водоотведение - ООО Старорусского района "Жилищно-коммунальное хозяйство", отсутствовали установленные и утвержденные нормативы допустимых сбросов, что является основанием для отказа в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на их установление (абзац 2 пункта 174 Правил N 644). Принятия настоящего решения означает, что постановление об установлении тарифов являлось незаконным изначально, что должно учитываться в расчетах и не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право (л.д.93).
С учетом компенсационного характера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов сточных вод, в отсутствие установленных нормативов, взимание с потребителя платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, неправомерно (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2024 N 301-ЭС23-28134).
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика 161 313 руб. 90 коп. задолженности по плате за сбор загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов сточных вод за период с 01.01.2023 по 28.02.2023не подлежит удовлетворению, поскольку нормативы состава сточных вод в централизованную систему водоотведения установлены постановлением администрации Старорусского муниципального района от 17.10.2022 N 2404 с нарушением действующего федерального законодательства и не подлежат применению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом, в том числе за период, предшествующий признанию судом незаконности их установления.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 9330/09, обращение истца с иском о взыскании долга, исчисленного на основании нормативного акта муниципального органа, признанного незаконным решением суда по другому делу, представляет собой злоупотребление правом, что не допускается статьей 10 ГК РФ.
В связи с отказом в иске о взыскании 161 313 руб. 90 коп. задолженности отсутствуют основания и для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика 6 351 руб. неустойки, начисленной за период с 10.02.2023 по 31.05.2023.
С учетом изложенного и того, что доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 ноября 2023 года по делу N А44-3359/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Старорусского района "Жилищное коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3359/2023
Истец: ООО Старорусского Района "Жилищное Коммунальное Хозяйство"
Ответчик: ООО "Старорусские пекарни и кондитерские"
Третье лицо: Старорусский районный суд Новгородской области, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд