г. Владимир |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А79-8579/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.07.2022 по делу N А79-8579/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Лидер" (ИНН 2130088313, ОГРН 1112130005932) к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037), акционерному обществу "Городское управление капитального строительства" (ОГРН 1162130058914, ИНН 2130172822) о внесении изменений в договор, признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения, третьи лица: Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики, муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, при участии в судебном заседании: от ответчика - администрации города Чебоксары - Маркова А.С. (по доверенности от 10.01.2022 сроком действия по 31.12.2022 и диплому); от истца - общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Лидер" - Галицкой О.В. (адвоката, по доверенности от 25.04.2022 сроком действия 1 год), Галицкого В.В. (по доверенности от 25.04.2022 сроком действия 1 год и диплому), Шашкова В.В. (по доверенности от 05.09.2022 сроком действия 3 года и диплому); от заявителей ходатайств о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Николаевой Нины Яковлевны, Гиззятовой Флеры Рифкатьевны, Зиновьевой Людмилы Васильевны, Витальевой Ирины Юрьевны - Падюковой Л.В. (адвоката, по доверенности от 29.10.2022 сроком действия 10 лет).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Лидер" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация), муниципальному унитарному предприятию "Городское управление капитального строительства" муниципального образования город Чебоксары (далее - Предприятие) о признании незаконным бездействия и обязании Администрации в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, коллектор, наружное освещение) в рамках договора долевого участия в развитии инженерной инфраструктуры города от 10.01.2012 N 5.12-К, заключенного между Администрацией, Предприятием и Обществом (дело N А79-8579/2021).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары Чувашской Республики и муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства".
Определением от 30.11.2021 судом произведена замена ответчика - Предприятия, на его правопреемника - акционерное общество "Городское управление капитального строительства" (далее - АО "ГУКС").
Общество также обратилось в суд с иском о внесении изменений в договор о развитии застроенной территории г. Чебоксары от 23.12.2011 N 57 (далее - договор N 57) в части увеличения срока действия договора до 31.12.2026 (дело N А79-11960/2021).
Определением суда от 25.01.2022 дела N А79-8579/2021 и NА79-11960/2021 объединены в одно производство с присвоением единого номера А79-8579/2021.
Определением от 24.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии.
Общество на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило:
1) признать незаконным бездействие и обязать Администрацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, коллектор, наружное освещение) в рамках договора долевого участия в развитии инженерной инфраструктуры города от 10.01.2012 N 5.12- К, заключенного между Администрацией, Предприятием и Обществом;
2) обязать Администрацию изменить договор о развитии застроенной территории в г. Чебоксары, ограниченной улицами Эгерский бульвар, Ленинского Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка, от 23.12.2011 N 57 путем заключения дополнительного соглашения.
Данное уточнение судом принято.
Впоследствии истец заявил отказ от иска в части требования о признании незаконным бездействия и обязании Администрации и АО "ГУКС" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, коллектор, наружное освещение) в рамках договора N 5.12-К.
Решением от 15.07.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии прекратил производство по делу в части требования о признании незаконным бездействия и обязании Администрации и АО "ГУКС" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, коллектор, наружное освещение) в рамках договора N 5.12-К; удовлетворил требование о внесении изменений в договор N 57; взыскал с Администрации в пользу Общества 6000 руб. расходов по государственной пошлине; возвратил Обществу из федерального бюджета 4200 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 16.09.2021 N 181.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении требования о продлении договора N 57.
Апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Обжалуя судебный акт, заявитель полагает, что суд первой инстанции неправомерно отнес к существенным нарушениям договора действия Администрации по обращению в суд с исками лишь в августе 2021 года, инициирование судебного производства в Калининском районном суде г. Чебоксары (дело N 2-501/2020), а также неисполнение обязанности содействия Обществу в расселении жильцов; к существенным изменениям обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, - наличие большого количестве судебных споров, предоставление земельного участка под мини-АЗС. Указал на то, что ранее 08.07.2021 Общество не обращалось к Администрации с просьбой об инициировании судебных процессов в отношении лиц, использующих самовольные постройки на территории, подлежащей развитию. Отметил, что Общество само фактически препятствовало сносу самовольных построек. Считает неверным вывод о несвоевременном исполнении Администрацией своей обязанности по оказанию содействия Обществу в расселении жильцов. Полагает, что материалами дела подтверждается постоянное содействие администрации Обществу при сносе самовольных построек. Обратил внимание на то, что Обществом были инициированы судебные процессы по истечении 8 лет, при этом в данный период истцом построена большая часть многоквартирных жилых домов. Ссылается на недобросовестное поведение Общества при исполнении условий договора. Кроме того, по мнению заявителя, необоснованным является учет судом доводов Общества о распространении новой коронавирусной инфекции и введенных в связи с этим ограничениях. Считает, что продление срока договора на пять лет при установлении 33 нерабочих дней является несоразмерным.
Подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил по доводам заявителя, считая их несостоятельными, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 22.09.2022 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В Первый арбитражный апелляционный суд поступили заявления Николаевой Нины Яковлевны (далее - Николаева Н.Я.), Рыбкина Евгения Ивановича (далее - Рыбкин Е.И.), Витальевой Ирины Юрьевны (далее - Витальева И.Ю.), Гиззятовой Флеры Рифкатьевны (далее - Гиззятова Ф.Р.), Зиновьевой Людмилы Васильевны (далее - Зиновьева Л.В.) о вступлении в судебный процесс заинтересованного лица.
В судебном заседании от 03.11.2022 представитель Николаевой Н.Я., Витальевой И.Ю., Гиззятовой Ф.Р., Зиновьевой Л.В. сообщил о том, что фактически заявлены ходатайства о вступлении Николаевой Н.Я., Рыбкина Е.И., Витальевой И.Ю., Гиззятовой Ф.Р., Зиновьевой Л.В. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представив письменные пояснения, подписанные в том числе представителем Рыбкина Е.И.
Представители Общества возразили в отношении удовлетворения заявлений о вступлении в судебный процесс третьих лиц, указав на отсутствие к тому оснований.
Представитель Администрации вопрос о вступлении в судебный процесс третьих лиц оставил на усмотрение суда.
Заявления о вступлении в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (с учетом уточнения), судом рассмотрены и отклонены, о чем вынесено соответствующее определение.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что судебный акт обжалуется в части удовлетворенных исковых требований.
Представители истца просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, находя законным и обоснованным обжалуемый судебный акт.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.05.2011 Администрацией принято распоряжение N 1319-р о развитии застроенной территории площадью 19,25 га, ограниченной улицами Эгерский бульвар, Л.Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары.
17.10.2011 Администрацией принято распоряжение N 2722-р о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории, в приложении к которому приведен проект такого договора, а также опубликовано объявлении о проведении аукциона (т. 1 л.д. 35-42, т. 3 л.д. 74-75).
Согласно протоколу от 06.12.2021 победителем аукциона признан истец (т. 3 л.д. 77).
23.12.2011 между Администрацией и Обществом (застройщик), ранее именовавшимся общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер"), на основании протокола о результатах аукциона от 06.12.2011 заключен договор о развитии застроенной территории в г. Чебоксары N 57, по условиям которого застройщик обязался осуществить развитие застроенной территории общей площадью 19,25 га, ограниченной улицами Эгерский бульвар, Л.Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары (далее - Территория) (т. 1 л.д. 13-19, т. 3 л.д. 74-77).
Перечень самовольно возведенных индивидуальных жилых домов и строений, подлежащих сносу, и металлических гаражей, подлежащих сносу или утилизации, расположенных на территории, определен в Приложении N 1 к договору (пункт 1.2 договора N 57).
Стоимость права на заключение настоящего договора составляет 28 750 000 руб. (пункт 1.3 договора N 57).
Пунктом 2.1 договора N 57 предусмотрены следующие обязанности застройщика:
- в течение 60 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона оплатить стоимость права па заключение настоящего договора, путем внесения на расчетный счет Администрации суммы в размере 28 750 000 руб., равной цене права на заключение договора о развитии застроенной территории за вычетом суммы внесенного Застройщиком задатка (подпункт 2.1.1);
- в течение двенадцати месяцев с момента заключения договора подготовить проект планировки Территории, включая проект ее межевания, в соответствии с Генеральным планом развития г. Чебоксары, Правилами землепользования и застройки, а также расчетными показателями обеспечения Территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, и обеспечить вынесение проекта планировки на утверждение в порядке, установленном действующим законодательством, разработать рабочую документацию на строительство инженерных коммуникаций по очередям строительства. Проект планировки Территории должен соответствовать градостроительному регламенту земельного участка, определенному Правилами землепользования и застройки в г. Чебоксары, и заданию на проектирование (подпункт 2.1.2);
- в срок до 31.12.2015 осуществить на Территории строительство объектов согласно утвержденному проекту планировки Территории и Приложению N 2 к договору. По мере застройки территории осуществлять строительство объектов инженерного обеспечения, внутримикрорайонных дорог и инженерных сетей за свой счет в соответствии со сроками, определенными в Приложении 2 "Календарный график строительства микрорайона "Кувшинка" г. Чебоксары". Приложение 2 подлежит корректировке после разработки и утверждения проекта микрорайона путем, подписания дополнительного соглашения к настоящему договору (подпункт 2.1.3);
- в срок до 31.12.2013 разработать рабочие проекты на объекты социального назначения, размещаемые на Территории, получить по ним положительное заключение органов Госэкспертизы и безвозмездно передать Администрации проектно-сметную и исходно-разрешительную документацию для открытия финансирования на строительство (подпункт 2.1.4);
- в срок до 31.12.2014 расселить жильцов из подлежащих сносу самовольно возведенных индивидуальных жилых домов в границах развиваемой Территории путем предоставления благоустроенных жилых помещений. Жилые помещения, которые будут предоставлены гражданам под расселение, создаются, либо приобретаются Застройщиком за свой счет. Характеристики приобретаемых помещений должны соответствовать требованиям жилищного законодательства. Окончательный срок начала и завершение расселения жильцов с указанием адреса и номера домов утвердить дополнительным соглашением к настоящему договору и в Приложение 2 к настоящему договору после утверждения проекта планировки территории, но не позднее срока, предусмотренного в пункте 2.1.2 договора (подпункт 2.1.5);
- в ходе реализации проекта застройки Территории на основании решения Администрации, принятого в соответствии с действующим законодательством производить снос самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, строений и металлических гаражей в границах развиваемой Территории. При этом самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Вывоз или утилизация металлических гаражей производится Застройщиком за свой счет (подпункт 2.1.6);
- в течение 30 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона заключить с МУП "ГУКС" договор на развитие инженерной инфраструктуры. Во исполнение договора на развитие инженерной инфраструктуры в соответствии с частью 5 пунктом 4 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации выполнить работы по строительству или реконструкции объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения Территории в срок не позднее, чем за 10 дней до даты завершения строительства в соответствии с Приложением 2 к договору (подпункт 2.1.7);
- установление границ земельных участков и проведение государственного кадастрового учета застройщик осуществляет за счет собственных средств по мере освобождения Территории от прав третьих лиц (подпункт 2.1.8);
- в течение 10 дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возместить Комитету сумму расходов, произведенных при подготовке Территории к аукциону в размере 17 668 562 руб. (подпункт 2.1.9);
- ежеквартально предоставлять отчет о проделанной работе по освоению Территории (подпункт 2.1.10).
Пунктом 2.2 договора N 57 предусмотрены следующие права застройщика:
- запрашивать у Администрации информацию, необходимую для исполнения застройщиком своих обязанностей по договору (подпункт 2.2.1);
- отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае: неисполнения Администрацией обязательств, оговоренных в подпунктах 2.3.1 - 2.3.3 договора; в иных случаях, установленных действующим законодательством (подпункт 2.2.2).
Пунктом 2.3 договора N 57 предусмотрены следующие обязанности Администрации:
- утвердить проект планировки Территории, включая проект межевания Территории, в отношении которой принято решение о развитии, при условии соответствия проекта Генеральному плану развития г. Чебоксары, Правилам землепользовании и застройки, архитектурно-эстетическим требованиям к Территории, расчетным показателям обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры и другим нормативам градостроительного проектирования (подпункт 2.3.1);
- принять решение о сносе самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, расположенных на Территории в соответствии с действующим законодательством (подпункт 2.3.2);
- принять решение о сносе или утилизации металлических гаражей, расположенных на Территории в соответствии с действующим законодательством (подпункт 2.3.3);
- в течение 30 дней после выполнения застройщиком обязанностей, указанных в подпунктах 2.1.1 - 2.1.2, 2.1.8 - 2.1.10 договора, принять решение о предоставлении земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение иным гражданам и юридическим лицам, застройщику для строительства отдельных объектов в границах Территории без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством. Порядок и промежуточные сроки выполнения подпунктов 2.1.3 - 2.1.7 определяются после утверждения проекта планировки Территории. Предоставление земельных участков, занятых самовольно построенными индивидуальными жилыми домами, производится без проведения торгов по мере переселения из них граждан в соответствии с действующим законодательством (подпункт 2.3.4);
- оказывать застройщику содействие в получении разрешений, согласований и информации, необходимой для исполнения застройщиком своих обязанностей по настоящему договору. Оказывать застройщику содействие в сносе самовольных строений на развиваемой Территории (подпункт 2.3.5).
Пунктом 2.4 договора N 57 предусмотрены следующие права Администрации:
- контролировать порядок исполнения застройщиком его обязанностей по договору путем назначения уполномоченной на проведение строительного контроля организации, запроса письменной информации о ходе выполнения им отдельных мероприятий, путем комиссионного рассмотрения, в том числе и с выходом на место положения дел на развиваемой Территории (подпункт 2.4.1);
- отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке и расторгнуть договор в случае: неисполнения застройщиком одного из обязательств, оговоренных в подпунктах 2.1.1 - 2.1.10 договора; в иных случаях, установленных действующим законодательством (подпункт 2.4.2).
Согласно пункту 5.1 договора N 57 он вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения обязательств, включая обязанности по выплате неустоек, но не позднее 31.12.2015. Любое изменение или прекращение настоящего договора по соглашению сторон должно осуществляться в письменном виде путем подписания единого документа обеими сторонами. Изменения договора, оформленные дополнительными соглашениями, могут относиться к: составу работ, объему и характеру отдельных работ, срокам выполнения работ, стоимости работ, случаям отказа граждан от переселения в благоустроенные жилые помещения (исполнение обязательств, предусмотренных подпунктом 2.1.5 настоящего договора продлевается на период времени, равный времени производства в судебных органах по судебным делам о выселении граждан); иными положениями и условиями выполнения настоящего договора.
В Приложении N 1 к договору N 57 указан Перечень самовольно построенных индивидуальных жилых домов и строений, подлежащих сносу, и металлических гаражей, подлежащих сносу или утилизации; в Приложении N 2 приведен Календарный график строительства микрорайона "Кувшинка" г. Чебоксары.
10.01.2012 между Администрацией, Предприятием (заказчик строительства объектов инженерной инфраструктуры) и ООО "Лидер" (застройщик) заключен договор долевого участия в развитии инженерной инфраструктуры города N 5.12-К, согласно пункту 1.1 которого застройщик принимает долевое участие в развитии инженерной инфраструктуры города на добровольной основе в целях возмещения части затрат администрации города на строительство объектов социально-бытового и коммунального назначения, а также обеспечения взаимосвязанного финансирования строительства объектов социально-бытового и коммунального назначения в г. Чебоксары (т. 1 л.д. 43).
В соответствии с пунктом 2.1 договора N 5.12-К для развития и реконструкции инженерных сетей согласно технических условий на присоединение новых потребителей к городским инженерным сетям долевое участие определено в размере 20% от стоимости строительства объектов.
Размер долевого участия по строительству жилых домов в микрорайоне "Кувшинка" в Новоюжном жилом районе г. Чебоксары (территория, ограниченная улицами Эгерский бульвар, Л.Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка) ориентировочно составляет 581 900 000 руб. (115 000 кв.м Ч 25 300 руб. Ч 0,20). После рассмотрения и утверждения проекта планировки территории микрорайона размер долевого участия уточняется (пункт 2.2 договора N 5.12-К).
Исполнение по долевому участию производится в течение срока строительства до ввода Объектов микрорайона в эксплуатацию (пункт 2.3 договора N 5.12-К).
По согласованию сторон застройщик непосредственно выполняет работы по строительству объектов инженерной инфраструктуры или рассчитывается иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и Чувашской Республики (пункт 2.4 договора N 5.12-К).
Согласно пункту 3.1 договора N 5.12-К застройщик обязуется:
- приступить к строительству объектов только после согласования проекта в установленном порядке, оформления земельного участка в аренду на период строительства и получения разрешения на строительство (подпункт 3.1.1);
- ежеквартально, с момента начала строительства предоставлять сведения о выполненных объемах работ (КС-3), подтверждающие документы о выполнении условий пункта 2.3 данного договора по оплате долевого участия в развитии инженерной инфраструктуры (подпункт 3.1.2);
- обеспечить сдачу объектов и инженерных сетей по условиям ТУ в эксплуатацию, зарегистрировать его в установленном порядке и передать на обслуживание эксплуатирующим организациям города. Затраты по регистрации и обслуживанию объектов до передачи на баланс компенсируются Застройщиком (подпункт 3.1.3).
Согласно пункту 3.2 договора N 5.12-К Администрация обязуется:
- при предъявлении настоящего договора и других необходимых документов выдать разрешение на строительство объектов (подпункт 3.2.1);
- при условии выполнения Застройщиком условий настоящего договора дать разрешение на подключение вновь построенных объектов к общегородским инженерным коммуникациям (подпункт 3.2.2).
Договор N 5.12-К заключен в соответствии с постановлением главы Администрации от 21.03.2002 N 28 "О порядке возмещения городу затрат на развитие инженерной инфраструктуры", которое признано утратившим силу постановлением Администрации от 15.09.2017 N 2136 (т. 1 л.д. 44-52).
В рамках дела N А79-8207/2012 ООО "Лидер" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Администрации, ОАО "Дорисс" о признании незаконными распоряжения от 23.11.2011 N 3140-р "Об утверждении актов выбора и схемы расположения земельных участков N 1 и N 2 на кадастровом плане под размещение мини-АЗС по проезду Машиностроителей" и распоряжения от 11.05.2012 N 1540-р "О предоставлении ОАО "Дорисс" земельных участков на пересечении ул. Промышленная и ул. Коллективная, по проезду Машиностроителей" в части предоставления ОАО "Дорисс" из земель населенных пунктов сроком до 25.04.2013 земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м и 21:01:030310:292 площадью 1566 кв.м по проезду Машиностроителей для размещения мини-АЗС и решения о заключении договора аренды данных земельных участков с ОАО "Дорисс"; о признании недействительным договора аренды земельного участка от 18.05.2012 N 134/5322к; об обязании ОАО "Дорисс" освободить земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м и 21:01:030310:292 площадью 1566 кв.м по проезду Машиностроителей г. Чебоксары от конструкций мини-АЗС.
Исковые требования были мотивированы тем, что в настоящее время ОАО "Дорисс" на основании оспариваемых распоряжений и договора аренды в границах предоставленного истцу по договору N 57 земельного участка (со стороны Машиностроительного проезда) ведутся работы по строительству автозаправочной станции. Земельный участок площадью 19,25 га, ограниченный улицами Эгерский бульвар, Ленинского Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары после проведения 06.12.2001 аукциона о признании ООО "Лидер" победителем полностью должен был быть предоставлен последнему для строительства на основании распоряжения от 26.05.2011 N 1319-р и договора N 57. Утверждение актов выбора земельных участков под размещение мини-АЗС противоречит положениям Правил землепользования и застройки г. Чебоксары, определяющих спорную территорию как зону многоквартирных домов. Размещение автозаправочной станции в данной зоне не допускается.
Определением суда от 20.09.2012 по делу N А79-8207/2012 утверждено мировое соглашение от 19.09.2012, заключенное ООО "Лидер", Администрацией и ОАО "Дорисс", в следующей редакции (т. 6 л.д. 164-166):
"1. Настоящее мировое соглашение заключается сторонами на основании статей 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения спора, явившегося причиной предъявления исковых требований обществом с ограниченной ответственностью "Лидер" к администрации города Чебоксары и открытому акционерному обществу "Дорисс" в отношении двух земельных участков с кадастровым номером 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м, с кадастровым номером 21:01:030310:292 площадью 1566 кв.м, находящихся по проезду Машиностроителей г. Чебоксары.
2. Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" признает, что распоряжения администрации г. Чебоксары N 3140-р от 23.11.2011, N 1540-р от 11.05.2012 и договор аренды земельного участка N 134/5322к от 18.05.2012, в соответствии с которыми администрацией г. Чебоксары предоставлены в аренду открытому акционерному обществу "Дорисс" земельные участки с кадастровым номером 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м, с кадастровым номером 21:01:030310:292 площадью 1566 под размещение мини-АЗС, не нарушают законные права и интересы общества с ограниченной ответственностью "Лидер".
3.Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" признает, что использование открытым акционерным обществом "Дорисс" земельных участков с кадастровым номером 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м, с кадастровым номером 21:01:030310:292 площадью 1566 кв.м под размещение мини-АЗС не нарушает его законные права и интересы.
4.Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" принимает на себя обязательство не включать земельные участки с кадастровым номером 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м, с кадастровым номером 21:01:030310:292 площадью 1566 кв.м в проект планировки территории, подлежащей развитию на основании распоряжения администрации г. Чебоксары N 1319-р от 26.05.2011 "О развитии застроенной территории площадью 19,25 га, ограниченный улицами Эгерский бульвар, Ленинского Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары", и не осуществлять на данных земельных участках какое-либо строительство.
5.Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" отказывается от своих требований к администрации г. Чебоксары и открытому акционерному обществу "Дорисс", составляющих предмет иска по арбитражному делу N А79-8207/2012, в полном объеме.
6.Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" принимает на себя обязательство не предъявлять в настоящем и будущем к администрации г. Чебоксары и открытому акционерному обществу "Дорисс" каких-либо требований, связанных с земельными участками с кадастровым номером 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м, с кадастровым номером 21:01:030310:292 площадью 1566 кв.м.
7.Администрация г. Чебоксары и открытое акционерное общество "Дорисс" обязуются не предъявлять в настоящем и будущем к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" каких-либо требований, связанных с земельными участками с кадастровым номером 21:01:030310:291 площадью 769 кв.м, с кадастровым номером 21:01:030310:292 площадью 1566 кв.м, в т.ч. требований о возмещении убытков, причиненных обеспечением иска по арбитражному делу N А79-8207/2012".
Постановлением Администрации от 25.01.2013 N 192 утвержден проект планировки территории (т. 9 л.д. 1-37).
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22.02.2013, оставленным без изменения определением Верховного Суда Чувашской Республики от 29.05.2013 N 33-1392-13, признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда распоряжение Администрации от 26.05.2011 N 1319-р. Основанием для признания его недействующим послужило несоблюдение формы (распоряжение вместо постановления) и неопубликование нормативного правового акта в установленном порядке.
Дополнительным соглашением от 22.08.2013 N 1 к договору N 57 стороны утвердили порядок расселения жильцов из подлежащих сносу самовольно возведенных индивидуальных жилых домов в количестве 264 шт., в том числе в пункте 3 соглашения указали, что в случае выявления на территории, подлежащей развитию, иных самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, жильцы данных домов также подлежат расселению (т. 2 л.д. 86).
Письмом от 31.12.2014 N 3665/19 ОАО "Водоканал" известило истца о том, что, рассмотрев проект системы водоотведения микрорайона "Кувшинка", сообщает о необходимости корректировки генерального плана этого микрорайона, исключающей перенос проходящего по территории микрорайона коллектора ввиду его работы в сложных условиях. Застройщику указано на необходимость выполнения мероприятий по увеличению надежности коллектора при развитии микрорайона (т. 1 л.д. 146).
Дополнительным соглашением от 05.06.2015 N 2 к договору N 57 (т. 2 л.д. 87-95) стороны, руководствуясь статьями 328, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 46.1, подпунктом 9 пункта 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании писем Прокуратуры Чувашской Республики от 11.07.2013 N 73-29-2013, от 13.08.2013 N 73-29-2013, от 06.05.2015 N 7-14-179-15 (т. 10 л.д. 90-94) и протокола совещания при главе города Чебоксары от 04.06.2015 N 3, учитывая существенные изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора о развитии застроенной территории, связанных с судебными процессами по сносу металлических гаражей с территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, и обжалованием распоряжения Администрации от 26.05.2011 N 1319-р "О развитии застроенной территории площадью 19,25 га, ограниченной улицами Эгерский бульвар, Л. Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары" внесли следующие изменения в договор N 57:
- в пункте 2.1.3 слова "до 31.12.2015" заменили словами "до 31.12.2021";
- в пункте 2.1.4 слова "до 31.12.2013" заменили словами "до 31.12.2018";
- пункт 2.1.5 изложили в следующей редакции: "Расселить жильцов из подлежащих сносу самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, располагающихся в границах развиваемой территории, путем предоставления жилых помещений, согласно срокам, указанным в приложениях N N 1а, 1б, 1в к настоящему дополнительному соглашению. Заключить договоры долевого участия в строительстве с жителями переселяемых домов согласно приложениям NN 1б и 1в к настоящему дополнительному соглашению в срок до 31.03.2016. Жилые помещения, которые будут предоставлены гражданам под расселение, создаются или приобретаются Застройщиком. По соглашению между Застройщиком и жильцами самовольно возведенных индивидуальных жилых домов расселение путем предоставления благоустроенных жилых помещений может быть заменено на выплату денежной компенсации, размер которой определяется по соглашению между Застройщиком и жильцами соответствующего самовольно возведенного индивидуального жилого дома";
- в пункте 5.1 слова "но не позднее 31.12.2015" заменили словами "до 31.12.2021".
Кроме того, в дополнительном соглашении от 05.06.2015 N 2 стороны предусмотрели следующее:
- в случае выявления на территории, подлежащей развитию в соответствии с условиями договора, самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, не учтенных в приложениях N N 1а, 1б и 1в к настоящему дополнительному соглашению, жильцы данных домов также подлежат расселению по согласованию между ООО "Лидер" и жильцами в срок до 31.12.2017;
- Приложение N 1 к договору изложить в новой редакции согласно приложениям NN 1а, 1б, 1в к дополнительному соглашению;
- Приложение N 2 к договору изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к дополнительному соглашению;
- внесение изменений в приложения N N 1б и 1в к дополнительному соглашению производить только с письменного согласия жителей, в отношении которых предполагается внести изменения;
- с момента подписания дополнительного соглашения N 2 дополнительное соглашение от 22.08.2013 N 1 к договору N 57 признать утратившим силу.
Дополнительным соглашением от 23.07.2015 N 3 к договору N 57 стороны с целью актуализации перечня самовольно возведенных домов по пр. Мясокомбинатский 7 линия после проведенной инвентаризации, а также уточнения списка граждан, переселяемых из самовольно возведенных домов по пр. Мясокомбинатский 7 линия, изложили приложения NN 1б и 1в в новой редакции (т. 2 л.д. 96-101).
В Приложении N 1б к договору N 57 приведен перечень самовольно построенных индивидуальных жилых домов по проезду Мясокомбинатский, 7-я линия, подлежащих сносу и согласных на предложение ООО "Лидер" (33 кв.м), состоящий из 76 пунктов.
В Приложении N 1в к договору N 57 приведен перечень самовольно построенных индивидуальных жилых домов по проезду Мясокомбинатский, 7-я линия, подлежащих сносу и не согласных на предложение ООО "Лидер" (33 кв.м), но согласных на расселение на иных условиях, состоящий из 116 пунктов.
Постановлением Администрации от 26.12.2016 N 3474 утверждены проект планировки и проект межевания территории микрорайона, ограниченного улицами Эгерский бульвар, Л.Комсомола, Машиностроительный проезд, речка Малая Кувшинка г. Чебоксары (т. 6 л.д. 172, т. 7 л.д. 1-90).
Истцом представлены акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 по строительству инженерных сетей (дренажные сети, сети наружного водоснабжения, сети наружной и ливневой канализации, перенос водопровода, кабельные линии 10кВ для электроснабжения РП 10кВ, ТП10/0,4 кВ, кабельные линии КЛ-0,4 кВ, наружные сети освещения (уличное и дворовое), сети газоснабжения, сети связи) на сумму 224 466 447 руб. 32 коп. (т. 4 л.д. 10-151, т. 5 л.д. 1-150, т. 6 л.д. 1-96).
Согласно имеющимся в материалах дела постановлениям Администрации от 27.12.2017 N 3002, от 13.07.2018 N 1249, от 19.03.2019 N 565 "О принятии в муниципальную собственность города Чебоксары сетей водопровода и канализации", договорам о безвозмездной передаче в муниципальную собственность г. Чебоксары водопровода и канализации от 27.12.2017 N 62/17, от 13.07.2018 N 20/18 и от 22.03.2019 N 27/19, постановлениям Администрации от 04.03.2019 N 427 и от 24.04.2019 N 873 "О принятии в муниципальную собственность города Чебоксары сетей наружного освещения", договорам о безвозмездной передаче в муниципальную собственность г. Чебоксары сетей наружного освещения от 04.03.2019 N 19/19 и от 30.04.2019 N 29/19, описи объектов, извещениям, актам приема-передачи, письму Комитета от 12.05.2020 N 039-3697, истцом переданы в муниципальную собственность города Чебоксары наружные инженерные сети водопровода, канализации, электроосвещения, предназначенные для обслуживания жилых домов, строительство которых осуществлялось по договору N 57 (т. 1 л.д. 53-58, т. 2 л.д. 1-85).
Из переписки сторон усматривается, что у сторон возникли разногласия относительно того, за чей счет должно производиться строительство инженерных и коммунальных сетей, необходимых для обслуживания строящихся истцом в рамках договора N 57 многоквартирных жилых домов (т. 1 л.д. 59-66, 142-145, 147-149, т. 3 л.д. 94-96).
Разрешение на строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и встроенной подземной автостоянкой (поз. 3, поз. 3А) N 21-01-108-2017 выдано истцу Администрацией 08.06.2017 сроком до 08.06.2020, впоследствии продлено до 08.05.2023 (т. 9 л.д. 66-67).
Земельный участок под строительство позиций 3, 3А первоначально предоставлен истцу Администрацией по договору от 28.03.2017 N 42/5522-К на срок до 28.03.2022 (т. 10 л.д. 77-80). Впоследствии сторонами заключен новый договор аренды от 18.10.2021 N 89/6392-К, предусматривающий срок аренды с 28.03.2022 до 28.03.2025. Данный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 30.03.2022 (т. 10 л.д. 73-75).
Разрешение на строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и встроенной подземной автостоянкой (поз.19) N 21-01-217-2017 выдано истцу Администрацией 28.12.2017 сроком до 29.12.2020, впоследствии продлено до 28.02.2023 (т. 9 л.д. 68-69).
Земельный участок под строительство позиции 19 первоначально предоставлен истцу Администрацией по договору от 20.09.2017 N 156/5636-К на срок до 31.12.2021 (т. 10 л.д. 64-68). Впоследствии сторонами заключен новый договор аренды от 18.10.2021 N 95/6398-К, предусматривающий срок аренды с 01.01.2022 до 01.01.2025. Данный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 15.11.2021 (т. 10 л.д. 69-72).
Разрешения на строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и подземным гаражом (позиция 18, I и II этапы) N N 21-01-118-2018, 21-01-119-2018 выданы истцу Администрацией 29.06.2018 сроком до 29.06.2020 и до 29.08.2021, впоследствии продлевались до 29.05.2024 и до 29.08.2024 соответственно (т. 3 л.д. 78-83).
Земельный участок под строительство позиции 18 предоставлен истцу Администрацией по договору от 10.11.2017 N 195/5676-К на срок до 31.12.2021 (т. 10 л.д. 48-53).
Также истцом заключены с Администрацией договоры аренды от 22.03.2018 N 33/5769-К и от 10.09.2019 N 120/6083-К земельных участков под строительство позиции 13 и позиции 2 сроком до 31.12.2021 (т. 10 л.д. 54-63).
Постановлением Администрации от 25.01.2019 N 99, с изменениями от 11.04.2019 N 789, утверждены проект планировки и проект межевания Территории (т. 10 л.д. 44-46).
Письмом от 08.04.2020 N 29/02-2073 Администрация направила истцу на подписание проект дополнительного соглашения N 4 к договору N 57, которым предложила исключить подпункт 2.1.7 (т. 3 л.д. 91-93).
Данное дополнительное соглашение истцом не подписано.
Письмом от 28.05.2019 N 3080 Управление образования Администрации согласовало техническое задание на проектирование общеобразовательной школы, просило при этом предусмотреть в проекте 2 плавательных бассейна круглогодичного использования (т. 3 л.д. 84).
В ответ на письмо от 28.05.2019 N 3080 истец письмом от 04.06.2019 N 1325 сообщил, что размещение второго плавательного бассейна возможно вместо спортивного зала для начальных классов (т. 3 л.д. 85).
Письмом, направленным 07.03.2022, истец вновь просил Администрацию предоставить ответ на письмо от 04.06.2019 N 1325 (т. 6 л.д. 148-150).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.09.2020 по делу N А79-13267/2019 на истца возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда исполнить обязательство по пункту 2.1.4 договора N 57, разработать рабочие проекты на объекты социального назначения, размещаемые на территории подлежащей развитию, получить по ним положительные заключения органов государственной экспертизы и безвозмездно передать администрации города Чебоксары проектно-сметную и исходно-разрешительную документацию для открытия финансирования на строительство следующих объектов: дошкольная образовательная организация на 160 мест - позиция 20, и общеобразовательная организация на 1200 мест - позиция 22.
Письмом от 01.04.2022 N 180-4434 Администрация в ответ на письмо от 04.06.2019 N 1325 сообщила истцу, что при проектировании школы размещение спортивного зала для начальных классов в приоритете над размещением второго плавательного бассейна (т. 9 л.д. 49).
Письмом от 28.04.2022 N 1285 истец направил в адрес Управления образования Администрации на согласование раздел проектной документации дошкольного образовательного учреждения на 160 мест, позиция 20 (т. 9 л.д. 72).
Письмом от 11.05.2022 Управление образования Администрации в ответ на обращение истца предложило внести изменения в проектно-сметную документацию по данному объекту, перечень которых приведен (т. 9 л.д. 73-74).
Истец указывает, что им в период с 2014 по 2021 годы в целях расселения граждан заключено 298 договоров участия в долевом строительстве, в подтверждение чего он ссылается на их перечень в списке по карточке счета 76.06 (т. 6 л.д. 129-142).
Истцом также представлен список лиц, приведенный в карточке счета 91.02 за январь 2014 года - декабрь 2021 года, с которыми заключены договоры дарения квартиры (т. 6 л.д. 143).
Кроме того, истец представил список лиц, которым выплачены компенсации (т. 6 л.д. 144).
В подтверждение надлежащего исполнение истцом своих обязательств в материалы дела представлен реестр лиц, получивших жилые помещения путем переселения из самовольных строений (т. 3 л.д. 113-123).
Письмом от 13.12.2019 N 1991, полученным Администрацией 16.12.2019, истец просил оказать содействие в согласовании условий расселения жильца выявленного на Территории дома, который настаивал на предоставлении ему жилья исключительно на собственных условиях (т. 6 л.д. 145-146).
В ответ Администрация письмом от 04.01.2020 N 20933 сообщила о том, что такому жильцу предусмотрено предоставление квартиры площадью 33 кв.м (т. 6 л.д. 147).
Письмом от 08.07.2021 N 1204 истец уведомил Администрацию о своем намерении самостоятельно осуществить снос самовольной постройки ввиду того, что ее владелец не установлен, и предложил высказать свою позицию по данному вопросу (т. 9 л.д. 75).
Письмом от 27.10.2021 истец сообщил Администрации об исполнении своих обязательств по расселению жильцов самовольных построек (т. 9 л.д. 76).
Письмом от 11.11.2021 N 04-07-2021 прокурор города Чебоксары уведомил Администрацию о том, что препятствий для дальнейшего исполнения Администрацией договора о развитии застроенной территории и предоставления земельных участков Обществу для строительства многоквартирных домов в границах застраиваемой территории не имеется (т. 3 л.д. 28-29).
Письмом от 25.11.2021 прокурор города Чебоксары сообщил истцу о том, что предложения о продлении договора N 57 направлены в Администрацию (т. 4 л.д. 8).
Письмом от 27.12.2021, полученным Администрацией согласно оттиску штампа в тот же день, истец со ссылкой на существенное изменение обстоятельств, а именно, непринятие Администрацией мер по обращению в суд с исками о сносе самовольных построек, просил рассмотреть вопрос об изменении срока исполнения договора N 57. К указанному письму был приложен подписанный Обществом проект дополнительного соглашения N 4 об увеличении срока до 31.12.2026 (т. 3 л.д. 30-31).
В ответ на обращение истца Администрация письмом от 29.12.2021 N 23532 отказалась вносить предлагаемые изменения в договор N 57 (т. 3 л.д. 142-145).
Неисполнение Администрацией своих обязательств по договору N 5.12-К и отказ последней от подписания дополнительного соглашения к договору N 57 послужили истцу основанием для обращения в суд с вышеназванными исками, объединенными в одно производство.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от иска в части требования о признании незаконным бездействия и обязании Администрации и АО "ГУКС" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, коллектор, наружное освещение) в рамках договора N 5.12-К.
Отказ от иска в указанной части судом первой инстанции принят как не противоречащий закону и не нарушающий права других лиц, в связи с чем в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в соответствующей части прекращено.
Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции, признал обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о внесении изменений в договор N 57 в редакции истца с предлагаемым им изменением сроков, но сохранением при этом остальной части содержания пунктов 2.1.3 и 5.1 договора.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции распределены расходы по уплате государственной пошлины по искам.
Судебный акт, исходя из приведенных в апелляционной жалобе доводов и пояснений представителя заявителя, обжалуется в части удовлетворения требования о внесении изменений в договор N 57.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки судебного акта только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы и возражения на них, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцом соблюден досудебный порядок по требованию об изменении договора N 57.
В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" с 30.12.2020 признана утратившей силу Глава 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации "Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления".
При этом, частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" предусмотрено, что договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, договоры об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), а также договоры, предусматривающие предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности в целях реализации указанных договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. При этом изменение и расторжение указанных в настоящей части договоров осуществляется в порядке, действовавшем на день заключения таких договоров. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях реализации указанных договоров о развитии застроенных территорий, договоров о комплексном освоении территории, договоров о комплексном развитии территории, договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья осуществляется в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора N 57) по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора являются:
1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
2) цена права на заключение договора;
3) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов;
4) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории; максимальные сроки осуществления строительства;
7) обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
8) обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
9) обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
10) срок договора;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Таким образом, пунктом 10 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что одним из существенных условий договора развития застроенной территории является срок договора.
На основании части 4 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в договоре наряду с указанными в части 3 настоящей статьи существенными условиями могут быть предусмотрены иные существенные условия, в том числе:
1) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
2) указание видов объектов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части и подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность; условия и сроки такой передачи;
3) условия и объем участия органа местного самоуправления в развитии застроенной территории с указанием соответствующих сроков;
4) способы и размер обеспечения исполнения договора лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления.
При этом запрещается включение в договор условия о передаче в государственную или муниципальную собственность жилых помещений, за исключением жилых помещений, указанных в пункте 4 части 3 настоящей статьи, а также установление иных условий договора, если такие условия влекут за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления (часть 5 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статье 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, в частности, данной нормой регламентируется содержание извещения о проведении аукциона, которое должно включать в себя информацию о предмете аукциона, условиях и порядке участия, а также проект договора.
Исходя из положений пункта 26 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, запрет на изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон установлен в момент его заключения. Из содержания названной правовой нормы не следует запрета на продление срока действия договора применительно к уже заключенному договору о развитии застроенной территории.
Как верно отмечено судом первой инстанции, нормы градостроительного законодательства, нормы гражданского и земельного законодательства не содержат запрета возможности продления срока договора о развитии застроенной территории. Продление срока договора о развитии застроенной территории возможно по решению суда при существенном нарушении договора одной из сторон или при существенном изменении обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
В силу пунктов 1, 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Договор о развитии застроенной территории имеет долгосрочный характер, предусматривающий ряд этапов его исполнения и комплекс многочисленных взаимных обязательств сторон, надлежащее исполнение которых каждой из сторон зависит от своевременного и надлежащего исполнения обязательств другой стороной.
Таким образом, правоотношения по договору о развитии застроенной территории являются встречными.
При исследовании фактических обстоятельств дела судом первой инстанции верно установлено, что выполнение застройщиком обязательств по договору N 57, в том числе по расселению жильцов самовольных построек на Территории, подлежащей развитию, поставлены в зависимость от исполнения Администрацией встречных обязательств по оказанию застройщику содействия в сносе самовольных строений на развиваемой Территории.
Из материалов дела следует, что вступившими к законную силу решениями Калининского районного суда г. Чебоксары от 06.11.2019 по делу N 2-2832/2019, от 14.11.2019 по делу N 2-2409/20219 и от 06.12.2019 по делу N 2-3547/2019 истцу было отказано в удовлетворении исков к гражданам о возложении обязанности освободить застраиваемую по договору N 57 территорию от самовольных построек со ссылкой на то, что Общество не подтвердило, что является собственником или законным владельцем земельных участков, на которых возведены спорные постройки. Судом общей юрисдикции указано, что правом самостоятельно решать вопрос о сносе индивидуальных жилых домов на застраиваемой территории истец не наделен. Снос осуществляется на основании решения Администрации, которая оказывает содействие застройщику (т. 3 л.д. 36-41, 146-154).
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Чебоксары от 16.12.2019 по делу N 2-3771/2019 Администрации отказано в удовлетворении исковых требований к Обществу об обязании предоставить гражданке жилое помещение площадью не менее 58 кв.м. Суд указал, что правом решать вопрос о размере жилой площади, предоставляемой под расселение, Администрация не наделена, застройщик не уклоняется от своей обязанности по предоставлению жилого помещения (т. 4 л.д. 1-2).
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Чебоксары от 26.05.2020 по делу N 2-751/2020 Администрации отказано в удовлетворении исковых требований к Обществу и гражданке о возложении обязанности заключить соглашение о предоставлении благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен самовольно возведенного индивидуального жилого дома. Суд указал, что в этом доме гражданка не была зарегистрирована, ни на праве собственности, ни на праве пользования домом не владеет и не владела (т. 4 л.д. 3-4).
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие большого количества судебных споров с участием застройщика, Администрации, жильцов самовольных жилых строений, возникших в связи с заключением и исполнением договора N 57.
Указанные споры, начавшиеся в 2019 году, то есть спустя 8 лет после заключения договора N 57, до своего разрешения очевидно препятствовали своевременному исполнению своих обязательств застройщиком, который безуспешно пытался в судебном порядке решить вопрос с расселением.
Часть из указанных споров, связанных с расселением жильцов, до настоящего времени, не завершена.
Так, Администрацией лишь в августе 2021 года предъявлены в суд общей юрисдикции три иска к гражданам о признании жилых домов самовольными постройками, выселении жильцов и сносе построек. Производство по двум делам приостановлено до разрешения настоящего дела (т. 11 л.д. 60-75).
Более того, согласно заочному решению Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26.05.2020 по делу N 2-501/2020 Администрация обращалась с иском к истцу и гражданину, который проживает в самовольной постройке, расположенной не в пределах территории по договору N 57, что также свидетельствует о недобросовестном поведении Администрации (т. 6, л.д. 156-157).
Несвоевременное исполнение Администрацией своей обязанности по оказанию содействия истцу в расселении жильцов, несмотря на его многочисленные обращения об этом, подтверждено представленными в материалы дела письмами истца в адрес Администрации от 19.04.2012 N 13, от 23.08.2016 N 242, от 20.10.2016 N 413, от 25.11.2016 N 455, от 08.07.2021 N 1204, от 27.10.2021 N 1277 (т. 10 л.д. 119-128, т. 9 л.д. 75-76).
Между тем, согласно пункту 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации при исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Совокупность изложенного позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что истцом доказано существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора N 57, требующих внесения в данный договор изменений, касающихся сроков исполнения принятых сторонами обязательств.
Доводы Администрации о том, что часть жилых домов, строящихся по договору N 57, включены в реестр проблемных объектов, и о том, что в отношении истца возбуждено дело о банкротстве, судом первой инстанции рассмотрены и отклонены как не препятствующие продлению сроков исполнения договора N 57. В рамках дела N А79-2654/2022 истец банкротом не признан, в том числе и по состоянию на момент апелляционного производства.
Материалами дела и пояснениями сторон подтверждено, что в границах микрорайона актуальность застройки не утрачена, невозможность осуществления обязанностей истцом по расселению жильцов не зависела от его воли.
Возражения Администрации о том, что истец несвоевременно уведомлял о наличии затруднений с расселением, обоснованно не приняты судом, поскольку опровергаются вышеперечисленными письмами Общества.
Более того, ответчиком не опровергнуты надлежащими доказательствами доводы истца о том, что Администрацией был предоставлен земельный участок из земель территории по договору N 57 для строительства мини-АЗС иному юридическому лицу, в связи с чем возникла необходимость изменения проекта планировки территории, утвержденного в 2012 году. Вновь данный проект был утвержден лишь в 2016 году.
Из письменных пояснений Администрации от 22.06.2022 (т. 10 л.д. 28) следует, что в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории микрорайона, утвержденного постановлением Администрации от 25.01.2019 N 99, предусмотрено к размещению 15 многоквартирных жилых домов, 1 средняя общеобразовательная школа, 2 дошкольных образовательных учреждения, 2 отдельно стоящих паркинга, автомобильная дорога.
В настоящее время построены и введены в эксплуатацию 9 многоквартирных жилых домов, общей площадью 90,6 тыс.кв.м. По 4 многоквартирным жилым домам (поз. 3;3А, поз. 19, поз. 18 (I этап), поз. 18 (II этап)), получены разрешения на строительство, степени готовности поз. 3;3А и поз. 19 составляют 45% и 59% соответственно. Администрацией построено и введено в эксплуатацию 1 дошкольное образовательное учреждение.
Таким образом, договор N 57 в большей своей части исполнен, что ответчиком не отрицается, при этом истцом понесены значительные затраты, в том числе осуществлялось расселение жильцов, строительство инженерных сетей.
От исполнения своих обязательств в части разработки проектной документации для строительства социальных объектов истец не отказывается, что подтверждается имеющейся в деле перепиской.
Предлагаемые истцом изменения в условия договора не влияют на цену договора, не нарушают прав третьих лиц и не создают преимущественного положения Общества перед другими участниками рынка.
Судом первой инстанции также учтено, что ответчиком продлены вышеуказанные ранее выданные истцу разрешения на строительство ряда позиций и заключенные с ним договоры аренды земельных участков на срок, превышающий 31.12.2021. Тем самым Администрация подтвердила наличие обстоятельств, которые объективно препятствовали истцу в своевременном исполнении обязательств.
В рассматриваемом случае, как верно констатировал суд первой инстанции, отказ в продлении договора N 57 будет противоречить и общественным интересам ввиду наличия большого количества граждан - участников долевого строительства, вступивших в правоотношения с истцом. В свою очередь продление договора N 57 направлено на достижение его целей.
При этом, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушении обязательств", положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294, также обоснованно признал невозможным исполнение застройщиком обязательств в срок в период 30.03.2020 по 30.04.2020, а также с 06 по 08 мая 2020 года по причине объявления указанных дней нерабочими.
Вышеприведенные обстоятельства суд первой инстанции обоснованно счел существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, что является основанием для изменения его условий в части увеличения сроков реализации договора о развитии застроенной территории и исполнения, принятых на себя сторонами обязательств (статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, суд первой инстанции отклонил довод истца о том, что Администрация должна участвовать в финансировании строительства инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, коллектор, наружное освещение) Территории, подлежащей развитию, так как вышеизложенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и условиями как договора N 57, так и договора N 5.12-К именно на застройщика по договору о развитии застроенной территории возложена обязанность за свой счет построить объекты инженерной инфраструктуры. Аргумент истца о том, что строительство нового коллектора не было предусмотрено договором N 57, что привело к увеличению затрат застройщика на его обустройство, также не принят во внимание, поскольку истец не подтвердил, что не мог предусмотреть данное обстоятельство перед участием в аукционе на право заключения договора о развитии застроенной территории.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих иные условия, отличные от предложенного истцом проекта дополнительного соглашения, срок, на который истец просит продлить договор N 57, является разумным и эквивалентным тем периодам, в течение которых истец не мог надлежаще исполнять обязательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возможности принять проект дополнительного соглашения к договору N 57 в редакции истца с предлагаемым им изменением сроков, но сохранением при этом остальной части содержания пунктов 2.1.3 и 5.1 договора.
Суд апелляционной инстанции, по результатам исследования материалов дела и проверки доводов заявителя жалобы, пришел к выводу об обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта по существу требования о внесении изменений в договор N 57.
Разрешая спор, суд, вопреки мнению заявителя жалобы, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, не допустив неправильного применения норм материального и процессуального права.
Положения спорных пунктов договора, принятых судом первой инстанции в редакции истца, соответствует нормативным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих правоотношения, связанные с освоением земельных участков в рамках развития застроенной территории.
Принятые судом первой инстанции изменения условий договора не влияют на его цену, установленную по итогам аукциона, не нарушают прав третьих лиц и не создают преимущественного положения Общества перед другими участниками рынка. Договор N 57 в большей своей части исполнен и истцом понесены значительные затраты, в том числе осуществлялось расселение граждан, строительство инженерных сетей. От дальнейшего исполнения своих обязательств, в том числе в части разработки проектной документации для строительства социальных объектов, истец не отказывается, что следует из позиции последнего и его действий, направленных на исполнение договора N 57. В границах Территории актуальность застройки не утрачена. В рассматриваемом случае внесение изменений в договор соответствует основной цели и задачам договора о развитии застроенной территории, который является социально значимым.
Ссылка заявителя жалобы на несоразмерность продления срока договора на пять лет при установлении 33 нерабочих дней не принимается ввиду ее несостоятельности.
При рассмотрении вопроса о внесении изменений в договор кроме установленных Указами Президента Российской Федерации нерабочих дней учтены иные фактические обстоятельства, названные выше, которые объективно препятствовали Обществу надлежаще исполнять обязательства по договору N 57.
Установив существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора о развитии застроенной территории, требующих внесения в данный договор изменений, касающихся сроков, суд первой инстанции правомерно признал наличие у истца права на изменение условий договора и наличие оснований для изменения условий договора N 57.
Срок, на который Общество просило продлить договор, суд обоснованно счел разумным и эквивалентным тем периодам, в течение которых истец не мог надлежаще исполнять обязательства. Доказательств, обосновывающих иные условия, отличные от предложенного истцом проекта дополнительного соглашения, Администрацией не представлено.
Иные приведенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу требования о внесении изменений в договор N 57. Каких-либо обстоятельств, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить (изменить) решение суда первой инстанции в обжалуемой части, в апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта в обжалуемой части по доводам заявителя не имеется.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.07.2022 по делу N А79-8579/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8579/2021
Истец: ООО "Специализированный застройщик "Лидер"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, АО "Городское управление капитального строительства"
Третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства", Представитель Падюкова Лариса Владимировна, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом Администрации города Чебоксары, АО временный управляющий "ГУКС" Самсонов Вячеслав Алексеевич, Витальева Ирина Юрьевна, Гиззятова Флера Рифкатьевна, ГиззятоваФлера Рифкатьевна, Демьянов Петр Вениаминович, Зиновьева Людмила Васильевна, МУП "Городское управление капитального строительства" муниципального образования города Чебоксары Чувашской Республики, Николаева Нина Яковлевна, Первый арбитражный апелляционный суд, Рыбкин Евгений Иванович