г. Красноярск |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А33-27940/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии:
ответчика по первоначальному иску: Макеевой Н.А.,
от ответчика по первоначальному иску - индивидуального предпринимателя Макеевой Надежды Александровны: Александровой А.А., представителя по устному ходатайству Макеевой Н.А.,
от истца по первоначальному иску - общества с ограниченной ответственностью "РостТех": Лазаревой Е.А., представителя по доверенности от 01.01.2022 N 25,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макеевой Надежды Александровны (ИНН 245200554479, ОГРН 304245233400022)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 30 августа 2022 года по делу N А33-27940/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РостТех" (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Макеевой Надежде Александровне (ИНН 245200554479, ОГРН 304245233400022, далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 04-000003175 от 01.03.2019 за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 в размере 16 758,12 руб.
Определением от 20.10.2020 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Делу присвоен номер А33-27940/2020.
Общество с ограниченной ответственности "РостТех" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Макеевой Надежде Александровне о взыскании задолженности по договору от 01.03.2019 N 04-000003175 за период с 01.04.2020 по 31.08.2021 в размере 48 806,95 руб.
Определением от 30.06.2021 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Делу присвоен номер А33-16086/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Росттех" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Макеевой Надежде Александровне о взыскании задолженности по договору N 04000003175 от 01.03.2019 за период с 01.09.2021 по 30.11.2021 в размере 8 326,50 руб.
Определением от 10.02.2022 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Делу присвоен N А33-2584/2022.
Индивидуальным предпринимателем Макеевой Надеждой Александровной в рамках дела N А33-27940/2020 заявлен встречный иск к обществу с ограниченной ответственностью "РостТех":
1. Об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.03.2019 N 04-000003175;
2. Об изменении Приложения N 1 к Договору, приняв его в новой редакции в соответствии с Приложением N 1 к проекту дополнительного соглашения;
3. Об установлении, что изменения вступают в силу с даты решения суда и распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020.
Определением от 26.11.2021 встречный иск принят к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Указанные выше дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А33-27940/2020.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2022 года первоначальные исковые требования удовлетворены частично, взыскано с индивидуального предпринимателя Макеевой Надежды Александровны в пользу общества с ограниченной ответственностью "РостТех" 61 576,31 руб. задолженности, 2 463,33 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении требований в оставшейся части отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик по первоначальному иску обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указала, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям:
- в результате ошибки в подчеркивании потребитель указал расчет, который к нему не применим (по нормативам потребления ТКО);
- одностороннее изменение региональным оператором условий заключенного договора в случае многократного изменения цены договора нарушает положения статьи 450 ГК РФ;
- дополнительное соглашение не направлено на почтовый адрес потребителя, указанный в договоре;
- ИП Макеева Н.А. не получала запросы об объемах услуги по обращению с ТКО;
- факт оказания услуг не может подтверждаться выписками из системы ГЛОНАСС, путевыми листами;
- суд не учел то обстоятельство, что ИП Макеева Н.А. приостановила предпринимательскую деятельности в период с 01.04.2020 по 11.05.2020;
- между сторонами не подписано ни одного акта сдачи-приемки оказанных услуг;
- судом не учтен акт экоаудитора, неправомерно отказано в вызове его в качестве свидетеля;
- поскольку место сбора отходов не менялось и совпадало с маршрутом мусоровозов, создание площадки накопления ТКО и включение ее в реестр не требовалось;
- судом сделан неправомерный вывод о несанкционированном месте хранения ТКО;
- ссылка суда на СанПиН 2.1.3684-21 неприменима в настоящем деле.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 14.11.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей истца.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ООО "Росттех" считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с выписками из единого государственного реестра недвижимости индивидуальный предприниматель Макеева Надежда Александровна является собственником 54/100 доли нежилого помещения N 30, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, ул. Ленина, д. 15, площадью 433,90 кв.м. (площадь пропорционально доли собственности - 234,30 кв.м.).
Между региональным оператором и индивидуальным предпринимателем заключен договор N 04-000002175 от 01.03.2019, распространяющий свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019, на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 1 которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператор, а также подписано дополнительное соглашение от 14.08.2019 об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 0,046 м3/месяц (соглашение вступило в силу с 01.09.2019). Потребителю Почтой России направлено дополнительное соглашение от 01.01.2020 к договору об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 4,686 м3 в месяц. Потребителю направлено дополнительное соглашение от 01.01.2020 к договору об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 8,678 м3 в месяц. Потребителю также направлены дополнительные соглашения от 01.06.2020 и 01.04.2021 к договору об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 2,343 м3 в месяц.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в одностороннем порядке подписал универсальные передаточные документы за период с 01.01.2020 по 30.11.2021. Универсальные передаточные документы направлены потребителю Почтой России.
Задолженность по оплате услуг составляет 73 891,57 руб.
В претензиях от 16.04.2020, от 13.05.2021, от 15.12.2021, направленных потребителю Почтой России, региональный оператор просил оплатить задолженность за услуги по обращению с ТКО.
Претензии оставлены потребителем без исполнения, что послужило основанием для обращения регионального потребителя в суд с настоящим иском.
Предприниматель обратилась в суд со встречным иском об изменении условий договора.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. В силу части 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно части 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, а также типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил.
В силу пункта 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края N 1/1405-од от 13.07.2018 обществу с ограниченной ответственностью "РостТех" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Железногорской технологической зоны Красноярского края.
В соответствии с выписками из единого государственного реестра недвижимости индивидуальный предприниматель Макеева Надежда Александровна является собственником 54/100 доли нежилого помещения N 30, расположенного по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, ул. Ленина, д. 15, площадью 433,90 кв.м. (площадь пропорционально доли собственности - 234,30 кв.м.).
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Макеева Надежда Александровна (потребитель) и общество с ограниченной ответственностью "Росттех" (региональный оператор) заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от N 04-000002175 от 01.03.2019, что подтверждается подписями обеих сторон на представленном в материалы дела экземпляре договора. Также сторонами подписано дополнительное соглашение от 14.08.2019 об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 0,046 м3/месяц (соглашение вступило в силу с 01.09.2019). Потребителю Почтой России направлено дополнительное соглашение от 01.01.2020 к договору об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 4,686 м3 в месяц. Потребителю направлено дополнительное соглашение от 01.01.2020 к договору об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 8,678 м3 в месяц. Потребителю также направлены дополнительные соглашения от 01.06.2020 и 01.04.2021 к договору об изменении объема принимаемых твердых коммунальных отходов на 2,343 м3 в месяц.
Согласно приложению N 1 к договору сторонами согласовано место сбора и накопления твердых коммунальных отходов - г. Железногорск, ул. Ленина, д.17.
Во встречном иске предпринимателем указано на несогласие с определенным региональным оператором объемом твердых коммунальных отходов с 01.01.2020 на основании дополнительного соглашения, о чем указано в письме от 27.02.2020 (входящий N 1527 от 28.02.2020), содержащем просьбу о переходе на учет твердых коммунальных отходов исходя из массы фактического объема отходов в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Индивидуальному предпринимателю 04.03.2020 по электронной почте от регионального оператора поступило письмо от 04.03.2020, в котором оператор указал, что расчет стоимости услуг будет производиться на основании норматива накопления твердых коммунальных отходов либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов; уведомил потребителя об утверждении новых нормативов накопления с 01.01.2020.
В претензии от 09.11.2020, адресованной региональному оператору, ИП Макеева Н.А. предложила расторгнуть договор в связи с тем, что региональный оператор не исполняет обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов. Указала, что у нее в собственности находится бак для мусора с крышкой на колесах с размерами: длина - 51,5 см., ширина - 54,5 см., высота - 84 см., объемом 120 л.
Также у собственников нежилого помещения N 30, находящегося по адресу Красноярский край, г. Железногорск, ул. Ленина д. 15, на основании договора аренды земельного участка от 29.12.1998 N 1432-а есть металлический склад, в котором находится данный мусорный бак. Согласно пункту 1.1 договора аренды адрес металлического склада определен как: между жилыми домами N 15 и N 17 по ул. Ленина.
Индивидуальный предприниматель отметила, что после заключения между сторонами договора N 04-000003175 существенно изменились обстоятельства, а именно увеличение цены оказания услуг, что подтверждается дополнительным соглашением и платежными документами, отправленными в адрес индивидуального предпринимателя в период с 14.02.2020 по 30.03.2020.
Ответчик, не оспаривая факт оказания ему истцом услуг в спорный период, указал на необоснованность изменения истцом условий договора N 04-000003175 от 01.03.2019 в части норматива накопления ТКО. По мнению ответчика, услуги истца подлежат оплате исходя из норматива, согласованного сторонами при заключении договора - 0,046 куб.м. на человека в объектах общественного назначения.
Указанный довод ответчика отклонен апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 спорного договора стороны согласились производить учет объема твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов", расчётным путём исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3.06.2016 N 505.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, который предусматривает, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, либо (или) исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Указанные Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Правил N 1156 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Согласно пункту 7 Правил N 1156 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил N 1156.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Ответчик является собственником ТКО и не имеет статус оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющим на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов).
Таким образом, способ учета ТКО исходя из массы ТКО (п.п. "б" п.5 Правил 1156), определенной с использованием средств измерения применяется исключительно в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил (пункт 9 Правил).
Следовательно, применение заявленного ответчиком способа учета объема ТКО исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения, в целях расчета с потребителем не представляется возможным.
Таким образом, определение объема ТКО ответчика должно производиться в соответствии с Правилами исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Учитывая приведенное правовое регулирование, истцом обоснованно применен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Железногорской технологической зоны Красноярского края для магазинов в размере 0,02 м3/мес. с 1 м2 при расчете стоимости оказываемых им услуг с января 2020 года.
Доводы ответчика об обратном не основаны на применении норм законодательства, приведенных выше.
Вид осуществляемой предпринимательской деятельности и площади занимаемого помещения, примененные истцом при расчете стоимости оказываемых услуг ответчиком не оспорены. Площадь помещения и вид осуществляемой деятельности подтверждаются ответчиком в том числе заключённым с ООО "РостТех" договором (в приложении N 1 к договору указан вид объекта - Магазин "Забава", адрес ул. Ленина, д. 17, способ складирования ТКО - контейнеры МКД, график вывоза - согласно графику вывоза МКД по ул. Ленина, д. 17).
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269. ООО "РостТех" является в данном случае исполнителем (регулируемой организацией) и обязано при расчете с потребителями применять установленные нормативы и тарифы.
Таким образом, действия истца по начислению ИП Макеевой Н.А. платы за коммунальную услугу за обращение с твердыми коммунальными отходами по установленным нормативам являются законными и обоснованными. Расчет соответствует действующему законодательству.
Довод ответчика относительно применяемого способа учета объема и массы ТКО является не состоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Следовательно, руководствуясь положениями статей 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска.
Статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что целью деятельности регионального оператора является осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в границах зоны своей деятельности в соответствии с региональной программой.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов (специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.), расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, все твердые коммунальные отходы, образованные на территории населенного пункта, подлежат транспортированию посредством услуг регионального оператора.
Доводы ИП Макеевой Н.А. о самостоятельной организации процесса по обращению с ТКО (путем накопления ТКО в месте, не соответствующем требованиям СанПиН 2.1.3684-21, самостоятельного транспортирования и дальнейшего сжигания ТКО на дачном участке) противоречит нормам действующего законодательства.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также, муниципальными нормативными правовыми актами.
В связи с проводимой в Российской Федерацией реформой системы обращения с твердыми бытовыми отходами в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) были внесены существенные изменения, а именно было введено понятие регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, под которым понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Осуществление деятельности действующим юридическим лицом предполагает образование твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) по месту осуществления деятельности юридическим лицом. Образование отходов ответчиком не оспаривается.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что ТКО - отходы, образующиеся и жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Ответчик в своем отзыве указывает, что он самостоятельно осуществляет деятельность по сбору, сортировке и транспортированию, утилизации отходов, образующихся в процессе деятельности магазина "Забава".
В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ Обращение с отходами -деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более 11 мес.) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 13.4. Закона N 89-ФЗ Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 13.4. Закона N 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 года.
С 01 января 2019 года деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Железногорска осуществляет исключительно Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком не представлены документы, подтверждающие соответствие площадки (контейнеров) для накопления ТКО действующему законодательству в сфере обращения с ТКО, не представлено доказательств включения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в реестр органами местного самоуправления класс опасности, морфологический состав собранных отходов для дальнейшей обработки, утилизации (обезвреживания) отходов в соответствие с действующим законодательском РФ.
Таким образом, временное накопление ТКО может осуществляться только на специально-обустроенных площадках временного накопления (ПВН) соответствующих установленным санитарным нормам и правилам, срок накопления ТКО потребителем не может превышать срок, определенный законом.
Однако ответчиком не были представлены документы, подтверждающие размещение отходов на соответствующей требованиям санитарных норм и правил ПВН и что в дальнейшем отходы, были транспортированы для захоронения на специально оборудованном объекте (полигоне).
Ответчик не представил паспорт образуемых отходов. Не представил документы, устанавливающих объемы образования у него отходов отличных от объемов, установленных Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края для категории "Магазин".
На основании пункта 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления (далее - форма). Указанная форма также должна содержать сведения об образовании и передаче ТКО региональному оператору.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.
Деятельность юридического лица по самостоятельной организации процесса обращения с твердыми коммунальными отходами влечет организацию потоков твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения до объектов их размещения, обработки, обезвреживания, захоронения, не соответствующих утвержденной территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации, что противоречит основной цели введенного законодателем правового регулирования деятельности по обращению с ТКО,
Согласно подпунктам 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений (далее по тексту - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Ссылка суда первой инстанции на указанные положения СанПиН 2.1.3684-21 является правомерной, поскольку условия обращения с ТКО должны соответствовать действующему законодательству. Ссылка ИП Макеевой Н.А. на иные положения СанПиН отклонены апелляционным судом, поскольку они не действуют в момент рассмотрения настоящего спора.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием (водонепроницаемым покрытием), ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Мусорные контейнеры должны быть технически исправны, окрашены и снабжены информацией об организации, обслуживающей данные мусорные контейнеры.
Таким образом, именно ООО "РостТех" обязано обеспечивать с 01.01.2019 полный цикл обращения с ТКО, а именно: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Кроме того, статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание в населенных пунктах, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Учитывая изложенное, апелляционный суд отклоняет доводы жалобы о том, что предприниматель вправе распоряжаться ТКО по своему усмотрению. Указанное утверждение основано на неверном толковании указанных норм.
Из вышеизложенного следует, что "место накопления отходов" индивидуального предпринимателя, а именно: пластиковый контейнер объемом 120 литров, установленный в закрытом на замок металлическом тарнике, указанном в акте обследования мест накопления отходов от 28.03.2022 является несанкционированным местом складирования отходов, так как не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации (Федерального закона N 89-ФЗ СанПиН 2.1.3684-21, Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 и прочим подзаконным актам в сфере обращения с отходами).
Данный контейнер не включен уполномоченным органом в "Реестр мест накопления отходов" на территории муниципального образования г. ЗАТО Железногорск в установленном законом порядке. Доказательства согласования собственником (Макеевой Н.А.) данного места накопления с органом местного самоуправления ЗАТО Железногорск в материалы дела не представлено. Утверждение предпринимателя о том, что ее контейнер не требовалось вносить в реестр, противоречит указанным нормам и отклонено апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Приказом от 23.09.2016 N 1/451-од Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами для территории Красноярского края (далее - Территориальная схема). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края N77-159-од от 18.02.2022 территориальная схема актуализирована.
В Приложении А8 к территориальной схеме "места накопления ТКО" так называемое Макеевой Н.А. "место накопления отходов" - тарник и пластиковый контейнер объемом 120 литров отсутствуют, соответственно не подлежат вывозу региональным оператором.
Региональный оператор указал, что не уведомлялся о составлении акта обследования мест накопления отходов от 28.03.2022. Акт составлен индивидуальным предпринимателем в одностороннем порядке.
Доказательства фактического вывоза ТКО из указанного места накопления ТКО предпринимателем в материалы дела не представлены.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и размещение коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ИП Макеева Н.А. не пользуется предоставляемой услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, в материалы также дела не представлено.
Довод о том, что предприниматель не образует ТКО в объеме, согласованном при заключении договора, не имеет правового значения и, как следствие, не может служить основанием для изменения договора в судебном порядке по инициативе потребителя.
Представленные копия акта обследования объекта от 26.03.2022; копия ответа на обращение от 29.03.2022 N 4226, копия акта обследования накопления отходов ИП Макеевой Н.А от 28.03.2022;скриншот с сайта ecoplata.ru; письмо прокурора от 16.06.2021 N 95ж-2021; копия договора купли-продажи товаров N1007895 от 31.05.2019; копия счета на оплату услуг N 85173 от 10.05.2020; копия заказа N СПТ00544292 от 10.05.2020; копия УПД N СПТ00265259 от 20.05.2020; копия УТ-213 от 16.03.2022), направленные ответчиком для приобщения к материалам дела 01.04.2022, не доказывают отсутствие ТКО при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе в период приостановления деятельности в период с 01.04.2020 по 11.05.2020.
Доказательств наличия у индивидуального предпринимателя Макеевой Н.А. в собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО или на смежном земельном участке, не представлено.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48, при рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Согласно части 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51, основанием для возникновения обязательства по оплате является сдача результата работ (оказанных услуг).
Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтверждается выписками из системы ГЛОНАСС, путевыми листами, а также представленные универсальными передаточными документами. Утверждение предпринимателя об обратном основано на субъективной оценке указанных доказательств и не подтверждено документально. Указание законодателем целей использования системы ГЛОНАСС не свидетельствует о закрытом перечне такого использования и невозможности использования указанных сведений для установления факта надлежащего исполнения ООО "РостТех" обязанности по вывозу ТКО.
В силу пункта 30 Постановление Правительства РФ N 1156 в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.
При этом оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Именно указанные данные, полученные в установленном порядке путем предоставления региональному оператору доступа к информации, передаваемой с использованием системы ГЛОНАСС, аппаратурой которой в силу подпункта "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" подлежит оснащению спецавтотранспорт по вывозу твердых коммунальных отходов.
Таким образом, истцом факт оказания услуг в спорный период по заключенному с ответчиком договору подтвержден достоверными доказательствами и ответчиком не опровергнут. Ответчиком не представлено каких-либо документов, опровергающих факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами именно истцом, а не иным лицом, равно как и доказательств самостоятельного вывоза, переработки и размещения твердых коммунальных отходов.
С учетом указанных обстоятельств, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наступлении обязанности ИП Макеевой Н.А. по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда о нарушении ООО "РостТех" расчета размера платы исходя из единого предельного тарифа на услуги регионального оператора увеличенного на сумму НДС, по изложенным в решении основаниям, что ООО "РостТех" не оспорено.
В остальном расчет произведен верно с учетом норматива и занимаемой площади потребителя.
Таким образом, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в размере 61 576,31 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительное соглашение не направлено на почтовый адрес потребителя, указанный в договоре противоречит материалам дела. Дополнительные соглашения направлены в адрес потребителя. В соответствии с положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, неполучение юридически значимого сообщения является риском получателя, не обеспечившего надлежащее получение корреспонденции.
Представленный предпринимателем акт экоаудитора не опровергает обстоятельства фактического оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО и наличие на стороне предпринимателя обязанности по их оплате. Вопреки доводам апелляционной жалобы, ИП Макеевой Н.А. не представлено в суде первой инстанции надлежащим образом оформленное ходатайство о вызове свидетеля с указанием обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, которые может пояснить указанное лицо. По смыслу части 1 статьи 88 АПК РФ удовлетворение ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетелей определенных лиц представляет собой право, а не обязанность суда. Наличие такого права предполагает оценку необходимости вызова лица для дачи показаний. При рассмотрении ходатайства о вызове свидетелей суд должен учитывать достаточность (недостаточность) имеющихся в деле доказательств. В связи с чем, оценив имеющиеся материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствие необходимости в допросе свидетеля, заявленного обществом.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2022 года по делу N А33-27940/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27940/2020
Истец: ООО "РОСТТЕХ"
Ответчик: Макеева Надежда Александровна
Третье лицо: ГУ Начальник отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Красноярскому краю, ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по КК, ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по Красноярскому краю