г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А56-25823/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Муравьев А.О., по доверенности от 18.10.2021;
от заинтересованного лица: Омельченко М.И., по доверенности от 08.08.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21113/2022) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2022 по делу N А56-25823/2022 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель, ПАО "Россети Ленэнерго", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС) от 03.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-40/2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 06.06.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), не урегулированы случаи единовременной подачи одним и тем же владельцем заявок на технологическое присоединение нескольких земельных участков, образованных из единого земельного массива путем его намеренного дробления; полагает, что в рассматриваемом случае направление проекта договора на весь массив с указанием внешних границ массива в качестве границы участка (пункт 16(1) Правил N 861) является единственным способом соблюдения требований подпункта а(2) пункта 25 и пункта 16(1) Правил N 861.
Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции не дана оценка недобросовестности АО "Индустриальный парк "Голубика", фактической целью которого при направлении 38 заявок являлось технологическое присоединение по льготному тарифу, при этом суммарная величина мощности многократно превышает ту, которая заявлена в отношении каждого из земельных участков.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес Управления поступило заявление АО "Индустриальный парк "Голубика" (вх. N 103 от 10.01.2022) с жалобой на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго".
Управлением установлено, что 26.02.2021 АО "Индустриальный парк "Голубика" направил в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 21-010354 на технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, кад. N 47:23:0259004:1695 (далее - объект).
В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения) ПАО "Россети Ленэнерго" должно было разместить документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил присоединения, в срок до 12.03.2021.
На момент подачи заявления в УФАС (вх. N 103 от 10.01.2022) ПАО "Россети Ленэнерго" не разместило документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил присоединения.
20.08.2021 (исх. N ЛЭ/16-30/101) ПАО "Россети Ленэнерго" направило в адрес АО "Индустриальный парк "Голубика" оферту договора об осуществлении технологического присоединения к сетям N ОД-025473-21/029924-Э-21 (далее - Договор), подготовленную в отношении объектов присоединения (складов), в том числе по Объекту АО "Индустриальный парк "Голубика" по заявке N 21-010354.
23.08.2021 в личном кабинете АО "Индустриальный парк "Голубика" был размещен договор по созданной ПАО "Россети Ленэнерго" заявке N 21-010354, в которой были объединены 38 объектов АО "Индустриальный парк "Голубика".
15.02.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по делу N 047/04/9.21-40/2022.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление от 03.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-40/2022, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами N 861.
Согласно пункту 105 Правил N 861 сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей, счет, технические условия, проект договора, инструкцию.
Исходя из приведенной нормы, Управление установило, что по заявке АО "ИП "Голубика" от 26.02.2021 N 21-010354 на технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, кад. N 47:23:0259004:1695, ПАО "Россети Ленэнерго" должно было разместить документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил N 861, в срок до 12.03.2021, что Сетевой организацией сделано не было.
Между тем, как указывало Общество в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и усматривается из материалов дела, АО "ИП "Голубика" владело на праве собственности земельным участком категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", который впоследствии был разделен на 38 незначительных по площади земельных участков, кадастровый учет которых произведен в феврале 2021 года.
Рассматриваемый в настоящем деле участок с кадастровым номером 47:23:0259004:1695 объединен посредством общей инфраструктуры с 37 земельными участками (полученными в результате деления), которые образуют единый массив, спланированный с целью промышленного развития Гатчинского района Ленинградской области (индустриального парка).
В этот же период в адрес сетевой организации поступило одновременно 38 заявлений о технологическом присоединении каждого вновь образованного земельного участка; в качестве объекта присоединения по каждому участку заявлено здание склада с требуемой мощностью в размере 150 кВт по III категории надежности, что в общем объеме составило 5700 кВт.
При этом, применительно к рассматриваемому случаю в силу абзаца второго пункта 3, абзаца четвертого подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать в осуществлении технологического присоединения по причине отсутствия у нее технической возможности и обязана выполнить такие мероприятия в короткие сроки (4 месяца со дня заключения договора).
ПАО "Россети Ленэнерго" восприняло указанные действия заявителя как искусственное дробление единого земельного участка с целью создания ситуации, при которой у АО "ИП Голубика" возникает право на технологическое присоединение на льготных условиях каждого участка, а у сетевой организации - обязанность по заключению соответствующих договоров, что в итоге позволяет заявителю избежать несения расходов в виде платы за технологическое присоединение с запрашиваемой мощностью в размере 5700 кВт (суммарно).
В рассматриваемой ситуации расходы по технологическому присоединению по навязанной АО "ИП Голубика" схеме вынуждена будет взять на себя сетевая организация, а в последующем переложить их на потребителей, поскольку согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ в размер платы за технологическое присоединение не включаются расходы, связанные с подключением энергопринимающих устройств до 150 кВт; такие расходы составляют выпадающие доходы сетевой организации и подлежат компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункт 87 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Придя к выводу о заведомо недобросовестном осуществлении АО "ИП Голубика" гражданских прав (злоупотребление правом), ПАО "Россети Ленэнерго" с учетом положений статьи 10, абзаца седьмого статьи 12, статьи 14 Гражданского кодекса Российской Федерации сочло возможным объединить 38 объектов технологического присоединения в договор, направив его сопроводительным письмом N ЛЭ/16-30/101, в котором просило уточнить наименование объекта присоединения ввиду того, что земельные участки, на которых планируется размещение складов, имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного производства".
ПАО "Россети Ленэнерго" также поясняло, что Правила N 861 не регулируют случаи, когда заявитель злоупотребляет своими правами; по мнению Общества, действуя разумно с учетом принципа обеспечения защиты потребителя от необоснованного повышения тарифов на электрическую энергию (пункт 1 статьи 20 Закона N 35-ФЗ), сетевая организация имела право на оформление одного Договора.
Указанные доводы ПАО "Россети Ленэнерго" приводило Управлению при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, однако они не были предметом исследования в ходе производства по делу. Указанным доводам не дана оценка и в оспариваемом решении. Какие-либо документы у АО "ИП Голубика" Управлением не запрашивались. К участию в деле АО "ИП Голубика" не привлекалось, в качестве потерпевшей стороны не признано. Более того, в оспариваемом постановлении не дана оценка и доводам ПАО "Россети Ленэнерго" об исключительных обстоятельствах настоящего дела. Фактически при вынесении постановления Управление ограничилось лишь констатацией факта нарушения срока заключения договора, установленного Правилами, не давая при этом оценки доводам Общества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Недоказанность состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и согласно части 2 статьи 211 АПК РФ влечет отмену оспариваемого постановления.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции, как вынесенное при ненадлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2022 по делу N А56-25823/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 03.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-40/2022.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25823/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области