г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А56-42697/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Полторецкий С.В. по доверенности от 28.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29399/2022) МП "ВПЭС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2022 по делу N А56-42697/2022, принятое
по заявлению МП "ВПЭС"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей" (ОГРН: 1024700557353, адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Межевая, 6-А, далее - МП "ВПЭС", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-647/2022 от 18.04.2022, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением от 18.08.2022 суд первой инстанции изменил постановление УФАС по Ленинградской области N 05/91-2022 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-647/2022 от 18.04.2022 в части назначения наказания, снизив штраф до 300 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что МП "ВПЭС" обязалось осуществить технологическое присоединение трех объектов ООО "СК "ВСК 47", расположенных в городе Всеволожске Ленинградской области на смежных земельных участках (участок N 85 по улице Социалистической, участки N78 и 78а по Октябрьскому проспекту), имеющих общую инфраструктуру; производство по жалобам ООО "СК "ВСК 47" проводилось как единое контрольно-надзорное мероприятие административного органа. По мнению заявителя, Предприятие трижды привлечено к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные в ходе проведения одного государственного контрольного мероприятия.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ВСК 47" (далее - ООО "СК "ВСК 47") с жалобой на действия (бездействие) МП "ВПЭС".
24.06.2021 между Заявителем и МП "ВПЭС" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЭПУ, расположенным по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский м.р-н, Всеволожское т.п., г. Всеволожск, пр. Октябрьский, уч. N 78а, кад.N 47:07:1301147:54.
В соблюдение пункта 18 Правил присоединения МП "ВПЭС" обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные техническими условиями к Договору, и осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям в срок, определенный пунктом 12 технических условий к Договору и пунктом 16 Правил присоединения.
Согласно пункту 12 технических условий к Договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору составляет 4 месяца с даты заключения настоящего Договора.
Таким образом, МП "ВПЭС" должно было осуществить фактическое присоединение в срок до 25.10.2021.
Поскольку в установленный срок подключение к электрическим сетям осуществлено не было, Ленинградское УФАС России в действиях Сетевой организации установило признаки нарушения пункта 16 Правил присоединения.
Постановлением N 047/04/9.21-647/2022 от 18.04.2022 заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер назначенного Предприятию наказания на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя УФАС, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с юридическим лицом в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Как следует из материалов дела, между МП "ВПЭС" и ООО "СК "ВСК 47" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЭПУ, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский м.р-н, Всеволожское т.п., г. Всеволожск, пр. Октябрьский, уч. N 78а, кад.N 47:07:1301147:54, неотъемлемой частью которого являются технические условия. Согласно пункту 12 технических условий к Договору срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору составляет 4 месяца с даты заключения настоящего Договора. Следовательно, МП "ВПЭС" должно было осуществить фактическое присоединение в срок до 25.10.2021.
Однако, к указанному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении Предприятием Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Фактически доводы заявителя не свидетельствуют о наличии в период, установленный для исполнения рассматриваемого договора, чрезвычайных обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, выходящих за пределы контроля заявителя, которые способствовали невозможности исполнения обязательств сетевой организации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Предприятия во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Поскольку Предприятие ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Предприятия к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Предприятию правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая значительное нарушение Предприятием установленного пунктом 16 Правил N 861 срока по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ООО "СК "ВСК 47", а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Предприятием правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Предприятием правонарушения малозначительным. Устранение правонарушения (фактическое осуществление 09.08.2022 технологического присоединения по Договору) не свидетельствует о малозначительности правонарушения, а может быть учтено при назначении административного наказания.
В рассматриваемом случае, оценив приведенные МП "ВПЭС" в заявлении доводы и материалы дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Предприятию наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Предприятия, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Предприятием правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, учитывая фактическое осуществление технологического присоединения по Договору (л.д.44), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что назначенное Предприятию оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 600000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с изложенным, суд посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного МП "ВПЭС" административного штрафа до 300 000 руб., полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Предприятием правонарушения.
По мнению апелляционного суда, избранная судом первой инстанции мера ответственности и снижение штрафа до 300 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы Общества о применении к рассматриваемым правоотношениям положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ отклоняются судом апелляционной инстанции.
В части 5 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Апелляционным судом установлено, что Ленинградским УФАС в отношении Предприятия возбуждены три дела об административных правонарушениях по статье 9.21 КоАП РФ, в том числе дела N N 047/04/9.21-648/2022, 047/04/9.21-646/2022.
В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что МП "ВПЭС" обязалось осуществить технологическое присоединение трех объектов ООО "СК "ВСК 47", расположенных в городе Всеволожске Ленинградской области на смежных земельных участках (участок N 85 по улице Социалистической, участки N78 и 78а по Октябрьскому проспекту), имеющих общую инфраструктуру; производство по жалобам ООО "СК "ВСК 47" проводилось как единое контрольно-надзорное мероприятие административного органа.
Вместе с тем, указанные доводы не могут быть учтены апелляционным судом, поскольку в рамках дела N А56-42725/2022 судом первой инстанции признано незаконным и отменено постановление Ленинградского УФАС России от 18.04.2022 по делу N047/04/9.21-648/2022 в части назначенного наказания. Решение суда первой инстанции сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
В рамках дела N А56-42383/2022 Предприятием оспаривается постановление Управления от 18.04.2022 N 047/04/9.21-646/2022. Решением суда первой инстанции от 18.08.2022 постановление Управления изменено в части назначенного наказания, административный штраф снижен до 300 000 руб. При этом, указанное решение суда первой инстанции не вступило в законную силу и на момент рассмотрения настоящего дела апелляционным судом является предметом апелляционного обжалования (судебное заседание апелляционной инстанции назначено на 23.11.2022).
При изложенных обстоятельствах, довод Предприятия о том, что оно трижды привлечено к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные в ходе проведения одного государственного контрольного мероприятия, признается апелляционным судом подлежащим отклонению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 августа 2022 года по делу N А56-42697/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42697/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВСЕВОЛОЖСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области