г. Владимир |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А79-6562/2022 |
Резолютивная часть постановления 15.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.09.2022 по делу N А79-6562/2022,
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле третьего лица - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу - Павельева Т.Л. на основании доверенности от 24.10.2022 N 56-Д сроком действия 6 месяцев; Спирин П.А. на основании доверенности от 14.11.2022 N 62-Д сроком действия 6 месяцев, специалист.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" (далее - Общество) осуществляет предпринимательскую деятельность, оказывает услуги связи на территории Чувашской Республики - Чувашии в соответствии с лицензией от 02.09.2016 N 171318 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) на основании решения от 17.05.2022 N 68-нд по согласованию с прокуратурой в период с 24.05.2022 по 21.06.2022 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения лицензионных и обязательных требований в области связи, а именно невыполнение Обществом требований по внедрению системы технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети электросвязи Общества в соответствии с лицензией от 02.09.2016 N 171318 в нарушение требований пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ), пункта 10 раздела I Приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385; пункта 9 лицензионных требований в соответствии с лицензией от 02.09.2016 N 171318, пункта 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538.
Результаты проверки отражены в акте внеплановой документарной проверки от 21.06.2022 N А-52/11/68-нд/80.
Названным актом зафиксировано, что по состоянию на 21.06.2022 акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети электросвязи Общества в соответствии с лицензией от 02.09.2016 N 171318 на территории Чувашской Республики, подписанный в установленном порядке представителями органов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи отсутствует.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 05.07.2022 составило протокол об административном правонарушении АП-52/11/317.
По данному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - УФСБ по ЧР).
Решением от 01.09.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Управлением нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем факт административного правонарушения в действиях Общества является недоказанным.
Общество утверждает, что выводы суда первой инстанции о соблюдении сроков проведения проверки в отношении Общества и наличии согласования прокуратурой проведения проверки юридического лица не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество поясняет, что проверка проводилась в срок с 24.05.2022 по 21.06.2022, но продление срока проверки на период с 07.06.2022 по 21.06.2022 документально не оформлялось, проверка не приостанавливалась, проведение проверки в срок с 07.06.2022 по 21.06.2022 с прокуратурой не согласовывалось.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Управление и УФСБ по ЧР в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, УФСБ по ЧР заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Представители Управления в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ определяется как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
На основании пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит оказание услуг связи.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание 1 к статье 14.1 КоАП РФ).
Согласно части 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее - Положение N 2385).
В соответствии с пунктом 15 Положения N 2385 под грубым нарушением лицензионных требований, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ, в том числе понимается не обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (для лицензиатов, оказывающих услуги связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество является оператором связи и оказывает услуги связи на территории Чувашской Республики на основании имеющейся лицензии от 02.09.2016 N 171318 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
В силу пункта 9 лицензионных требований в соответствии с лицензией от 02.09.2016 N 171318 лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
УФСБ по ЧР совместно с Обществом 18.02.2020 утвержден план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - план по внедрению ТС ОРМ) при оказании услуг местной телефонной связи в соответствии с лицензией от 02.09.2016 N 171318.
Согласно разработанному плану Общество принимает на себя обязательства осуществить внедрение ТС ОРМ на сетях местной телефонной связи, реализующие требования приказов Минкомсвязи России от 19.11.2012 N 268, от 26.02.2018 N 86, от 29.10.2018 N 573.
В рамках реализации утвержденного плана УФСБ по ЧР совместно с оператором связи в период с 3 по 5 мая 2022 года проведены приемо-сдаточные испытания (далее - ПСИ) ТС ОРМ, в результате которых установлено несоответствие технических средств требованиям указанных приказов.
В целях устранения выявленных замечаний результаты ПСИ ТС ОРМ направлены в адрес Общества письмом от 05.05.2022 N 1/21/1796 от 05.05.2022.
В июне 2022 года в УФСБ по ЧР поступило обращение от Общества (письмо от 20.06.2022 N 20-06-22-3), выражающее несогласие с частью замечаний, выявленных по результатам ПСИ и внесенных в протоколы ПСИ. УФСБ по ЧР письмом от 05.07.2022 N 1/21/2609 от 05.07.2022 изложило обоснованность замечаний в протоколах ПСИ и необходимость их устранения оператором связи.
Между тем, план мероприятий по внедрению системы ТС ОРС на сети связи оператора связи филиала Общества, используемой при оказании услуг связи в соответствии с лицензией N 171318 на территории Чувашской Республики, не исполнен.
Тем самым Обществом, оператором связи, на момент составления протокола об административном правонарушении в нарушение условий лицензии от 02.09.2016 N 171318 не обеспечена реализация требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Чувашской Республики.
Обстоятельства, явившиеся основанием для проведения проверки, не позволяют исключить возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья граждан как следствия угрозы безопасности государства, что свидетельствует о наличии последствий, предусмотренных в части 10 статьи 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ.
Факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований, предусмотренных указанной лицензией, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, напротив, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени Обществом не обеспечена реализация требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Чувашской Республики, замечания, указанные в протоколах ПСИ, Обществом не устранены.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола Общество извещалось надлежащим образом (т. 1 л.д. 48).
Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой документарной проверки в отношении Общества явилось поступление в Управление сведений от УФСБ по ЧР о непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства.
Решение от 17.05.2022 N 68-нд о проведении внеплановой документарной проверки с 24.05.2022 сроком на 10 рабочих дней в отношении Общества согласовано Управлением с прокуратурой Чувашской Республики, что подтверждено решением от 18.05.2022 N 7-664-2022.
Ошибочное указание в решении прокуратуры от 18.05.2022 N 7-664-2022 адреса регистрации юридического лица: Пермский край, г.Пермь, ш.Космонавтов, д.111,к.43, наряду с правильным адресом регистрации, ИНН и ОГРН, не препятствует идентификации организации, в отношении которой прокуратурой согласовано проведении проверки.
Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
В силу положений части 7 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
Требование от 24.05.2022 N 16768-11/52 о представлении документов с приложением копии решения от 17.05.2022 N 68-нд направлено Управлением и получено Обществом 24.05.2022 (л.д.22-23).
Письменные объяснения получены от ООО "МСН Телеком" 07.06.2022, о чем свидетельствует входящий штамп (л.д.23).
Период с 24.05.2022 по 06.06.2022 не включается в срок проведения документарной проверки. Фактически срок проведения проверки не превысил 10 рабочих дней (7, 8, 9, 10 (11 суббота, 12 воскресенье, 13 праздничный день "День России"), 14, 15, 16, 17 (18 суббота, 19 воскресенье), 20, 21 июня 2022 года.
Таким образом, Управлением не нарушены сроки проведения проверки.
Федеральный закон N 248-ФЗ не обязывает контролирующие органы согласовывать с органами прокуратуры периоды, не подлежащие включению в срок проведения проверки.
Грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, судом по материалам дела не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Выявленное нарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям ввиду пренебрежительного отношения Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Одновременно суд первой инстанции в этой связи не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд первой инстанции посчитал возможным привлечь Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.09.2022 по делу N А79-6562/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСН Телеком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6562/2022
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу
Ответчик: ООО "МСН Телеком"
Третье лицо: Управление ФСБ по Чувашской Республике, Первый арбитражный апелляционный суд