г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А26-8727/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Петров Ю.В. по доверенности от 08.04.2022;
от ответчика: Мильяченко О.С. по доверенности от 25.03.2022 (посредством онлайн заседания);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31820/2022) индивидуального предпринимателя Анисковец Таисии Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2022 по делу N А26-8727/2021, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к индивидуальному предпринимателю Анисковец Таисии Викторовны
о взыскании,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилищная служба", акционерное общество "Единый расчетный Центр по Республике Карелия",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362; Санкт-Петербург, ул.Дровяная, д.6-8, лит.А, оф.101-708; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Анисковец Таисии Викторовне (ИНН 100700093170; далее - Предприниматель) о взыскании 222 881 руб. 21 коп. задолженность по оплате тепловой энергии, потребленной в период с 01.01.2019 по 31.05.2021, 11 998 руб. 44 коп. пени за период с 11.10.2021 по 31.03.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно определения спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищная служба" (ОГРН 1061007021756, ИНН 1007015777; Республика Карелия, г.Сортавала, ул.Победы, д.6, кв.6), акционерное общество "Единый расчетный Центр по Республике Карелия" (ОГРН 1061038023551, ИНН 1016030179; Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Зайцева, д. 67А, оф.108).
Решением суда от 17.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 17.08.2022, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что спорное помещение не отапливается, отсутствуют теплопринимающие отопительные приборы.
В отзыве Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель и Администрация муниципального образования "Сортавальский муниципальный район" 24.07.2008 заключили договор купли-продажи N 02, по которому приобретены нежилые помещения N 2-6, назначение: нежилое, общей площадью 147,5 кв.м. в подвале жилого дома, по адресу: Республика Карелия, г.Сортавала, ул.Кирова, д.8, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись N 10-10-07/015/2008-008 от 24.10.2008.
На первом этаже арендатором нежилых помещений является общество с ограниченной ответственностью "Светлана" единственным участником и генеральным директором которого является Анисковец Т.В.
По данным, полученным от управляющей компании ООО "Жилищная служба", в 2012 году собственниками многоквартирного дома принято решение о реконструкции индивидуального теплового пункта (далее - ИТП).
Для этого специалисты ООО "Жилищная служба" обратились в Общество для получения технических условий на реконструкцию ИТП, узла учета тепловой энергии и подключение дополнительной тепловой нагрузки.
Обществом 14.04.2012 выданы условия подключения к тепловым сетям Общества N 6061, в которых указаны также расчётные тепловые нагрузки встроенных помещений ООО "Светлана". Тепловая нагрузка встроенных помещений ООО "Светлана" на отопление составляла 0,022715 Гкал/час. При этом, технический паспорт на многоквартирный жилой дом уже содержал сведения о приобретении Анисковец Т.В. нежилого помещения общей площадью 147,5 кв.м. в подвале жилого дома, по адресу: Республика Карелия, г.Сортавала, ул.Кирова, д.18.
Предприниматель 01.07.2015 направила заявление управляющей компании ООО "Жилищная служба" с просьбой подключить нежилое помещение общей площадью 147.5 кв.м. в подвале жилого дома к системе отопления.
ООО "Жилищная служба" запрошены у Общества технические условия на реконструкцию ИТП, узла учета тепловой энергии и подключение дополнительной тепловой нагрузки.
Общество 16.09.2015 представило технические условия N 8114, в которых расчетные тепловые нагрузки на ООО "Светлана" дополнены нагрузкой в размере 0.016 Гкал/час.
Нежилое помещение общей площадью 147,5 кв.м. в подвале жилого дома по адресу: Республика Карелия, г.Сортавала, ул.Кирова, д.18, так и не было подключено к системе теплоснабжения многоквартирного жилого дома.
Специалистами Общества - техниками Головановым Н.В. и Лебедевой Е.А. 19.12.2019 составлен акт N 1343 от 19.12.2019 обследования жилого дома N 18 по ул.Кирова в г.Сортавала, в котором указано, что нежилое помещение отключено от системы центрального теплоснабжения. В помещении проходят стояки и розлив внутридомовой системы отопления, которые изолированы полипропиленовым материалом. Радиаторы отсутствуют. Обогрев производится электрокотлом.
Управляющей компанией ООО "Жилищная служба" выдана справка N 560 от 02.08.2021 о том, что Предприниматель не изменяла схему отопления дома в подвальных помещениях. Приборы центрального отопления отсутствовали.
Общество, ссылаясь на то, что Предприниматель не оплатила поставленную тепловую энергию, обратилось в суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, сослалась на то, что оснований для начисления платы за отопление нежилых помещений с кадастровым номером 10:07:0010109:189, расположенных по адресу: г.Сортавала, ул.Кирова, д.18, общей площадью 147,5 кв.м. не имеется, так как помещения не оборудованы приборами теплоснабжения и системами обогрева.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку услугами по теплоснабжению обеспечивался многоквартирный жилой дом, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам. ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст (далее - Приказ N 543-ст), определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение) (определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 и от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578).
Как следует из материалов дела, Обществу переданы в аренду объекты теплоэнергетики г.Сортавала, в том числе. котельные и тепловые сети, пролегающие от котельных до здания г.Сортавала, ул.Кирова, д.18, где расположено в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение (кадастровый номер 10:07:0010109:189), общей площадью 147,5 кв.м. принадлежащее Предпринимателю на праве собственности с 24.10.2008.
Истец осуществляет эксплуатацию вышеуказанных тепловых сетей и зданий котельных на основании договора аренды имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, заключенных с Комитетом по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Республики Карелия, а именно на основании договора аренды N 51 от 13.05.2013.
В связи с обращением собственника жилого помещения N 44 в адрес Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Госкомитет) по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с января 2019 года по май 2021 года, Госкомитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества. В результате проверки выявлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г.Сортавала, ул.Кирова, д.18 оборудован узлом учета тепловой энергии (далее - УУТЭ), учитывающим фактический расход потребленной тепловой энергии.
В период с января 2019 года по май 2021 года расчет платы за теплоснабжение многоквартирного дома осуществлялся исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии, определяемого по показаниям УУТЭ, и распределялся пропорционально площади жилых и нежилых помещений в МКД. Госкомитетом, установлено, что Общество принимает к расчету площадь нежилых помещений многоквартирного дома, отличную от данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а именно в расчетах отсутствует площадь нежилых помещений общей площадью 147,5 кв.м., расположенных в подвале многоквартирного дома. Помещения принадлежат на праве собственности ответчику.
В техническом паспорте спорного многоквартирного жилого дома в разделе "Благоустройство общей площади" указано на наличие центрального отопления. Общая площадь здания, составляющая согласно паспорту 3939 кв.м., соответствует указанной в паспорте отапливаемой площади - 3939 кв.м.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих переустройство спорного нежилого помещения, Госкомитетом выдано обязательное для исполнения предписание от 17.06.2021 N 040/3578, в соответствии с которым Обществу необходимо выполнить корректировку начислений за вышеуказанный период всем собственникам/нанимателям помещений в многоквартирном доме, с учетом подвальных помещений.
Обществом направлен договор N 10058-2-19/1007 от 01.01.2019 теплоснабжения и горячего водоснабжения (далее - договор) в адрес Предпринимателя, который она не подписала.
За период с января 2019 года по май 2021 года Предприниматель осуществила фактическое потребление тепловой энергии на сумму 222 881 руб. 21 коп.
Надлежащие доказательства, опровергающие презумпцию отапливаемости помещений в многоквартирном доме, ответчиком не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Помещение Предпринимателя является отапливаемым от централизованной системы отопления многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П; далее - Постановление N 46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (пункт 4.2 Постановления N 46-П).
Поскольку ответчиком не представлено данных о согласованном в установленном порядке демонтаже системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещения элементов внутридомовой системы, следовательно, фактически отопление помещения осуществляется способом, предусмотренным проектной документацией.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ответчик обратное не доказал, техническую документацию, свидетельствующую о неотапливаемости спорного помещения, не представил.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, освобождение ответчика от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.
Ответчик как владелец помещения в многоквартирном доме несет бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество в таком доме (статья 210 ГК РФ, части 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ), то есть предприниматель не может быть освобожден от внесения платы за ресурс, использованный на обогрев помещений вспомогательного использования (общего имущества).
Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, как правило, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
При таких обстоятельствах отказ собственника спорного помещения, от оплаты услуги по отоплению не допускается. Освобождение собственника спорного помещения от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.
Таким образом, следуя презумпции потребления тепловой энергии через систему отопления всеми собственниками (иными законными пользователями) помещений, входящих в тепловой контур многоквартирного жилого дома, освобождение ответчика от оплаты услуг по теплоснабжению необоснованно.
Ответчик не оспаривает, что нежилое помещение - подвал расположено в многоквартирном доме и составляют общую площадь дома. Технический паспорт дома не содержит сведений о переоборудовании спорного помещения. Ответчиком не опровергнуто потребление тепловой энергии на обогрев принадлежащего ему помещения через ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями (ГОСТ 56501-2015).
Суд апелляционной инстанции, проверив расчет стоимости тепловой энергии, поставленной в спорный период, находит его правильным. Контррасчет задолженности не представлен. Доказательств, которые могли опровергнуть объемы оказанных услуг и их расчеты, привести к уменьшению сумм, подлежащих оплате, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах иск правомерно удовлетворен в полном объеме.
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2022 по делу N А26-8727/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8727/2021
Истец: ООО "Петербургтеплоэнерго"
Ответчик: ИП Анисковец Таисия Викторовна
Третье лицо: АО "Единый расчетный Центр по Республике Карелия", ООО "Жилищная служба", ГУП РК РГЦ "Недвижимость", Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску