г. Пермь |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А50-4489/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Криворуко А.С. паспорт, по доверенности от 03.11.2021, диплом,
от заинтересованного лица: Плюснина А.Е. паспорт, по доверенности от 11.11.2022, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства агропромышленного комплекса Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 сентября 2022 года
по делу N А50-4489/2022
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова Максима Михайловича (ОГРНИП 312594714500012, ИНН 593201288191)
к Министерству агропромышленного комплекса Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581)
о признании незаконным решения (действия), выраженного в письме от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнов Максим Михайлович (далее - заявитель, Глава КФХ, Смирнов М.М.) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в исключении Главы КФХ из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии, изложенного в письме от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена 29.08.2022) требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова Максима Михайловича удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства Агропромышленного комплекса Пермского края, в исключении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова Максима Михайловича из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии, изложенный в письме от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019. Суд обязал Министерство Агропромышленного комплекса Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Министерства Агропромышленного комплекса Пермского края в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова Максима Михайловича взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что письмо от 29.12.2021 неправильно истолковано судом первой инстанции, не учтено, что письмо носит информационный характер, информирует о том, что Порядком не предусмотрена возможность замены представленных ранее документов; на момент рассмотрения заявки на участие в отборе на предоставление субсидии в 2021 году Глава КФХ Смирнов М.В. находился в разделе 5 реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства; в соответствии с абз. 5 п. 3.23 Положения о порядке ведения реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей в раздел 5 Реестра включаются сельскохозяйственные производители, допустившие нецелевое использование бюджетных средств либо нарушение условий, установленных при предоставлении субсидии, не восстановившие их в доход бюджета Пермского края; таким образом, в период проведения отбора на предоставление субсидии в 2021 году заявитель не соответствовал требованиям об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет Пермского края.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Явившийся в судебное заседание представитель заявителя, против доводов жалобы возражал. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.10.2021 в соответствии с пунктом 2.8 Порядка Министерство разместило на официальном сайте объявление приеме документов на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения плодородия почв (компенсирующая поддержка) по видам культур, в том числе: с 11.10.2021 по 13.10.2021 включительно: рапс, овощи открытого грунта, картофель продовольственный.
13.10.2021 Смирнов М.М. предоставил в Министерство заявку на получение субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ (на продовольственный картофель) с дополнительными документами, о чем сделана запись N 84 в журнале регистрации заявлений 2021 год на предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия почв (компенсирующая поддержка) в соответствии с Порядком.
25.10.2021 Министерством в Пермьстат направлен запрос на подтверждение представления Смирновым М.М. отчета по форме 1-фермер за 2021 год.
28.10.2021 из Росстата получен ответ о том, что Смирнов М.М. в установленные сроки отчетность по форме 1-фермер не предоставил.
08.11.2021 на основании подпункта 1.15 (1.15.1, 1.5.3) Порядка в отношении Главы КФХ Смирнова М.М., Министерством принято решение, оформленное приказом от 08.11.2021 N 25-01.1-02-322 "Об утверждении перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий, перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидий" об отказе в предоставлении субсидии.
Приказ от 08.11.2021 N 25-01.1-02-322 опубликован на официальном сайте Министерства 08.11.2021.
25.11.2021 Смирнов М.М. обратился в Министерство с заявлением об исключении его из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии (л.д. 11).
Министерство, рассмотрев вышеуказанное заявление, направило в адрес заявителя письмо от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019, в котором сообщило, что пересмотреть и исключить из приказа от 08.11.2021 N 25-01.1-02-322 Смирнова М.М. не представляется возможным ввиду непредставления им в установленные сроки необходимых документов, заявление Смирнова М.М. оставлено без удовлетворения (л.д. 12).
Не согласившись с отказом в исключении Главы КФХ из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии, изложенном в письме от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019, заявитель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Министерства, в исключении Главы КФХ из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии, изложенный в письме от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, признания недействительными принятых ими ненормативных правовых актов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В целях реализации вышеуказанной государственной программы, постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п утверждена Государственная программа "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края" и постановлением Правительства Пермского края от 12.02.2020 N 67-п утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования и признании утратившими силу отдельных положений постановлений Правительства Пермского края в сфере развития сельского хозяйства.
Порядок определяет цели, условия и правила предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители), в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат которых осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость), в том числе, на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия почв (пункт 1.2.1 Порядка).
Согласно абзацу 2 пункта 1.3 Порядка субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи бюджета Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству в установленном порядке, на цели, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка N 67-п Министерство размещает на официальном сайте объявление о приеме документов для предоставления субсидий, содержащее информацию о дате начала и дате окончания (на первом этапе - не позднее 20 апреля текущего финансового года, на втором этапе - не позднее 20 ноября текущего финансового года), месте приема документов, указанных в пункте 2.9 настоящего Порядка, в срок: 2.8.1. на первом этапе - по 31 марта текущего финансового года; 2.8.2. на втором этапе - по 10 октября текущего финансового года.
В силу пункта 2.9 Порядка для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в Министерство в сроки, указанные в объявлении, на бумажном и электронном носителях, в том числе, следующие документы:
- заявку на предоставление субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение плодородия почв за счет средств федерального бюджета и (или) бюджета Пермского края по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее в настоящем разделе - заявка) - на первом этапе и на втором этапе (пункт 2.9.1 Порядка);
- копию сведений об итогах сева по форме N 4-СХ или форме N 1-фермер, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой: за отчетный финансовый год - на первом этапе; за текущий финансовый год - на втором этапе (пункты 2.9.4, 2.9.4.1, 2.9.4.2 Порядка).
Согласно пункту 1.15 (1.15.4) Порядка основаниями для отказа сельскохозяйственным товаропроизводителям в предоставлении субсидии является, в том числе несоответствие представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов требованиям, установленным в соответствующем разделе настоящего Порядка (за исключением документов, представляемых по собственной инициативе), или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов, за исключением документов, которые в соответствии с настоящим Порядком запрашиваются Министерством; несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя требованиям, установленным пунктом 1.5 настоящего Порядка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в приказе Министерства от 08.11.2021 N 25-01.1-02-322 "Об утверждении перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий, перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидий" изложено решение об отказе в предоставлении Смирнову М.М. субсидии на основании подпункта 1.15 (1.15.1, 1.5.3) Порядка.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии явилось несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя требованиям, установленным пунктом 1.5 настоящего Порядка, а именно включение его в раздел 5 реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденного Министерством.
25.11.2021 Смирнов М.М. обратился в Министерство с заявлением об исключении его из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии (файл "Заявление Смирнова").
29.12.2021 Министерство, рассмотрев вышеуказанное заявление, направило в адрес заявителя письмо от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019, в котором изложило отказ в исключении Главы КФХ из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Основанием для включения заявителя в раздел 5 реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства как сельскохозяйственного товаропроизводителя, допустившего нецелевое использование бюджетных средств либо нарушение условий, установленных при предоставлении субсидий, и не восстановившего их в доход бюджета Пермского края послужили выводы Министерства о нарушении заявителем условий предоставления субсидии в рамках соглашения от 15.04.2020 N 21-ЗК/СМП.
В целях возврата предоставленной заявителю субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения плодородия почв в сумме 212 840 руб. Министерством 08.02.2021 в адрес Главы КФХ направлено требование о возврате субсидии.
Поскольку требование о возврате субсидии в добровольном порядке не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Главы КФХ предоставленной субсидии в указанном размере.
При рассмотрении дела N А50-17655/2021, возбужденного по указанному заявлению, установлено отсутствие оснований для возврата субсидии, предоставленной по соглашению от 15.04.2020 N 21-ЗК/СМП.
Вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда Пермского края от 14.04.2022 по делу N А50-17655/2021 дана оценка обстоятельствам, явившимся основанием для включения Главы КФХ в раздел 5 получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, утвержденного Министерством.
Как верно отметил суд первой инстанции, указанный судебный акт в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение, установленный факт незаконности требования о возврате предоставленной Главе КФХ субсидии, а соответственно и факт незаконности включения заявителя в раздел 5 реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, доказыванию вновь в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежит.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что несоответствие Главы КФХ иным требованиям, кроме наличия у последнего просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидии Министерством в ходе анализа предоставленных заявителем с заявкой от 13.10.2021 не установлено, суд первой инстанции правомерно заключил, что на момент вынесения оспариваемого ненормативного акта Глава КФХ соответствовал требованиям, установленным пунктом 1.5 Порядка N 67-п.
Несоответствия заявителя иным требованиям Порядка Министерством не установлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявитель соответствовал всем требованиям Порядка, а в исключении его из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии, Министерством отказано, суд правомерно признал оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права заявителя.
Проверив довод жалобы о том, что письмо от 29.12.2021 носит информационный характер, поскольку информирует о том, что Порядком не предусмотрена возможность замены представленных ранее документов, апелляционный суд признает его несостоятельным и отклоняет, так как письмо от 29.12.2021 N 25-01.1-20-1019 было принято по результатам рассмотрения заявления Главы КФХ Смирнов М.В. от 25.11.2021, которым заявитель просил исключить его из приказа Министерства от 08.11.2021 N 25-01.1-02-322 "Об утверждении перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидий, перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидий".
Проанализировав в совокупности содержание заявления Главы КФХ Смирнов М.В. от 25.11.2021 и ответа на него, изложенного в письме от 29.12.2021, апелляционный суд считает, что оспариваемое письмо выражает отказ Министерства в исключении Главы КФХ из перечня сельскохозяйственных производителей, в отношении которых принято решение об отказе в предоставлении субсидии.
Приведенные в жалобе доводы о том, что в период проведения отбора на предоставление субсидии в 2021 году заявитель не соответствовал требованиям об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет Пермского края, по сути, направлены на преодоление вступившего в законную силу решения суда по делу А50-17655/2021, что недопустимо в силу статьи 16 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.
С учетом изложенного оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта и удовлетворения жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суд первой инстанции является законным и обоснованным, его следует оставить без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 сентября 2022 года по делу N А50-4489/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4489/2022
Истец: Смирнов Максим Михайлович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ