город Воронеж |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А48-5497/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Песниной Н.А., Ушаковой И.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от Орловской городской общественной организации инвалидов "Апроксима" (ОГРН 1205700000879, ИНН 5751064374, далее - ОГООИ "Апроксима", организация или заявитель):
от Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1085752002544, ИНН 5752048255, далее - Управление): |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Орловской городской общественной организации инвалидов "Апроксима" на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.09.2022 по делу N А48-5497/2022, принятое по заявлению Орловской городской общественной организации инвалидов "Апроксима" (ОГРН 1205700000879, ИНН 5751064374) к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1085752002544, ИНН 5752048255) о признании недействительным распоряжения от 22.06.2022 N 139-р и незаконными действия по уведомлению о начале проведения проверки,
УСТАНОВИЛ:
Орловская городская общественная организация инвалидов "Апроксима" обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1085752002544, ИНН 5752048255) о признании недействительным распоряжения от 22.06.2022 N 139-р и незаконными действий по уведомлению о начале проведения проверки.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.09.2022 по делу N А48-5497/2022 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОГООИ "Апроксима" обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылался на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку полномочных представителей не обеспечили.
Через канцелярию суда по почте от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ОГООИ "Апроксима" на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.09.2022 по делу N А48-5497/2022, а также просило рассмотреть вышеназванную апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления, в связи с невозможностью обеспечения явки.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 24.05.2022 в Управление поступило обращение гражданки Суслиной Н.М., содержащее сведения о том, что деятельность ОГООИ "Апроксима" по приобретению прав (требований) к должникам по денежным обязательствам на основании договоров уступки прав (требований) и по взысканию задолженности по этим обязательствами в судебном порядке не соответствует положениям действующего законодательства и устава ОГООИ "Апроксима".
В связи с поступившим обращением гражданина от 18.05.2022 (вх. N 43-22 от 24.05.2022) Управлением 22.06.2022 на основании подпункта 2 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статей 10, 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпункта "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) вынесено распоряжение N139-р "о проведении внеплановой документарной проверки ОГООИ "Апроксима". Установлен период проведения проверки с 24.06.2022 по 21.07.2022.
В ходе проверки организации установлены нарушения части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 5 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, пунктов 1, 2 статьи 24 Закона N7-ФЗ, абзаца 2 части 1 статьи 29, абзаца 1 статьи 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.4.1, 2.4.2 Устава Организации, что нашло отражение в акте проверки от 21.07.2022 N 10 и послужило основанием для выдачи представления от 26.07.2022 N57/03-2217.
Не согласившись с распоряжением от 22.06.2022 N 139-р "О проведении внеплановой документарной проверки ОГООИ "Апроксима" и действиями Управления по уведомлению ОГООИ "Апроксима" о начале проверки, организация обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение и действия Управления по уведомлению ОГООИ "Апроксима" о начале проверки соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу подпункта 12 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) положения данного закона не распространяется на осуществление федерального государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Проводимые в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ проверки делятся на плановые и внеплановые.
В силу статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановая проверка в силу части 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.
В свою очередь исчерпывающий перечень основания для проведения внеплановой проверки, как выездной, так и документарной, определен частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Основаниями для проведения проверки являются:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям;
- нарушение прав потребителей;
- нарушение требований к маркировке товаров;
Как следует из материалов дела, 24.05.2022 в Управление поступило обращение гражданки Суслиной Н.М. от 18.05.2022, содержащее сведения о том, что деятельность ОГООИ "Апроксима" по приобретению прав (требований) к должникам по денежным обязательствам на основании договоров уступки прав (требований) и по взысканию задолженности по этим обязательствами в судебном порядке не соответствует положениям действующего законодательства и устава ОГООИ "Апроксима". Суслина Н.М. просила Управление разъяснить соответствует ли указанная деятельность действующему законодательству и уставу ОГООИ "Апроксима". Указанное обращение зарегистрировано в Управлении 24.05.2022 вх. N 43-22.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Обращение гражданки Суслиной Н.М. поступило в Управление в письменном виде, содержало все реквизиты его идентифицирующие, в том числе сведения о гражданке ее направившей (фамилии, имени, отчестве), почтовом адресе, контактном номере телефона, в нем изложена суть жалобы, проставлена личная подпись и дата.
Следовательно, обращение гражданки Суслиной Н.М. соответствует требованиям части 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, позволяет установить лицо его подавшее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России 30.12.2021 N 274 (далее - Административный регламент), предметом государственного контроля (надзора) является соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям.
Таким образом, получив указанное обращение, Управление, в соответствии с положениями статьи 10 Закона N 294 -ФЗ имело основания для проведения в отношении организации внеплановой документарной проверки.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 294-ФЗ, организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
С учетом изложенного, у Управления имелись законные основания и соответствующие полномочия для принятия оспариваемого распоряжения. Оспоренное распоряжение по своему содержанию и форме соответствует требованиям части 2 статьи Закона N 294-ФЗ, содержит обязательные сведения.
Довод заявителя об отсутствии оснований для проведения проверки с ссылкой на часть 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ правомерно отклонен арбитражным судом области как несостоятельный.
Перечень сведений, подлежащих включению в распоряжение (приказ) о проведении проверки, определен в пункте 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ и не содержат требований о том, что все сведения, содержащиеся в обращении, должны содержаться и в распоряжении о проведении проверки.
В качестве реквизитов обращения в распоряжении Управления от 22.06.2022 N 139-р были включены сведения о дате поступления обращения в Управление и его регистрационный номер.
Кроме того, как пояснило Управление в представленном апелляционному суду отзыве, 27.06.2022 организацией был инициирован запрос об ознакомлении с обращением гражданина, послужившим основанием для проведения внеплановой документарной проверки, в связи с чем письмом Управления от 01.07.2022 N 57/03-1959 организации был дан ответ, что при наличии необходимости возможно ознакомление руководителя или иного уполномоченного лица организации с обезличенным текстом вышеуказанного обращения и содержащимися в нем доводами в силу обозначенного положения законодательства Российской Федерации.
Исходя из перечня документов, указанных в пункте 13 распоряжения от 22.06.2022 N 139-р, следует, что Управление не истребовало от организации документы (информацию) не относящиеся к предмету документарной проверки и которые можно было получить от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 18 Административного регламента).
В части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ приведен исчерпывающий перечень грубых нарушений в действиях контролирующих (надзорных) органов, при установлении которых результаты проверки могут быть признаны недействительными.
Частью 2 названной статьи к грубым нарушениям отнесено неизвещение лица о предстоящем проведении проверки.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Исчерпывающий перечень оснований для проведения в 2022 году внеплановых проверок предусмотрен пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336.
Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии извещения органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (подпункт "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336).
Согласно подпункту 2 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций либо выявление по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с некоммерческой организацией информации о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации, о совершении действий, не соответствующих уставным целям и задачам ее деятельности, в том числе о наличии в ее деятельности признаков экстремизма.
Пунктом 4.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что внеплановая проверка по основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 и 6 пункта 4.2 статьи 32, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Частью 12 статьи 10 Закона N 294-ФЗ установлен следующий порядок извещения органа прокуратуры: органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
Таким образом, вышеуказанные положения Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливают, в данном случае требования проведения проверки по указанным основаниям, незамедлительно и с извещением органов прокуратуры в течение 24 часов, то есть предусматривают исключение из общей нормы, предусмотренной частью 16 статьи 10 Закона N294-ФЗ.
Период проведения проверки ОГООИ "Апроксима" установлен с 24.06.2022 по 21.07.2022.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Управление известило Прокуратуру Орловской области о проведении внеплановой документарной проверки ОГООИ "Апроксима" 23.06.2022, что подтверждается извещением от 22.06.2022 N 57/03-1781 с отметкой о получении.
С учетом изложенного, доводы заявителя в указанной части правомерно отклонены судом области как несостоятельные, а факт уведомления ответчиком заявителя о проведении внеплановой документарной проверки 24.06.2022, что подтверждается организацией в заявлении, не свидетельствует о нарушении Управлением вышеуказанных норм права.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение и действия Управления по уведомлению ОГООИ "Апроксима" о начале проверки соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 14.09.2022 по делу N А48-5497/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Орловской городской общественной организации инвалидов "Апроксима" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5497/2022
Истец: ОРЛОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНВАЛИДОВ "АПРОКСИМА"
Ответчик: Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5212/2022
17.11.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5271/2022
05.10.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5271/2022
14.09.2022 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-5497/2022