г. Хабаровск |
|
18 ноября 2022 г. |
А73-808/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Единый город": Лядецкая Ю.С., представитель по доверенности от 11.01.2022,
от Администрации г. Хабаровска: Рубцов Д.А., представитель по доверенности от 02.11.2021 N 1.131-154,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый город"
на решение от 15.08.2022
по делу N А73-808/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Единый город" (ОГРН 1162724054954, ИНН 2724210119, г. Хабаровск)
к муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, г. Хабаровск)
о взыскании 81 941,54 руб.,
третьи лица: Выходцев Олег Олегович, Пасеко Денис Вячеславович, Лящук Игорь Витальевич, Тумали Ирина Михайловна, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Единый город" (ООО "Единый город") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (Администрация) 81 941,54 руб., из них: 72 316,81 руб. - долг, 9 624,73 руб. - пени (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения иска).
Требование мотивировано наличием задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества, коммунальные услуги, потребляемые на содержание общего имущества многоквартирных домов N N 18, 19, 51, расположенных по адресу: г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), за период с 01.07.2020 по 30.06.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Выходцев Олег Олегович, Пасеко Денис Вячеславович, Лящук Игорь Витальевич, Тумали Ирина Михайловна, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 15.08.2022 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано на неправомерное применение судом пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 в части несоблюдения письменной формы договора социального найма жилого помещения и не освобождения нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354.
Судом не принят во внимание факт того, что между Выходцевым О.О. (г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), д.18, кв.16), Лящуком И.В. (г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), д.51, кв.108) и правообладателем спорного жилья в лице Администрации договоры социального найма не заключены, а факт их проживания и право пользования данными помещениями отсутствует. Поскольку собственность перешла в муниципалитет, договоры социального найма должны заключаться в обязательном порядке, а лица, подлежащие вселению, должны встать на регистрационный учет для последующего открытия лицевых счетов и их оплаты.
Решениями Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 27.09.2009 по делу N 2-1782/2009 и от 27.04.2021 по делу N 2-1358/2021 за Тумали И.М. признано право пользования жилым помещением по договору социального найма (на период прохождения службы в Вооруженных силах РФ) (г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), д.51, кв.331), а также за Пасеко Д.В. (г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), д.19, кв.44), однако фактически договоры найма с указанными лицами не заключались, которые на регистрационный учет на вставали.
При этом, судом не учтено, что Пасеко Д.В. приобрел право на заключение договора найма только с даты вступления судебного акта в отношении него в законную силу.
По приведенным основаниям заявитель жалобы считает, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является Администрация.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация выразила несогласие с ее доводами, указав, что спорные жилые помещения были заселены в установленном законом порядке; факт не заключения договоров социального найма, не указание в поквартирной карточке заселенных лиц в исковой период не изменяет право пользования гражданами жилыми помещениями, а также их обязанности по внесению платы за жилье и коммунальные услуги.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела ООО "Единый город" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по следующим адресам: г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), д.18, д.19, д.51 на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений указанных МКД и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД N 027-000257 от 16.03.2017.
В собственности Городского округа "Город Хабаровск" находятся жилые помещения:
- квартира N 16, площадью 42 кв.м, в доме 18 в квартале ДОС (Большой Аэродром),
- квартира N 44, площадью 45,1 кв.м, в доме N 19 в квартале ДОС (Большой Аэродром),
- квартира N 108, площадью 31,4 кв.м и квартира N 331, площадью 46 кв.м, в доме N 51 в квартале ДОС (Большой Аэродром).
Данные помещения переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 14.11.2007 N 1706.
В период с 01.07.2020 по 30.06.2021 ООО "Единый город" осуществляло управление указанными многоквартирными домами, оказывая услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставлению коммунальных услуг, плата за которые не внесена.
Направленная в адрес ответчика претензия от 29.07.2021 с требованием оплатить долг оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ наниматели жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Из приведенных норм следует установление жилищным законодательством Российской Федерации обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, по внесению платы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации.
Материалами дела установлено, что на момент передачи в муниципальную собственность все спорные помещения имели статус служебных и использовались для заселения военнослужащими.
Решениями ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (реорганизовано в ФГАУ "Росжилкомплекс") о предоставлении специализированного жилого помещения (муниципальная собственность) N 811 от 12.08.2019, N 478 от 11.08.2016, N 796 от 10.11.2016 квартиры 44, 108, 16 предоставлены по договорам найма служебного жилого помещения военнослужащим Пасеко Д.В., Лящуку И.В. и Выходцеву О.О.
Согласно сведениям о распределении жилой площади жилищной комиссии войсковой части 10253 - квартира 331 предоставлена 29.01.2009 военнослужащей Тумали И.М. на основании протокола заседания жилищной комиссии N 7 от 30.12.2008.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 27.05.2009 по делу N 2-1782(2009) право пользования жилым помещением - квартирой 331 в доме N 61 квартала ДОС (Большой Аэродром) в г. Хабаровске по договору социального найма признано за Тумали И.М. и несовершеннолетним Тумали А.В.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 27.04.2021 по делу N 2-1358/2021 право пользования жилым помещением - квартирой 44 по адресу: квартал ДОС (Большой Аэродром), д.19 признано за Пасеко Д.В., Пасеко Е.О., Пасеко В.Д. на период прохождения Пасеко Д.В. военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Учитывая, что обязанность по оплате коммунальных услуг, содержанию и ремонту жилья, переданного по договору найма, законодательно возложена на нанимателя помещения с момента заключения такого договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате за содержание и ремонт общего имущества, коммунальных услуг, потребляемых на содержание общего имущества, в период пользования жилыми помещениями нанимателями.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном применении судом пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 в части несоблюдения письменной формы договора социального найма жилого помещения, отсутствии заключенных договоров найма по спорным жилым помещениям, отсутствии регистрационного учета и открытых лицевых счетов по спорным квартирам, отсутствии доказательств проживания граждан, обязанности последних встать на регистрационный учет для открытия лицевых счетов и их оплаты подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела спорные жилые помещения переданы в муниципальную собственность на основании распоряжения Росимущества от 14.11.2007 N 1706 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
При этом, материалами дела установлено, что на момент передачи многоквартирных домов в муниципальную собственность все спорные жилые помещения, принадлежащие Вооруженным Силам Российской Федерации, имели статус служебных, использовались для заселения военнослужащими и в полном составе переданы в собственность муниципалитета.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящиеся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно разъяснениям вопроса 21 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006, при передаче в муниципальную собственность служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, они утрачивают свой статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Спорные квартиры продолжали использоваться военнослужащими в качестве служебного жилого фонда.
Так, материалами дела подтверждено, что в спорный период квартиры N 16 в доме 18, N 44 в доме N 19, N 108 и N 331 в доме N 51 в квартале ДОС (Большой Аэродром) г. Хабаровска были заселены военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей.
Фактическое использование жилых помещений привлеченными к участию настоящем в деле гражданами по договорам социального найма подтверждено также содержанием решений судов общей юрисдикции.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22), по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
При этом, отсутствие открытых на указанных физических лиц лицевых счетов, отсутствие сведений о данных лицах в поквартирных карточках не исключает права данных лиц на проживание в жилых помещениях на правах нанимателей, но и не освобождает этих лиц от обязанности по оплате задолженности, образовавшейся в период проживания данных лиц в спорных жилых помещениях.
Доводы жалобы о том, что Пасеко Д.В. приобрел право на заключение договора найма только с даты вступления судебного акта в отношении него в законную силу, является несостоятельным.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 27.04.2021 по делу N 2-1358/2021 за Пасеко Д.В., Пасеко Е.О. и Пасеко В.Д. признано пользования жилым помещением - по адресу: г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), д.19, кв.44 на период прохождения военной службы.
Этим же решением установлено, что Пасеко Д.В. с 12.05.1999 проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, в настоящее время проходит службу в войсковой части 42838, последний контракт заключен по 27.03.2024.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" от 12.08.2019 N 811 Пасеко Д.В. и совместно проживающим с ним супруге (Пасеко Е.О.) и сыну (Пасеко В.Д.) предоставлено специализированное жилое помещение по адресу: г. Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), д.19, кв.44. Указанную квартиру ранее занимал военнослужащий Душин В.В. и члены его семьи, который сдал жилое помещение в установленном порядке по акту от 09.08.2019.
Таким образом, указанным судебным актом установлен факт предоставления семье Пасеко Д.В. спорного жилого помещения и фактическое проживание в нем с даты предоставления.
Поскольку законом предусмотрена прямая обязанность нанимателей вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе в случае несоблюдения письменной формы договора социального найма, учитывая установленный судом факт того, что в заявленный (спорный) период все спорные жилые помещения были заселены нанимателями, в то время как соответствующие расходы возлагаются на собственника имущества только до заселения жилых помещений, вывод суда о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по иску является обоснованным.
Иное фактически освободило бы физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционных жалоб.
В этой связи решение отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.08.2022 по делу N А73-808/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-808/2022
Истец: ООО "ЕДИНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: Администрация г. Хабаровска
Третье лицо: Выходцев Олег Олегович, Лящук Игорь Витальевич, Пасек Денис Вячеславович, Тумали Ирина Михайловна, ФГУ "Восточное рег. упр. жилищного обеспечения" МО России
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-137/2023
16.02.2023 Постановление Арбитражного суда Хабаровского края N А73-808/2022
18.11.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5724/2022
15.08.2022 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-808/2022