г. Воронеж |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А48-3027/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серищевой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АгроСтройМонтаж": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Покровского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроСтройМонтаж" на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2022 по делу N А48-3027/2022 по исковому заявлению Администрации Покровского района Орловской области (ОГРН 1025700707120, ИНН 5721001232) к обществу с ограниченной ответственностью "АгроСтройМонтаж" (ИНН 4632154122, ОГРН 1114632006158) об обязании предоставить документы,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Покровского района Орловской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АгроСтройМонтаж" (далее - ООО "АгроСтройМонтаж", ответчик) об обязании в течении 10 дней с даты вступления решения в законную силу передать Администрации Покровского района результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, а также документацию, необходимую для эксплуатации "Сельского дома культуры в с. Дросково, Покровского района, Орловской области" (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой считает решение суда необоснованным и незаконным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, считает, что оно подлежит отмене.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и ответчик явку своих представителей не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Рассмотрев ходатайство ООО "АгроСтройМонтаж" о приобщении к материалам дела копий перечней дополнительной документации по объектам строительства, копий почтовых квитанций, отчета об отслеживании почтового отправления, первого листа проектной документации 07-07-2019-ИОС 7 том 5.7., суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 159, 184, 266, 268 АПК РФ, отказал в приобщении поименованных доказательств, поскольку в нарушение ч. 2 ст. 268 АПК РФ, п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" заявитель не обосновал невозможность представления данных документов в суд первой инстанции по не зависящим от него уважительным причинам.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2020 года между Администрацией Покровского района Орловской области (заказчик) и ООО "АгроСтройМонтаж" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 0154300015620000024-0136543-01 в соответствии с которым, подрядчик обязуется в установленный срок и в соответствии с утвержденной заказчиком проектной документацией выполнить работы по строительству объекта: "Сельский дом культуры на 100 мест в с. Дросково, Покровского района Орловской области", а заказчик обязуется принять результат работ и уплатить обусловленную цену в сроки и в порядке, установленные настоящим контрактом.
Место выполнения работ: Орловская область, Покровский район, с. Дросково (п.1.3 контракта).
В соответствие с пунктом 1.4. контракта сторонами определены сроки выполнения работ: начало работ - дата заключения контракта, окончание работ по 10 декабря 2020 года включительно.
Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что цена контракта составляет 25 772 060,00 руб., в том числе НДС 20% в размере 5 154 412,00 руб.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего контракта.
Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления заказчиком денежных средств на указанный в настоящем контракте счет подрядчика, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных заказчику на соответствующий год и объемами финансирования.
Согласно п. 6.1 контракта приемка выполненных работ осуществляется заказчиком с учетом положений ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", условий настоящего контракта.
В силу п. 6.2 контракта подрядчик для расчетов за фактически выполненных работы предоставляет заказчику по месту нахождения последнего в 4 (четырех) экземплярах акт (акты) о приемке выполненных работ, оформленный (оформленные) по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" с отметкой о приемке выполненных работ лицами, ответственными за осуществления технического надзора, (далее: акт по форме NКС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат, оформленную по унифицированной форме N КС-3, утвержденной указанным выше постановлением Госкомстат (далее: справка по форме NКС-3), а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение предоставленных работ (акты на скрытые работы, иную необходимую исполнительную документацию), подписанные со стороны подрядчика и необходимые для оплаты счета;
- исполнительные схемы;
- акты освидетельствования и испытания сетей инженерно-технического обеспечения;
- акты освидетельствования скрытых работ;
- сертификаты, технические паспорта, подтверждающие качество примененных материалов, изделий, конструкций;
- акты индивидуального и комплексного опробования оборудования, в 3 (трех) экземплярах (при необходимости);
- иные документы.
В п. 6.18 контракта указывается на то, что подрядчик предъявляет заказчику объект в полной строительной готовности с 3 (тремя) комплектами исполнительной документации, а также документов, подготовка которых входит в обязанности подрядчика как лица, осуществляющего строительство, в соответствии и актом приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме N КС-11.
31 мая 2021 года Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области выдало разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Однако, обязательства по передаче документов, предусмотренных пунктом 6.2 контракта, подрядчиком не исполнены.
08.02.2022 в адрес ответчика направлено требование о предоставлении документов, предусмотренных п. 6.2 контракта для погашения оставшейся суммы долга перед подрядчиком. Претензии оставлены без ответа и удовлетворения.
Неисполнение ответчиком требований истца о предоставлении документов, предусмотренных п. 6.2 контракта явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
К отношениям сторон подлежат применению нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре подряда, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с п. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (ред. от 29.06.2018) в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки; об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В силу статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Как следует из материалов дела, между сторонами подписан акт приемки законченного строительством объекта N 1 от 24 мая 2021 года.
31.05.2021 Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области выдало разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Из норм части 11.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128, следует обязанность лица, осуществлявшего строительство, после окончания строительства объекта капитального строительства передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с данным Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5); в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6); эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7); техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8)
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, и указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания. Соответственно без проектной документации (ее копии) это не представляется возможным.
Перечень документации, подлежащий передаче застройщику (техническому заказчику) по завершении строительства, также конкретизирован в пункте 4.10 Свода правил "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87" (СП 68.13330.2017), утвержденного приказом Минстроя Российской Федерации от 27.07.2017 N 1033/пр.
Пунктом 3 РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации" установлено, что исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
С учетом изложенного, а также социальной значимости объекта, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у ответчика обязанности передать истцу истребуемую документацию.
Довод заявителя апелляционной жалобы на то, что документы подлежащие передаче истцу в силу ст. 456 ГК РФ были переданы, материалами дела не подтверждается. Приложенные к апелляционной жалобе документы не приобщены в порядке ст. 268 АПК РФ. Более того они не подтверждают факт передачи исполнительной документации заказчику, поскольку отсутствует опись о вложении.
Поскольку ответчик свои обязательства по предоставлению документов, предусмотренных п. 6.2 контракта и ч. 11.1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не исполнил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя. Поскольку заявителю была предоставлена отсрочка ее уплаты, с ООО "АгроСтройМонтаж" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 15.07.2022 по делу N А48-3027/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроСтройМонтаж" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АгроСтройМонтаж" (ИНН 4632154122, ОГРН 1114632006158) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3027/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОКРОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АГРОСТРОЙМОНТАЖ"