г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А56-29937/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда М. Л. Згурской
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Д. С. Кроликовой
рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, заявление ООО "Агроторг"
к ГУ - ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: Савельева Е. Е. (доверенность от 10.01.2022)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - фонд) от 21.12.2021 N 202S19210072266 в части применения финансовых санкций в сумме 11 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 16.05.2022 в виде резолютивной части суд признал недействительным решение фонда от 21.12.2021 N 202S19210072266.
15.06.2022 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, при обращении в суд обществом заявлено требование о признании недействительным решения фонда от 21.12.2021 N 202S19210072266 в части применения финансовых санкций в сумме 11 500 руб.
С ходатайством об уточнении требований обществом не обращалось.
Суд признал недействительным решение фонда от 21.12.2021 N 202S19210072266 в полном объеме.
Исходя из норм части 6.1 статьи 268 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 30 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N12), суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в суд апелляционной инстанции не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения заявления обществом не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания общество не обращалось. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие общества, поскольку оно извещено надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель фонда против удовлетворения заявления возражал.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа за периоды: февраль, апрель, июнь и июль 2021 года.
По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.11.2021 N 202S18210063050.
В ходе проверки установлен факт несвоевременного представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 29 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за февраль, апрель, июнь, июль 2021 года.
Решением от 21.12.2021 N 202S19210072266 общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в сумме 14 500 руб.
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Положениями Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), регламентировано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения (пункт 38 Инструкции).
Согласно пункту 40 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В ходе проверки установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за февраль, апрель, июнь и июль 2021 года представлены обществом своевременно.
При проверке представленных сведений фондом выявлены ошибки и несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, а именно несоответствие ФИО застрахованного лица и номера СНИЛС, указание в отчетности упраздненного СНИЛС. Обществу фондом направлены уведомления об устранении ошибок и несоответствий.
Исправленные сведения о застрахованных лицах по формам СЗВ-М по типу "дополняющая" за февраль, апрель, июнь и июль 2021 года представлены обществом по истечении пяти рабочих дней со дня получения уведомлений фонда об устранении обществом имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий.
На основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт непредставления обществом в установленный срок достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования в отношении 23 застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах привлечение общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 11 500 руб. является правомерным.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество заявило об отсутствии вины в совершении вмененного ему нарушения, о наличии смягчающих обстоятельств, являющихся основанием для снижения штрафа, а именно:
Заявитель является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по розничной торговле продуктами питания и предметов первой необходимости через магазины торговой сети "Пятерочка", количество которых по состоянию на начало 2022 года насчитывает более 20 000 работающих практически во всех регионах России. Ежемесячная штатная численность ООО "Агроторг", включая персонал магазинов "Пятерочка" насчитывает более 250 000 человек.
Общество, являясь добросовестным страхователем, в целях обеспечения реализации прав застрахованных лиц в системе пенсионного страхования прикладывает все усилия для представления отчетности, предусмотренной Законом N 27-ФЗ, в том числе по форме СЗВ-М, своевременно и в полном объеме.
Все исходные формы СЗВ-М за периоды, перечисленные в решении (февраль, апрель, июнь, июль 2021 года) представлены заявителем в установленный законом срок. Каждая из исходных форм СЗВ-М содержала сведения о 250 000 (+/-) застрахованных лиц, что подтверждается протоколами проверки отчетности.
При таком количестве застрахованных лиц, работающих в обществе, имеющем обособленные подразделения по всей территории России, не исключено, что страхователем могут быть допущены ошибки при указании ФИО, ИНН и СНИЛС застрахованных лиц, по отношению к которым заявитель являлся работодателем в отчетных периодах, либо с которыми были заключены договоры гражданско-правового характера.
Кроме того, нередки случаи, когда застрахованное лицо имеет "задвоенный" СНИЛС, имеет на руках и представляет страхователю СНИЛС, признанный ПФР недействительным. Отчетность представляется страхователем по данному номеру СНИЛС, и только после получения протокола проверки отчетности страхователь может выявить данный факт, провести работу по установлению действительного СНИЛС (направив соответствующий запрос застрахованному лицу или в органы ПФР) и пересдать отчетность с признаком "дополняющая", указав действительный СНИЛС.
Апелляционная инстанция отклоняет довод общества о наличии оснований, исключающих его ответственность, и считает, что вмененное обществу нарушение обусловлено ненадлежащей организацией работы кадровой и бухгалтерской служб ответчика.
Вместе с тем, апелляционная инстанция учитывает, что статья 17 Закона N 27-ФЗ не наделяет фонд правом при определении размера подлежащих оплате финансовых санкций учитывать смягчающие либо отягчающие наказания обстоятельства, то есть назначать наказание индивидуализированно.
Вместе с тем, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
На необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях.
Так, в частности, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что если санкция была применена должностным лицом, суд не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, если санкция была применена должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанные в заявлении общества доводы в порядке статьи 71 АПК РФ, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, считает возможным в данном конкретном случае уменьшить размер начисленного фондом и оспариваемого обществом штрафа в размере 11 500 руб. до 5 750 руб.
Таким образом, решение фонда от 21.12.2021 N 202S19210072266 в части назначения обществу штрафа в сумме 5 750 руб. подлежит признанию недействительным.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2022 по делу N А56-29937/2022 отменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 21.12.2021 N 202S19210072266 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в сумме 5 750 руб.
В остальной части отказать обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг" в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29937/2022
Истец: ООО "АГРОТОРГ"
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области