г. Томск |
|
19 ноября 2022 г. |
Дело N А45-16605/2022 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Зайцева О.О., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Новосибирской таможни (N 07АП-9164/2022) на решение от 10.10.2022 (решение в виде резолютивной части принято 30.08.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16605/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Хорошилов А.В.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СИБИРЬ", р.п. Коченево ОГРН: 1042202164630, ИНН: 2224913427 к Новосибирской таможне, г. Новосибирск об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N10609000-820/2022 от 03.06.2022.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СИБИРЬ" (далее - заявитель, общество, ООО "Торговый дом МТЗ - Сибирь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новосибирской таможни (далее - административный орган, таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления (далее - оспариваемое постановление) таможни от 03.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10609000-820/2022
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 10.10.2022 (решение в виде резолютивной части принято 30.08.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление Новосибирской таможни от 03.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10609000- 820/2022 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СИБИРЬ" (ОГРН: 1042202164630, ИНН: 2224913427) к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 20 000 рублей признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания постановления от 03.06.2022 не подлежащим исполнению, поскольку, по мнению таможенного органа выявление и фиксация должностными лицами таможенных органов в ходе анализа сведений ведения статистической отчетности с использованием комплекса программных средств "Статистическое декларирование" фактов совершения административных правонарушений, заключающихся в нарушении срока представления статистических форм учета перемещения товаров, свидетельствует о невозможности применения пункта 5 Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Суд ошибочно посчитал, что при несвоевременном представлении в один и тот же день обществом в таможенный орган статистических форм (за разные партии поставки), общество совершило одно административное правонарушение.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, статистическая форма учёта перемещения товара (далее - статформа) ООО "Торговый дом МТЗ - Сибирь" по импортной поставке в адрес ООО "Минский тракторный завод" за отчетной период январь 2022 заполнена обществом на официальном сайте ФТС России в сети интернет через личный кабинет 15.02.2022 с присвоением регистрационного номера 10609000/150222/С245054.
Согласно сведениям графы 10 статформы поставка товаров произведена в соответствии с договором N 112/00236091/190131-3 от 04.12.2019 (уникальный номер договора (паспорт сделки) N19120042/1343/0000/2/1 от 16.12.2019).
В графе статформы "Отчетный период" месяцем получения товаров является январь 2022 года, что подтверждается отметками о получении груза на международных товарно-транспортных накладных (находятся в материалах дела об АЛ).
Согласно пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" которым утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила) статформа представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таким образом, ООО "Торговый дом МТЗ - Сибирь" обязано фактически представить в таможенные органы статформу за отчетный период январь 2022 года не позднее 14.02.2022 (включительно).
Статформа 10609000/150222/С245054 за отчетный период январь 2022 года обществом представлена в таможенные органы 15.02.2022, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил.
В это же день - 15.92.2022 также с нарушением срока в таможенный орган поступила статформа N 10609000/150222/С245050 за другую партию экспортной поставки по этому же контракту.
В связи с выявлением вышеуказанных обстоятельств, 21.04.2022 уполномоченным должностным лицом таможни, без участия законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
03.06.2022 уполномоченным должностным лицом таможни, без участия законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом, было рассмотрено дело об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, общество привлечено к ответственности, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей, штраф установлен в минимальном размере.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, но, с учетом изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", с учетом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, признал постановление Новосибирской таможни от 03.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N10609000- 820/2022 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СИБИРЬ" (ОГРН: 1042202164630, ИНН: 2224913427) к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части наложения административного взыскания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, не подлежащим исполнению.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (Федеральный закон от 28.12.2016 N 510-ФЗ, вступил в законную силу 29.01.2017).
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункты 5, 8 Правил N 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил N 891).
На основании пункта 16 Правил N 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый дом МТЗ - Сибирь" с учетом положений пункта 9 Правил, обязано было представить статформу за отчетный период январь 2022 года в таможенный орган не позднее 14.02.2022 (включительно).
Статформа N 10609000/150222/С245054 за отчетный период январь 2022 была заполнена обществом на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет (www.customs.ru) 15.01.2022, то есть с нарушением срока, установленного пункте 9 Правил.
Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами административного производства и по существу Обществом не оспаривается.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, таможенный орган и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ) статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела другим постановлением от N 10609000-821/2022 от 03.06.2022, вступившим в законную силу, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Судом установлено, что данное постановление и оспариваемое постановление вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, что подтверждается вызовом на составление протоколов об административных правонарушениях от 06.05.2022 N 09-04-08/06351, докладной запиской от 21 апреля 2022 N 15-19/0095, запросом о представлении документов от 13.04.2022 N 15-22/0127, телеграммой от 15.05.2022 N 01-20/05254т и датой представления статистических форм учета - 15.02.2022 (судебное дело N А45-1606/2022).
Факт представления статистических форм учета, как за январь 2022 года (по двум разным партиям поставки по одному контракту) в один день - 15.02.2022, таможенным органом не отрицается.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что, учитывая положения Закона N 70-ФЗ, Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем, законным является постановление о привлечении к административной ответственности N10609000-821/2022 от 03.06.2022.
Довод апеллянта о том, что таможенный орган не проводил контрольно-надзорное мероприятие в рамках государственного контроля, а осуществлял функции таможенной статистики в целях обеспечения сбора и анализа сведений, в связи с чем, на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит целям принятия Закона N 70-ФЗ, принятого в целях снижения административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса.
По смыслу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Поэтому в целях применения положений части 5 статьи 4.4 понятие "мероприятие контроля (надзора)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Понятие государственного контроля согласно Закону N 294-ФЗ и Закон N 248-ФЗ по своему содержанию и существу идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при ведении статистической отчетности.
На основании изложенного, при одновременном поступлении статистических форм учета, таможенному органу следовало принять одно постановление, следовательно, оспариваемое постановление принято с нарушением закона, и подлежало отмене.
Признание судом первой инстанции постановления таможенного органа от т 03.06.2022 N 10609000- 820/2022 не подлежащим исполнению, права административного органа не нарушает.
Оснований для иного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.10.2022 (решение в виде резолютивной части принято 30.08.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16605/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Новосибирской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Постановление изготовлено в полном объеме 19.11.2022.
Судья |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16605/2022
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ МТЗ-СИБИРЬ"
Ответчик: Новосибирская Таможня