г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А56-66927/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30760/2022) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2022 по делу N А56-66927/2022, принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к УМВД Российской Федерации по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось с иском к Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга (далее - ответчик) о взыскании 3565,77 руб. стоимости тепловой энергии, потребленной по акту бездоговорного потребления от 01.01.2021 N 4419.040.Н за период с декабря 2021 по февраль 2022 и 91,30 руб. неустойки по состоянию на 31.03.2022 с последующим начислением до даты фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 АПК РФ.
Решением суда от 09.09.2022 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 272.1 АКП РФ.
Как следует из материалов дела, в период с декабря 2021 по февраль 2022 истцом выявлен факт самовольного подключения и потребления тепловой энергии без заключения договора теплоснабжения объектом, расположенным по адресу: 198320, Санкт-Петербург, Красное Село, Нарвская ул., дом N 4, корпус 1, лит. А, пом. 1Н (Объект).
Факт бездоговорного потребления тепловой энергии Объектом подтверждается актом о фактическом теплопотреблении тепловой энергии без заключения договора теплоснабжения от 01.01.2021 N 4419.040.Н. Стоимость поставленной в спорный период тепловой энергии составила 3565,77 руб.
Полагая, что ответчик, как фактический приобретатель тепловой энергии, обязан возместить стоимость энергии, потребленной принадлежащими ему объектами, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием произвести оплату.
Претензионные требования истца ответчиком не удовлетворены, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что плата за фактически оказанные услуги при отсутствии заключенного государственного контракта не подлежит взысканию, в удовлетворении иска отказал.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Пунктом 1 статьи 1105 ГК РФ установлено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя в том числе без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (пункт 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации (пункт 10 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
Выводы суда первой инстанции о том, что плата за фактически оказанные услуги при отсутствии заключенного государственного контракта не подлежит взысканию, являются ошибочными, поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, однако в Законе N 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Отсутствие заключенного контракта при одновременном продолжении потребления тепловой энергии не является основанием для освобождения от внесения соответствующей платы (пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30).
Таким образом, вопреки выводам суда, отсутствие заключенного с истцом в соответствии с Законом N 44-ФЗ контракта не освобождает ответчика от обязанности от оплаты поставленной тепловой энергии, так как такая обязанность установлена законом.
Ссылки суда первой инстанции на отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств также являются несостоятельными, поскольку ответчик в любом случае (при наличии либо отсутствии контракта) обязан осуществлять оплату потребляемой тепловой энергии в силу закона. Выделение лимитов бюджетных обязательств не связано с заключением гражданско-правовых договоров и с расчетами по ним.
Оплата поставленного ресурса не может ставиться в зависимость от выделения лимитов из соответствующего бюджета, так как на отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не распространяются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2014 N 67-АПГ14-14.
Факт поставки тепловой энергии в период с декабря 2021 года по февраль 2022 года подтверждается материалами дела, представленные в материалы дела акты о бездоговорном потреблении соответствуют требованиям и закона, и являются надлежащими доказательствами факта бездоговорного потребления, и количества потребляемой тепловой энергии.
Расчет задолженности в сумме 3565,77 руб. ответчик не оспаривает, указывая, что ответчик намерен направить запрос в ЦФО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств в сумме 3565,77 руб. на оплату оказанных жилищных коммунальных услуг за период потребления тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, требование истца обосновано как по праву, так и по размеру, подтверждено материалами дела, в то время, как доказательств погашения задолженности не представлено, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 3565,77 руб. основанного долга.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В связи с просрочкой оплаты истец начислил ответчику 91,20 руб. неустойки по состоянию на 31.03.2022. Арифметических возражений против расчета истца ответчиком не приведено.
Апелляционной суд проверил расчет неустойки и признали его не противоречащим действующему законодательству, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 91,20 руб. неустойки.
Требования истца о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства также подлежит удовлетворению, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Вместе с тем, апелляционный суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Таким образом, с 01.04.2022 до 01.10.2022 моратория начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность не производится, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка по закону, начиная с 01.10.2022 включительно по день фактической оплаты суммы основного долга, исходя из части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 5000 руб. (2000 руб. по иску, 3000 руб. по апелляционной жалобе) расходов по уплате государственной пошлины. Из федерального бюджета истцу подлежит возврату 4000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.05.2022 N 15043.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2022 по делу N А56-66927/2022 отменить.
Взыскать с Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Красносельскому району города Санкт-Петербурга в пользу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 3565,77 руб. стоимости тепловой энергии, потребленной по акту бездоговорного потребления от 01.01.2021 N 4419.040.Н за период с декабря 2021 по февраль 2022, 91,20 руб. неустойки по состоянию на 31.03.2022, а также неустойку по закону, начиная с 01.10.2022 включительно по день фактической оплаты суммы основного долга, исходя из части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", 5 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.05.2022 N 15043.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66927/2022
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОСЕЛЬСКОМУ РАЙОНУ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА