г. Санкт-Петербург |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А42-8800/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Маслович В.В. по доверенности от 01.02.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29628/2022) ОАО "Ямал СПГ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.07.2022 по делу N А42-8800/2021 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ОАО "Ямал СПГ"
к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Росприроднадзора
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ямал СПГ" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Ямал СПГ") обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Балтийско-Арктическому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании недействительными акта проверки N 04-008/2021 от 01.07.2021 (изложенных в заявлении и возражениях выводов акта проверки N 04-008/2021 от 01.07.2021), предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 04-007/2021 от 01.07.2021 в части пунктов 1-5, 7-12.
Решением суда от 19.07.2022 производство по делу в части признания недействительными изложенных в заявлении и возражениях выводов акта проверки N 04-008/2021 от 01.07.2021 прекращено, в удовлетворении требований о признании недействительными и отмене пунктов 1-5, 7-12 предписания Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Обществом не проводились работы, приводящие к изменению технологических процессов, а также не осуществлялась замена технологического оборудования и сырья, программа производственного экологического контроля корректировке не подлежит. Общество ссылается на то, что ОАО "Ямал СПГ" представлены доказательства ведения ежемесячного контроля по химическим показателям и токсичности сточных вод, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указывает, что Обществом осуществляется контроль в соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля (утв. Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. N 74). Также указывает, что согласно данным лабораторного анализа поверхностных (морских) вод за 2019-2020 гг., проводимых в рамках выполнения Программы наблюдений за водным объектом естественное фоновое содержание взвешенных веществ в Обской губе в два раза выше показателей, установленных разрешительными документами (10 мг/дм3), при этом, не дана оценка тем обстоятельствам, что объекты административной зоны не были поставлены на учет как объекты НВОС, поскольку не были введены в эксплуатацию.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 25.05.2021 N 188-р (в редакции распоряжения от 18.06.2021 N 220-р), должностными лицами Управления с привлечением специалистов филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" "ЦЛАТИ по Тюменской области" в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду морской порт Сабетта, код объекта 71-0189-000090-П, категория объекта негативного воздействия на окружающую среду II, категория риска объекта - высокая (2), в период с 31 мая по 28 июня 2021 года проведена плановая выездная проверка.
В результате проверки Управлением установлены нарушения, подробно указанные в акте проверки от 01.07.2021 N 04-008/2021.
ОАО "Ямал СПГ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 01.07.2021 N 04-007/2021, согласно которому, в том числе:
пункт 1 - не актуализированы сведения в ПТО УОНВОС в связи с отсутствием очистных сооружений КОС-3600 и КОС-1500 в районе причала N 6; отсутствием технологической связи с выпуском N 6 объектов порта в нарушение статьи 1, пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
пункт 2 - не верно учтены источники выбросов в нарушение пункта 1 статьи 4.1, пунктов 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
пункт 3 -несоответствие Программы ПЭК пункту 1 требований к содержанию программы производственного экологического контроля: программой предусмотрен контроль сточных вод по выпуску с причала N 1, не введенному в эксплуатацию: в разделе 1.1 Программы ПЭК указан код объекта НВОС, не соответствующий наименованию Морской порт Сабетта; перечень загрязняющих веществ, предусматриваемых программой для контроля в сбрасываемых стоках по выпуску с причала N 4 не соответствует применяемым технологиям и особенностям производственного процесса, а также не отражает оказываемое негативное воздействие на окружающую среду; программа своевременно не актуализировала в случае изменения объемов сбросов более, чем на 10%, в нарушение пунктов 2, 5 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 N 74;
пункт 4 - несоответствие Программы производственного экологического контроля по выпуску причала N 4: п. 5 требований к содержанию программы производственного экологического контроля: инвентаризация перечня загрязняющих веществ в сточных водах проведена не в полном объеме; п. 2.2 требований к содержанию программы производственного экологического контроля: несоответствие периодичности контроля по химическим показателям; отсутствие требования по наблюдениям за токсичностью сточных вод, в нарушение пункта 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 5, 9.2.2 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 N 74;
пункт 5 - отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК на объекте составлен с нарушением требований: 1) при заполнении графы 3 таблицы 3.1 - формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; 2) при заполнении таблицы 3.3 - пункта 12 Методических рекомендаций по заполнению отчета, в разрез с Программой производственного экологического контроля и с фактически проводимыми анализами: при заполнении таблицы представлены результаты после очистки, и не представлены результаты до нее и на выпуске сточных вод; в графе 8 таблицы искажены данные лабораторного исследования по показателю "БПК" от 25.06.2020; графа 7 таблицы 3.3 заполнена без учета фактической продолжительности сброса - 122 дня в год; таблица 3.3 не заполнена по выпускам с причала N 6, в нарушение пункта 8 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 3.1 Приказа Минприроды России от 14.06 2018 N 261 "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", пункта 12 приказа Минприроды России N 522 от 16.10.2018 "Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью";
пункт 7 - декларация о негативном воздействии на объекты окружающей среды в части расчетов нормативов сбросов загрязняющих веществ по выпуску с причала N 1: расчеты сбросов выполнены в нарушение пунктов 5, 6, 8 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР России от 29.12.2020 N 1118 по взвешенным веществам; в расчеты баланса водопользования включен объект, не входящий в границы объект НВОС по данным ПТК "Госконтроль", в нарушение пунктов 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11 статьи 22, пунктов 7, 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью";
пункт 8 - декларация о негативном воздействии на объекты окружающей среды в части расчетов нормативов сбросов загрязняющих веществ по выпуску с причала N 4: расчеты сбросов выполнены в нарушение пунктов 5, 6, 8, 14, 17 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПР России от 29.12.2020 N 1118, в нарушение пунктов 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11 статьи 22, пунктов 7, 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью";
пункт 9 - декларация о негативном воздействии на объекты окружающей среды в части расчетов нормативов сбросов загрязняющих веществ по выпуску с причала N 6: расчеты сбросов выполнены в нарушение пунктов 5, 6, 8 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом МПНР России от 29.12.2020 N 1118 по взвешенным веществам и другим; в расчетах, описании очистных сооружений, схемах территории и в балансе водопользования включен объект, не входящий в границы объекта НВОС N 71-0189-000090-П по данным ПТК "Госконтроль", в нарушение пунктов 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11 статьи 22, пунктов 7, 9 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, а том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью";
пункт 10 - инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проведена не в полном объеме и с нарушением действующего законодательства (в процессе государственного надзора установлен не учтенный ИЗА; в разработанных расчетах выбросов учтены выбросы объекта, не включенного в объект 71-0189-000090-11), в нарушение пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферною воздуха", пунктов 3, 4, 5, 10, 15 порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352;
пункт 11 - несоответствие программы производственного экологического контроля и отчета по его выполнению в части выбросов в атмосферный воздух: пункт 4 требований к содержанию программы производственного экологического контроля: инвентаризация выбросов загрязняющих веществ содержит недостоверные сведения, в нарушение пункта 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 4 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 N 74;
пункт 12 - декларация о воздействии объекта НВОС содержит недостоверные сведения, основанные на инвентаризации отходов, проведенной в не полном объеме проекта нормативов образования отходов и лимиты на их размещение для объекта HBOC II категории, а именно: предусмотрено обращение с отходами на объекте, не включенном в объект HВОС71-0189-000090-П; не учтено образование следующих видов отходов: "лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства" с кодом ФККО 4 71 101 01 52 1; "отходы упаковочного картона незагрязненные" с кодом ФККО 4 05 183 01 60 5, в нарушение статьи 31.2, пункта 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, и выданным предписанием в части указанных пунктов, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых пунктов предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказал, производство по делу в части признания недействительными изложенных в заявлении и возражениях выводов акта проверки N 04-008/2021 от 01.07.2021 прекратил.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации 6 федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 7-ФЗ установлено, что загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются:
с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;
с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4.1 Закона N 7-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ установлена обязанность субъектов, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, по постановке их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующего заявления.
В силу положений пункта 2 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица осуществляющие хозяйственную деятельность разрабатывают и утверждают программу юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, негативно воздействующую на окружающую среду разрабатывают, и утверждают "Программу производственного экологического контроля".
Пунктом 3 статьи 67 Закона N 7-ФЗ установлены сведения, которые должны содержаться в Программе, к ним относятся, в том числе и сведения об инвентаризации отходов производства и потребления.
В силу пункта 5 статьи 67 Закона N 7-ФЗ при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 8 статьи 67 Закона N 7-ФЗ).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74.
В соответствии с пунктом 1 указанного Приказа N 74 программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 9.2.2 Приказа N 74 установлено, что периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал. Формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 14.06.2018 N 261.
Приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522 утверждены методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, предназначенные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - респонденты), в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029.
В силу положений статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (приказ Минприроды России от 11.10.2018 N 509).
Статьей 22 Закона N 7-ФЗ установлено, что нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или 12 временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее - Приказ N 352).
Пунктом 10 Приказа N 352 установлено, что перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для видов деятельности, относящихся к областям наилучших доступных технологий, в число характерных для данного технологического процесса загрязняющих веществ, в том числе включаются маркерные вещества.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в 14 результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с данными программно-технологического комплекса "Госконтроль" (далее - ПТК "Госконтроль") ОАО "Ямал СПГ" на государственный учет поставлено 12 объектов негативного воздействия на окружающую среду, одним из которых является Морской порт Сабетта.
Все объекты связаны единым назначением: добыча, обработка, хранение, погрузка для транспортировки природного газа и обслуживание (включая вспомогательные системы, в том числе, жизнеобеспечения) комплексов объектов соответствующего назначения.
Свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 16.06.2018 N CFVNU6A7, дата ввода объекта в эксплуатацию: 18.08.2016, код объекта 71-0189-000090-П данные об объеме актуализированы с наименованием объекта: морской порт Сабетта, II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что на территории объекта Морской порт Сабетта имеется три выпуска, два из которых функционируют, один заглушен, ввиду не оконченных пуско-наладочных работ в районе топливного причала N 1; выпуск в районе причала N 4 охватывает системой отведения, очистки и сброса ливневых вод территорию порта со 2-го по 6-й причалы и их причальные зоны, третий выпуск в районе причала N 6 не связан технологически с функционированием порта (акт обследования территории N 7317/02 от 22.06.2021).
В ПТК "Госконтроль" в месте расположения последнего колодца выпуска N 6 значатся две станции очистки сточных вод - КОС-1500 и КОС-3600.
В период осмотра территории объекта Морской порт Сабетта комплексы очистки КОС-1500 и КОС-3600 на территории порта не обнаружены (акт осмотра N 7317/02 от 22.06.2021).
Кроме того, территориально крайний причал (пирс) без номера (технологические причалы N 1 и N 2), наиболее удаленный от устья реки Сабеттаяха, используется под загрузку-разгрузку СПГ и иных грузов с и на крупные морские суда. Источников выбросов и сбросов на нем в ПТК "Госконтроль" не значится. ПТК "Госконтроль" территориально (в координатах) одновременно как за объектом Морской порт Сабетта N 71-0189-000090-П (полностью, по всей длине и ширине пирса), так и за другим объектом НВОС.
В документации Общества к Декларации о воздействии на окружающую среду от 25.03.2021 включена территория Административной зоны, не внесенная в координатах в объект НВОС в ПТК "Госконтроль".
Недостоверная информация, без ее актуализации в программно-технологическом комплексе "Госконтроль" по объекту с кодом 71-0189-000090-П является нарушением пункта 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ Об охране окружающей среды.
До представления декларации о воздействии Общество осуществляло выброс Загрязняющих веществ на территории морского порта Сабетта (ЯНАО, Ямальский район, Южна-Тамбейское газоконденсатное месторождение) на основании Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 29.12.2018 (приказ Управления Росприроднадзора па Ямало-Ненецкому автономному округу N 1330-п от 29.12.2018). Разработанный для целей получения указанного разрешения проект ПДЗ включал инвентаризацию выбросов в атмосферный воздух 2018 года.
25.03.2021 Обществом сдана Декларация о воздействии на окружающую среду по объекту НВОС (вх. N 19839 от 20.04.2021). К декларации представлены результаты инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух 2020 года.
По данным ПТК "Госконтроль" на объекте Морской порт Сабетта имеется 12 источников выбросов в атмосферный воздух:
причалы 1-4. ИЗАВ 35 ДЭС N 3. Выхлопная труба ДЭС;
причалы 1-4. ИЗАВ 34 Регулирующий резервуар для приема поверхностных сточных вод. РГ100. Дыхательный клапан резервуара;
причалы 1-4. ИЗАВ 29 Септик. Дыхательный клапан;
причалы 1-4. ИЗАВ 33 Регулирующий резервуар для приема поверхностных сточных вод, РГ100. Дыхательный клапан резервуара;
причалы 1-4. ИЗАВ 36 Резервуар бункеровочного топлива. Дыхательные клапаны резервуаров бункеровочного топлива;
причалы 1-4. ИЗАВ 30 Септик. Дыхательный клапан;
причалы 1-4. ИЗАВ 27 ЛОС-НСБ-УВМ-2. Вентиляционная труба ЛОС-НСБ-УВМ-2;
причалы 1-4. ИЗАВ 9 Выхлопная труба ДЭС-200. Выхлопная труба ДЭС;
причалы 1-4. ИЗАВ 24 Неплотности ЗРА. Площадка неплотностей ЗРА; причалы 1-4. Двигатели лодок. Площадка швартовки малых судов;
причалы 1-4. ИЗАВ 41 Заправка судов. Бункеровка топливом малых судов; причалы 1-4. ИЗАВ 10 Выхлопная труба ДЭС-200. Выхлопная труба ДЭС.
Согласно инвентаризации выбросов 2018 года на территории порта имелось 34 источника выбросов, на основании инвентаризации 2020 года - 18 источников выбросов, из которых 10 на территории Административной зоны, не входящей в территорию порта по данным ПТК "Госконтроль".
Согласно инвентаризации выбросов 2018 года, на территории порта имелось 34 источника выбросов, на основании инвентаризации 2020 года - таких источников 18, причем 10 из них - на территории Административной зоны, не входящей в территорию порта по данным ПТК "Госконтроль". Согласно заключению Государственной экологической экспертизы N 706 от 18.06.2020, на объекте имеется 42 источника выбросов в атмосферный воздух.
Инвентаризация 2018 года включала в том числе топливный причал, в текущий момент находящийся на этапе предпускового периода. Из инвентаризации 2020 года все объекты топливного причала, кроме очистных сооружений комплектации "ЛОС-НСБ-УМВ-2" исключены, как не обнаруженные. Также, по мнению разработчика, многие источники не являются источниками выбросов в атмосферный воздух, например, сооружения очистки ливневых вод "ЛОС-ПСБ-УМВ-3", что не соотвествует назначению сооружений и применяемых технологий. Согласно паспорту сооружений, они назначены очищать сточные воды от органических веществ (по ХПК) с 200 мг/дмЗ до 30 мг/дмЗ, и от нефтепродуктов с 50 мг/дмЗ до 0,05 мг/дмЗ. Предусматривается замена УФ-ламп сооружений, замена нефтезагрязненного и сорбирующего загрузочного материала (запланирована в 2021 году), производится загрузка реагентов, например, материала, в активных компонентах которого содержится триоксид алюминия.
В инвентаризациях за 2018 и 2020 годы учтены как источники выбросов 2 септика (через дыхательный клапан). Однако, при обследовании территории обнаружено, что таких септиков на территории 3 шт:; два от каждого из КПП, и один от АБК, таким образом при инвентаризации не учтен источник выбросов - сеприк КПП причалов N N 5,6. В обеих инвентаризациях не учтены как потенциальные источники выбросов действующие КНС N 47,1-47.4 (4 шт.),
Кроме того, технологические причалы для большегрузного морского транспорта включены одновременно в 2 объекта НВОС, но источники выбросов на нем не отряжены в инвентаризации.
Данные обстоятельств по итогам инвентаризации 2018 года являются причиной Искажения платежной базы и экологической отчетности в области охраны атмосферного воздух".
Обществом в целях организации производственного экологического контроля 20.04.2018 утверждена Программа производственного экологического контроля (Программа ПЭК) для объекта.
Проверкой установлено, что в Программе ПЭК отсутствуют данные по фактическому содержанию загрязняющих веществ и по фактической массе сбросов: в таблице 7.2.2 не заполнены графы 12, 17. Количество сбрасываемых вод по выпускам с причалов N 4 и N 6 существенно изменилось в 2019 году, в сравнении с 2018 годом (в 3,29 раз), по выпуску с причала N 4 существенно изменилось в 2020 году (в сравнении с 2019 годом снизилось на 90%).
Таким образом, Программа ПЭК не соответствует пункту 1 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74.
Также в ходе проверки установлено, что Программа ПЭК за 2020 год в отношении выпуска с причала N 4 разработана в нарушение пункта 9.2.2 Приказа N 74: Программой ПЭК (таблица 7.2.4) предусмотрен контроль сточных вод на выпуске 1 раз в квартал, контроль сточных вод по показателю "токсичность" отсутствует, что не соответствует категории объекта НВОС. Периодичность контроля по загрязняющим веществам по химическим показателям по выпуску с причала N 4 не соответствует категории объекта НВОС.
Проверкой установлено, что отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК на объекте составлен с нарушением требований: таблица 3.1 раздела 3 "Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов" отчета по ПЭК за 2020 год по содержанию не соответствует Приказу N 261 от 14.06.2018: графа 3 данной таблицы заполняется в соответствии с ее наименованием "Количество загрязняющих веществ, содержащихся в забранной (изъятой) воде из водного объекта (по каждому контролируемому загрязняющему веществу), тонн/год (заполняется в случае использования одного и того же водного объекта для забора воды и для сброса сточных вод)". Указание иных данных не предусмотрено.
Таблица 3.3 раздела 3 "Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов" заполнена не в соответствии со следующими положениями Программы ПЭК и в разрез с результатами ПЭК, а так же в нарушение следующих положений Методических рекомендаций N 522:
Таблица 7.2.2 Программы ПЭК "План-график проведения проверок очистных вооружений.." предполагает контроль сточных вод до очистки и после нее. Протоколами Испытаний испытательной лаборатории Восточного отдела ФБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" N 0201/20-р.ет. ОТ 29.06.2020 (2 шт.), N 0292/39-В.ст., N 0292/38-В.ст. от 03.09.2020 подтвержден результат таких анализов (до очистки и после нее).
Между тем, в Отчете по ПЭК представлены результаты анализов только на выходе с очистных сооружений (графа 12), что противоречит таблице 7.2.2.
В графе 8 таблицы искажены данные лабораторного исследования по показателю "БПК"; не отражен показатель токсичности сточных вод; графа 7 таблицы 3.3 Отчета по ПЭК заполнена не верно (в отчете указаны фактические расходы, не соответствующие условиям водопользования); таблица 3.3 отчета по ПЭК не заполнена по выпускам с причалов N 1 и N 6, что не соответствует пунктам 1, 2 таблицы 7.2.2, таблицам 7.2-3 и 7.2-5 Программы ПЭК).
В декларации о воздействии на окружающую среду по объекту НВОС от 25.03.2021 в части расчетов нормативов сбросов загрязняющих веществ по выпуску с причала N 1 расчеты сбросов выполнены в нарушение пунктов 5, 6, 8 Методики по взвешенным веществам.
В расчете баланса водопользования включен объект, не входящий в границы объекта НВОС по данным ПТК "Госконтроль": в разделе проект НДС по выпуску причала N 1 нормативы установлены на уровне ПДК рыбохозяйственного значения, что не является действительностью.
В разделе 2 и приложении 6 при определении баланса водопотребления и водоотведения, расчеты выполнены с учетом не входящего в объект "Морской порт Сабетта" N 71-0189-000090-П объекта - Административной зоны.
Также выявлены нарушения в части расчетов нормативов сбросов загрязняющих веществ по выпускам с причалов N 4, N 6.
Согласно статье 4.2 Закона N 7-ФЗ перечень загрязняющих веществ, отношении которых применяются меры Государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ N 1316-р от 08.07,2015. При использовании указанных реагентов, должно контролироваться содержание следующих показателей: алюминия и кремния (остаточные содержания производных коагулянта, позиции 2 и 54 Перечня); полиакриламида и КСПАВ (остаточные содержания производных флокулянта, позиции 83 и 93 Перечня).
Декларация о воздействии на окружающую среду по объекту НВОС от 25.03.2021 (в части расчетов нормативов допустимых сбросов) выполнена в нарушение положений пункта 17 Методики, поскольку перечень нормируемых веществ по выпуску с причала N 4 сформирован без учета используемых в процессе очистки сточных вод реагентов.
В нарушение п.п. Б и Г пункта 14 Методики, в проекте НДС отсутствует план территории, эксплуатирующей водосбросные сооружения с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации на территории водосбора, с указанием мест размещения очистных сооружений и данные о фактической эффективности очистки.
Отходы, образующиеся в морском порту Сабетта, за исключением позиций таблицы 12, 13, обезвреживаются на инсинераторных установках ОАО "Ямал СПГ" (КТО-50. Хурикан-1 ООО) в рамках действующей лицензии на 17 деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации и размещению отходов от 26.09.2019 N (89)-7439-СТОУРБ/П.
Обезвреживание отходов происходит по мере их накопления, в соответствии с техническими возможностями инсинераторных установок. В связи с подачей Декларации о воздействии на окружающую среду Обществом разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Морского порта Сабетта (далее - проект ПНОЛР).
В ходе проверки установлено, что в разработанном Обществом проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для Морского порта Сабетта, содержатся недостоверные сведения: в проект включена Административная зона, не включенная в территорию порта по данным ПТК "Госконтроль"; не учтено образование отходов - отработанных УФ-ламп с кодом ФККО 4 71 101 01 52 1 (1 класс-опасности), "отходы упаковочного картона незагрязненные" с кодом ФККО 4 05 183 01 60 5.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанные выявленные в ходе проведенной плановой выездной проверки объекта НВОС - морской порт Сабетта, нарушения подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, актом проверки от 01.07.2021 N 04-008/2021, актами обследования территории от 22.06.2021 N 7317/01 и N 7317/02, составленными с участием представителя Общества, фототаблицами.
Таким образом, пункты 1-5, 7-12 оспариваемого предписания Управления обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требования Общества о признании недействительными оспариваемых пунктов предписания Управления.
Также Обществом было заявлено требование о признании недействительным акта проверки N 04-008/2021 от 01.07.2021.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая, что акт проверки N 04-008/2021 от 01.07.2021 не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не содержит обязательных для него указаний, производство по делу в указанной части правомерно прекращено судом первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19 июля 2022 года по делу N А42-8800/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ямал СПГ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8800/2021
Истец: ОАО "ЯМАЛ СПГ", ОАО "Ямал СПГ" - Московский ф-л
Ответчик: БАЛТИЙСКО-АРКТИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Арбитражный суд Мурманской области