г. Москва |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А40-162332/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С. Бурцевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МРО ФСС в лице филиала N 25
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2022 по делу N А40-162332/22
по заявлению ООО "Запад Инвест" (ИНН 7731310339)
к МРО ФСС в лице филиала N 25 (ИНН 7710030933)
о признании недействительным уведомление,
при участии:
от заявителя: |
Кузьменко Е.А. по дов. от 22.07.2022; |
от заинтересованного лица: |
Пономарев Д.В. по дов. от 20.09.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Запад Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 25) (далее- заинтересованное лицо, фонд, МРО ФСС в лице филиала N 25) о признании недействительным уведомление от 22.04.2022, об обязании произвести перерасчет тарифа страховых взносов, установить тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 01.01.2022 в соответствии с видом деятельности "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" - код по ОКВЭД 55.10, соответствующих в размере страхового тарифа 0,2 % (1 класс профессионального риска").
Решением суда от 02.09.2022 заявление ООО "Запад Инвест" удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось МРО ФСС в лице филиала N 25 и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель фонда поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество в срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, не представило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2021 год с необходимыми документами.
В связи с чем Фондом в адрес заявителя было направлено Уведомление от 22.04.2022 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 (далее - Уведомление), которым за основный вид его деятельности принят с кодом ОКВЭД 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества", что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2 % к начисленной оплате труда.
Заявитель указывает, что в целях соблюдения порядка и сроков, предусмотренных п.3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, обществом 29.03.2022 года через АО "ПФ "СКБ Контур" в 10 часов утра 31 минуту в Фонд с использованием ЭЦП было направлено Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с кодом по ОКВЭД 55.10 и Справка - подтверждение основного вида экономической деятельности с кодом по ОКВЭД 55.10 за 2021 год.
29.04.2022 в 11 часов 26 минут, Обществу от Фонда пришло сообщение о том, что ранее поданное Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с кодом по ОКВЭД 55.10 и Справка - подтверждение основного вида экономической деятельности с кодом по ОКВЭД 55.10 за 2021 год отклонено.
В ответ на уведомление от 22.04.2022 года, заявитель в письме исх. N 487 от 29.04.2022 года с Заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности и Справкой - подтверждением основного вида экономической деятельности за 2021 год просило пересмотреть необоснованно установленный страховой тариф, установив ранее применяемый тариф в размере 0,2%, соответствующий 1 классу профессионального риска и основному виду деятельности, осуществляемому Обществом с момента государственной регистрации ("Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" - код по ОКВЭД 55.10).
Письмом N 04-10/04-5414 от 31.05.2022 года Фонд подтвердил получение через оператора связи 29.03.2022 года Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и Справки - подтверждения основного вида экономической деятельности за 2021 год, однако по причине некорректности заполнения заявления (технической ошибки), а именно не корректно был указан признак - "Некоммерческая организация", заявление было отклонено. При этом Фонд указал об информировании заявителя о необходимости представления, документов по ПОВЭД с устранёнными замечаниями (не указывать признак - "Некоммерской организации").
Надлежащего и своевременного информирования Общества со стороны Фонда в период с 29.03.2022 года до 15.04.2022 года не было, доказательств информирования не представлено, отчёт об ошибки (опечатки либо некорректности данных) в Заявлении Обществу не был своевременно направлен в связи с чем, у последнего отсутствовала возможность предоставления повторных документов с исправленными данными.
Письмом Исх.N 510 от 15.06.2022 года Заявитель повторно обратился в Фонд с просьбой пересмотреть страховой тариф, к которому повторно приложил Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" с кодом по ОКВЭД 55.10 и Справку - подтверждение основного вида экономической деятельности "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" с кодом по ОКВЭД 55.10 за 2021 год.
По результатам рассмотрения данного Письма, Фонд Письмом N 04-10-/04-7128 от 13.07.2022 года отказал ООО "ЗАПАД ИНВЕСТ" в пересмотре размера установленного страхового тарифа по доводам аналогичным тем, что были изложены ранее.
Обществом была предпринята повторная попытка направления Письма Исх,N 521 от 14.07.2022 года с приложением корректного Заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности и Справки - подтверждения основного вида экономической деятельности за 2021 год об установлении тарифа страховых взносов соответствующего реально осуществляемому ООО "ЗАПАД ИНВЕСТ" виду деятельности.
Одновременно с Письмом Исх.N 521 от 14.07.2022 года, ООО "ЗАПАД ИНВЕСТ" направлен запрос Письмом Исх.N522 от 14.07.2022 года АО "ПФ "СКБ КОНТУР" о предоставлении пояснений относительно сложившейся спорной ситуации с Фондом по срокам отправки и получения отчетности через систему, в том числе наличия временных задержек в период с 29.03.2022 года по 15.04.2022 года.
Заявитель с установлением ему тарифа на обязательное социальное страхование на 2021 в размере 1,2 % не согласился, в связи с чем обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
В обоснование своей позиции заявитель привел данные о том, что вид его деятельности с 2019 года не изменился, как и в предшествующие периоды, он осуществляет деятельность "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания", соответствующую 1 классу профессионального риска; заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы представлены им в Фонд.
Фонд против доводов Общества возражал, ссылался на новую редакцию Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 (в редакции постановления Правительства от 17.06.2016 г. N 551), предусматривающую в случае неподтверждения страхователем основного вида экономической деятельности, его отнесение к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц. Так как страхователь основной вид экономической деятельности в установленный срок не подтвердил, то Фонд был вынужден отнести его к виду деятельности, имеющему максимальный класс профессионального риска (из заявленных им в ЕГРЮЛ), в связи с чем направленное в адрес заявителя Уведомление, по мнению фонда, является законным и обоснованным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Обязанность по ежегодному подтверждению страхователями (юридическими лицами) основного вида деятельности (а также видов экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами) установлена п. 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 (далее - Правила).
Правовые последствия неисполнения обязанности по подтверждению страхователем основного вида экономической деятельности предусмотрены п. 13 указанных Правил, которые в редакции Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551, вступившей в силу с 01.01.2017, предусматривают, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, то в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц.
Указанное положение принципиальным образом отличается от ранее действовавшей редакции п. 13 Правил, согласно которой страхователь, не подтвердивший основной вид экономической деятельности, подлежал отнесению к виду деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Данная редакция п. 13 Правил не предусматривала, каким именно образом должен устанавливаться вид деятельности с более высоким классом, к которому должен быть отнесен страхователь; из буквального содержания пункта следовало, что нужно ориентироваться на в действительности осуществляемую им деятельность (данного подхода придерживалась и судебная практика - постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 г. N 14943/10). В то время как новой редакцией п. 13 Правил установлен формальный подход: выбор вида деятельности для целей определения класса профессионального риска производится органами Фонда исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.
В связи с чем, начиная с 2017 г. органы Фонда в случае неподтверждения страхователями основного вида экономической деятельности, определяют вид экономической деятельности для целей определения класса профессионального риска исходя из данных о кодах ОКВЭД, заявленных в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом, выбирая из них код с наиболее высоким классом, т.е. руководствуются предусмотренным п. 13 Правил формальным подходом.
Указанные Правила, утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713, детализированы Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. N 55, который в 2017 г. также с учетом Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551 действует в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н (далее - Порядок).
Порядком установлены конкретные сроки подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности (до 15 апреля текущего года); перечень подлежащих представлению в Фонд документов для подтверждения; определены действия Фонда как в случае подтверждения страхователем деятельности, так и в случае непредставления им заявления и документов.
Так, пунктом 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Из пункта 5 указанного Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н, с учетом постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551) следует, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В рассматриваемом случае Фонд, не получив от заявителя в срок до 15.04.2022 заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы направил заявителю Уведомление от 22.04.2022, которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска ОКВЭД 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества" и установил страховой тариф в размере 1,2 %.
Не согласившись с уведомлением, заявитель направил в Фонд возражения, которые не учтены последним, а уведомление и установил размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021, которым за основный вид его деятельности принят с заявленным в ЕГРЮЛ с кодом 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества", что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2% к начисленной оплате труда.
Вместе с тем подлежат судебной оценке и действия заявителя по направлению в Фонд пакета необходимых документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, но с нарушением установленного Порядком срока.
Исходя из буквального содержания выше проанализированных нормативных актов, ни Правила, ни Порядок не определяют порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока, что, по мнению суда, является пробелом нормативно-правового регулирования в указанной сфере.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный пунктом 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Однако, факт представления данных документов за пределами срока не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие, как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным. С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Так, пункт 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает использованная формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Судом также учитывается, что в пункте 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности_.", вместо формулировки "если страхователь_не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок". Тем самым содержащееся в п. 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
С учетом изложенного содержащее в п. 5 Порядка (в ред. Приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" суд считает не соответствующим п. 13 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 551), неоправданно ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязанностей.
В связи с чем подлежит применению ненормативный акт, имеющий большую юридическую силу - утвержденные постановлением Правительства от 01.12.2005 г. N 713 Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
С учетом вышеизложенного подхода судом производится оценка обстоятельств, приводимых Обществом в обоснование уточненных требований.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 и п. 1 и 3 ст. 22 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (также далее - Правила N 713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункта 9 Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска", основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В силу пункта 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (также далее - Приказ N55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N '55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Общество в предыдущих периодах осуществляло основной вид экономической деятельности 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания", представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 года N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Однако, в 2021, в срок, установленный в пункте 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (до 15.04.2022 года), заявитель не представил в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами, что повлекло вынесение Уведомления от 22.04.2022 и установлении на период 2021 страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,2% по ОКВЭД 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества" согласно доведенному им уведомлению о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений), имеющей наиболее высокий класс профессионального риска.
Заявитель, считая данное уведомление неправомерным, исчислял и уплачивал страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС исходя из тарифа в размере 0,2%, соответствующего основному виду экономической деятельности 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" и 1-му классу профессионального риска.
Заявитель пояснил, что поскольку никогда не осуществлял вид деятельности "ОКВЭД 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества" уведомление Фонда является незаконным и необоснованным, поскольку Заявителем данная деятельность не осуществляется.
Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя в период с 2019 г. является 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания"; вид деятельности ОКВЭД 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества" в 202 году не вели.
Основной вид деятельности Общества -55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания", относится к 1 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
По общему правилу, коммерческие организации обладают универсальной правосубъектностью, в связи с чем, они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Факт регистрации в ЕГРЮЛ планируемых (дополнительных) видов экономической деятельности не означает, что в действительности эти виды деятельности осуществляются организацией; указание дополнительных видов деятельности означает лишь право на занятие указанной деятельностью, в том числе в будущем.
Следовательно, в отношении тех видов деятельности, которые организацией в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, так как наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий как основания таких рисков. При этом согласно статье 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года, профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица. Согласно пункту 4 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года, страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда. При этом обеспечение безопасных условий труда всегда связано с тем, какие это условия, что зависит от осуществляемой деятельности страхователя.
Тем самым, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию. Иной подход означал бы, что обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты на страхования от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
Согласно статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах расчетного периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Общество представило в Фонд заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов, с нарушением установленного Порядком N 55 срока, ввиду некорректности заполнения заявления (технической ошибки).
Основной вид деятельности, фактически осуществляемой заявителем 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания", что подтверждается представленными в материалы дела документами: Заявление о подтверждении основного вида деятельности за 2019, 2020 и 2021; Справку - подтверждение основного вида деятельности за 2019, 2020 и 2021.
По итогам 2021 основным видом деятельности, осуществляемой Обществом является 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" - выручка от которых за 2021 составила 100% от общего объема оказанных услуг.
Заявитель также пояснил, что никогда не осуществлял вид деятельности - ОКВЭД 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества". Оборот по виду экономической деятельности - ОКВЭД 68.10.1 "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества" за период 2021, у него отсутствует.
Так как фактически осуществляемый в 2021 году, основной вид деятельности Общества 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания", относится к 1 классу профессионального риска, что отражено в представленном (пусть и с нарушением установленного срока) Фонду заявлении о подтверждении основного вида осуществляемой деятельности, то с учетом положений ст.1 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ, в отношении Общества на период 2021 года подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Факт представления документов, подтверждающих основной вид деятельности за пределами установленного срока (но в пределах расчетного периода) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности Общества ставки страховых взносов (согласно подп. 7, 19 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов, исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством РФ не предусмотрено.
Судом учитывается, что в пункте 13 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности....", вместо формулировки "если страхователь... не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
Тем самым содержащееся в пункте 13 Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", т.е. исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
Согласно пункта 1 статьи 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика, в т.ч. представленных для подтверждения основного вида осуществляемой деятельности даже за пределами установленного срока.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным уведомление от 22.04.2022, вынесенное ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 25).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал фонд произвести перерасчет тарифа страховых взносов, установить тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 01.01.2022 в соответствии с видом деятельности "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" - код по ОКВЭД 55.10, соответствующих в размере страхового тарифа 0,2 % (1 класс профессионального риска") подлежат удовлетворению.
Удовлетворение судом первой инстанции данного требования и возложение на Фонд обязанности применять в отношении Общества на период 2021 года страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" с 1 классом профессионального риска в размере 0,2% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, является обоснованным, для обеспечения соблюдения прав общества на применение страхового тарифа, соответствующего фактически осуществляемой им деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2022 по делу N А40-162332/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162332/2022
Истец: ООО "ЗАПАД ИНВЕСТ"
Ответчик: МРО ФСС Филиал N 25