г. Москва |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А40-27778/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Бондарева А.В., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сологуб А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2022
по делу N А40-27778/22-142-206, принятое судьей Немтиновой Е.В.
по иску ООО "СТРОЙКИСЛОРОДМОНТАЖ" (ИНН 7730114772, ОГРН 1027700226180)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо - Правительство Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507)
о восстановлении положения, существовашего до нарушения права
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Завьялова П.А. по доверенности от 25.08.2021, диплом ОР 00260 от 14.06.2011;
от ответчика и третьего лица: Сорокина Е.Ю. по доверенностям 13.12.2021 г. и 02.11.2021 г., диплом 107724 0740541 от 12.07.2014;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройкислородмонтаж" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м/год на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Москва, ул. Малая Грузинская, д. 29, строение 3, площадью 234 кв.м. по договору от 07.04.2005 N 1-224/65, о признании за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 5000 руб. за кв.м/год на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в отношении указанного нежилого помещения, об обязании Департамента произвести соответствующий перерасчет арендной платы за 2021 год по договору от 07.04.2005 N 1-224/65 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-27778/22 иск удовлетворен частично. Суд первой инстанции признал за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы за указанное Помещение в размере 4750 руб. за кв.м/год на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 и в размере 5000 руб. за кв.м/год на период с 01.01.2022 по 31.12.2022. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента и Правительства Москвы требования апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней мотивам. Просил решение Арбитражного суда города Москвы отменить и вынести новый судебный акт.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 07.04.2005 между Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) и истцом (арендатором) был заключен договор N 1-224/65 (далее - Договор) аренды нежилого помещения площадью 234 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул. Малая Грузинская, д. 29, строение 3 (далее - Помещение), для использования под офис на срок по 31 декабря 2009 (номер регистрации 77-17-11 /003/2006-684).
Дополнительным соглашением к Договору от 05.11.2009 срок действия договора продлен до 01.07.2015 г.
Письмом Департамента от 09.06.2015 N 33-4-7728/15-(0)-1 срок действия Договора продлен на тех же условиях на неопределенный срок.
Департамент 19.10.2020 направил истцу уведомление об установлении ставок арендной платы субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы N 33-6-507376/20-(0)-2, в соответствии с которым Департамент уведомил истца о лишении права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м. в год со ссылкой на положения постановления Правительства Москвы от 20.09.2020 г. N 1554-ПП, в соответствии с которым субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.в., находящиеся в имущественной казне г. Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых истек, с 01.01.2021 арендная плата подлежит установлению по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.
Также 04.12.2020 Департамент направил истцу письмо N ДГИ-1-94569/2-1, в соответствии с которым истец было повторно уведомлен, что плата за аренду Помещения устанавливается по рыночной ставке в связи с тем, что истек 30.06.2015 г.
Истец 15.12.2020 обратился с заявлением в Межведомственную комиссию заявление о предоставлении имущественной поддержки по договору аренды (входящий N DGI-239920/20-(0)-0).
11.01.2021 Департамент направил истцу уведомление о ставке арендной платы за 2021 год N 33-6-749284-20-(0)-1, согласно которому рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в 2021 (руб. за 1 кв.м. в год) составляет 17732,81 руб. (против 4750 руб. за 1 кв.м. за предыдущий период); общий размер годовой арендной платы исходя из площади арендуемого помещения составил 4149477,54 руб.
Также 26.01.2021 истец получил письмо Департамента N ДГИ-И-4617/21 об отказе в имущественной поддержке на 2021 год.
Претензиями от 15.02.2021, от 20.02.2021 истец обратился к ответчику с требованием о признании за ним права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы на 2021 год.
Однако в письме от 09.03.2021 г. N ДГИ-1-16183/21-1 Департамент со ссылкой на положения постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП) в редакции Постановления правительства Москвы от 22.09.2020 г. N 1554-ПП и на тот факт, что Договор истек 01.07.2015 г.
30.11.2021 истец повторно обратился к ответчику с претензией, акцентировав внимание на то, что Договор в соответствии с Письмом Департамента от 09.06.2015 N 33-4-7728/15-(0)-1 является действующим и продлен на неопределенный срок на тех же условиях, статус истца как лица, имеющего право на предоставление льготы, не изменился и оснований для лишения льготы не имелось.
Суд первой инстанции принял во внимание, что согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным законом.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (п.п. 1, 4 ч. 3 ст. 6 Закона N 209-ФЗ, ст. 3 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", далее - Закон N 60).
Законом N 209-ФЗ установлена обязанность публичных органов власти содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления мер имущественной поддержки, включая возможность установления льготных ставок арендной платы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4290/12, далее - постановление Президиума ВАС РФ N 4290/12).
В данном случае деятельность истца обладает высокой социальной значимостью для г. Москвы, особенно - в период пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции "Covid-19", поскольку истец осуществляет поставку, производство и монтаж оборудования и трубопроводов для снабжения медицинских учреждений г. Москвы кислородом и медицинскими газами, а также осуществляет ремонт и техническое обслуживание систем и оборудования в процессе их эксплуатации.
Указанные работы выполняются в следующих учреждениях здравоохранения: ГБУЗ "ГКБ N 40 ДЗМ" ("Коммунарка"); ФГБУ "ГВКГ им. Н.Н. Бурденко"; ФГАУ "НМИЦ нейрохирургии им. ак. Н.Н. Бурденко Минздрава России; ФГБНУ НИИР им. В.А. Наносовой; ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ"; ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева"; ГБУЗ г. Москвы "ГКБ им. М.Е. Жадкевича ДЗМ"; ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ"; ГБУЗ "ГКБ N 24 ДЗМ"; ГКБ N 45 (Одинцово); ГБУЗ МО "Жуковская ГКБ".
Сохранение льготной арендной ставки, географическая значимость арендуемого у города нежилого помещения обусловлена необходимостью принятия оперативных мер для снабжения указанных учреждений кислородом и медицинскими газами, возможностью быстрого реагирования в случае возникновения нештатной ситуации и доставки необходимого оборудования в кратчайшие сроки на обслуживаемые объекты с учетом распространения новой коронавирусной инфекции "Covid-19". Смена местонахождения не позволит обществу быстро выполнять свои социально-значимые функции.
Письмом от 08.12.2021 N ДГИ-1-121045/21-1 Департамент повторно отказал истцу в предоставлении права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления на 2021 год минимальной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м. в год.
Согласно п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК РФ).
Пункт 2 ст.424 ГК РФ исключает возможность одностороннего изменения цены, установленной в договоре.
На основании ст.ст. 16, 18 Закона N 209-ФЗ субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Согласно подпункту "д" п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 26.12 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. От имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с п.1, п.1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП с 1 января 2017 устанавливается ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; с 1 января 2020 устанавливается ставка арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м. в год, а с 1 января 2022 устанавливается ставка арендной платы в размере 5000 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом подпункт 1.1 пункта 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
С 01.01.2017 имущественная поддержка в виде предоставления льготной ставки арендной платы предоставляется императивной нормой. То есть с указанной даты не требуется соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения Межведомственной комиссии.
На основании постановления Правительства Москвы N 800-ПП истцу не требовалось обращаться в Межведомственную комиссию по вопросу предоставления имущественной поддержки, так к нему не предъявляются дополнительные требования, установленные пунктом 2.1 Постановления, поэтому отказ Межведомственной комиссии не может являться основанием для лишения истца права на получение льготной ставки арендной платы.
В силу п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
По условиям Договора и Дополнительного соглашения к нему от 15.11.2009 размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период минимальной ставки арендной платы, установленной постановлением Правительства Москвы N 800-ПП.
То есть ставка арендной платы в рамках заключенного между истцом и ответчиком Договора регулируется нормативно при соблюдении истцом ряда условий, при которых в силу императивных предписаний он имеет право на предоставление льготной ставки арендной платы. К таким условиям следует отнести: наличие статуса субъекта малого предпринимательства (данные включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе); площадь арендуемого помещения меньше 300 кв.м.
Иных требований к арендатору, претендующему на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы, действующими нормами не предусмотрено.
В данном случае материалами дела подтверждено, что истец непрерывно с 01.08.2016 является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; арендуемая площадь нежилого помещения неизменна и составляет 234 кв.м., помещение используется по целевому назначению в соответствии с условиями договора (офис); Договор является действующим, задолженность по арендной плате отсутствует, помещение используется по целевому назначению.
В связи с этим ставка арендной платы на 2021 для истца должна составлять 4750 руб. за кв.м. в год., а на 2022 год - 5000 руб. за кв.м. в год. в соответствии с действующей редакцией п.1, п.1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП.
В связи с этим суд первой инстанции признал требования о признании права истца на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м./год на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в отношении арендованного помещения площадью 234 кв.м. по Договору, и соответственно признании за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 5000 руб. за кв.м./год на период на 2022 год в отношении арендованного помещения.
В удовлетворении требования истца об обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы за 2021 год по Договору отказано.
При этом суд первой инстанции сослался на то, что в силу положений ст.ст. 16, 182 АПК РФ решение арбитражного суда должно отвечать принципу исполнимости судебных актов. Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.03.2000 N 3486/99 и от 14.08.2001 N 9162/00, критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре. Для защиты нарушенных прав возможно использование способов, перечисленных в статье 12 ГК РФ. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права вправе применять лишь этот способ.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении в удовлетворении требования иска об обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы за 2021 год по Договору.
Решение суда первой инстанции в указанной части истцом не обжаловано.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2022 по делу N А40-27778/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27778/2022
Истец: ООО "СТРОЙКИСЛОРОДМОНТАЖ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ