г. Москва |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А40-78469/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
Т.Б. Красновой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.09.2022 по делу N А40-78469/21 (145-575)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Горчакова Е.А. по доверенности от 29.12.2021; |
от ответчика: |
Удилова Е.Л. по доверенности от 07.06.2022, |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения от 20.01.2021 N КУВД-001/2020-19252855/3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 в удовлетворении требований Департамента было отказано.
Постановлением от 11.04.2022 Арбитражный суд Московского округа отменил указанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление, не согласившись с принятым решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Как следует из материалов дела, Департаментом принято распоряжение от 05 октября 2020 года N 33063Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", в соответствии с которым проводятся работы по образованию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Некрасовка, проектируемый проезд N 4296, земельный участок 1.
ГБУ МосгорБТИ за счет средств бюджета города Москвы согласно государственному заданию выполнены кадастровые работы и подготовлен межевой план по образованию земельного участка, после чего документы в установленном порядке направлены в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 13.10.2020 N КУВД-001/2020-19252855.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов Управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 20.10.2020 N КУВД-001/2020-19252855/2 в связи с тем, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0040112:227, 50:22:0040112:332, 50:22:0040112:334, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Кроме того, государственным регистратором выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами муниципального образования.
С целью обжалования решения о приостановлении кадастровым инженером, подготовившим межевой план, 02 ноября 2020 года направлено соответствующее заявление N 77/201088 в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Москве.
25 ноября 2020 года Апелляционной комиссией принято решение N 1142/2020 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Уведомлением от 20.01.2021 N КУВД-001/2020-19252855/3 отказано в государственном кадастровом учете в связи с тем, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета изменений.
Департамент считает решение 20.01.2021 N КУВД-001/2020-19252855/3 незаконным и нарушающим права и законные интересы Заявителя, в связи с чем, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Срок на обжалование, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Выполняя указания Арбитражного суда Московского округа, исследовав обстоятельства спора, имеющие существенное значение для дела, а также представленные в дело доказательства, судом установлено следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее.государственный кадастровый учет).
В силу п. 7 ч. 2 ст.14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о регистрации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, при формировании межевого плана кадастровым инженером были использованы сведения ЕГРН в виде кадастровых планов соответствующих территорий, при этом пересечений образуемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0040112:227, 50:22:0040112:332, 50:22:0040112:334 выявлено не было.
Так, земельные участки с кадастровыми номерами 50:22:0040112:332 и 50:22:0040112:334 сняты с кадастрового учета.
Таким образом, пересечение с указанными земельными участками невозможно ввиду отсутствия указанных земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости.
Также Департамент письмом от 21.04.2022 N ДГИ-И-28222/22 обратился в ГБУ "Мосгоргеотрест" для пересчета координат Городского округа Люберцы и границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0040112:227, 50:22:0040112:4 из системы координат МСК-50 (зона 2) в систему координат ПМСК Москвы.
В ответ на указанное письмо Департамента ГБУ "Мосгоргеотрест" предоставило запрашиваемый пересчет координат (письмо от 25.04.2022 N МГГТ-1-9369/22-(0)-1).
Письмом от 27.04.2022 N ДГИ-Э-52455/22-1 Департамент направил предоставленные ГБУ "Мосгоргеотрест" сведения в подрядную организацию ГБУ МосгорБТИ.
В соответствии с подготовленным ответом (письмо от 13.05.2022 N ИС13986/22) подрядной организации в результате пересчета представленных координат было выявлено отсутствие пересечений образуемого земельного участка с границами Городского округа и земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040112:227.
Таким образом, факт отсутствия пересечения границ земельных участков подтверждается официальными ответами специализированной подрядной организации.
Кроме того, образуемый участок находится в г.Москве над красной линией границы Москвы и Московской области. Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0040112:227 находится ниже красной линии, следовательно пересекаться с формируемым земельным участком не может.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
При формировании межевого плана кадастровым инженером были использованы сведения ЕГРН в виде кадастровых планов соответствующих территорий, при этом пересечений образуемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0040112:227, 50:22:0040112:332, 50:22:0040112:334 выявлено не было.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного Кодекса.
Законом N 218-ФЗ не установлены допустимые критерии определения пересечения границ земельных участков и порядок использования предельной допустимой погрешности положения характерных точек границ земельного участка для установления факта пересечения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст.22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч.13 ст.22 Закона N 218-ФЗ форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" установлено, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части. Величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков из установленных в приложении к настоящим Требованиям, в частности, для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, не более 0,1 м.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Управлением не были представлены в материалы дела доказательства наличия пересечения границ образуемого земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0040112:227, 50:22:0040112:332, 50:22:0040112:334 послужившего основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в государственном кадастровом учете.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в Управление были представлены все необходимые документы, все представленные документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права.
Таким образом, суд первой инстанции. правомерно пришел к выводу о неправомерности решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2022 по делу N А40-78469/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78469/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1163/2022
18.11.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72965/2022
05.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78469/2021
11.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1163/2022
29.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59007/2021
29.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78469/2021