город Москва |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А40-223011/21-41-1596 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Бондарева А.В., Панкратовой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сологуб А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022
по делу N А40-223011/21-41-1596, принятое судьей Березовой О.А.
по иску ИП Березникова Дмитрия Алексеевича
(ИНН 773130596665, ОГРНИП 318774600355684)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения об изъятии
нежилого помещения.
по делу N А40-241828/21-23-1634,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к ИП Березникову Дмитрию Алексеевичу
третье лицо: Правительство Москвы
об изъятии нежилого помещения
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бавыкина Л.С. по доверенности от 14.09.2021, диплом 103624 2201599;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы к ИП Березникову Дмитрию Алексеевичу об урегулировании разногласий, возникших при заключении сторонами соглашения об изъятии у истца нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:1862 площадью 247,8 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 92, корп. 2, - по вопросу размера компенсации за изымаемое у истца имущество, установив ее в размере, указанном в заключении судебного эксперта (28 238 270 руб. 37 коп. без учета НДС).
Иск об урегулировании разногласий основан на ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ или по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В процессе рассмотрения дела истец обратился к суду с ходатайством об объединении данного дела с делом N А40-241828/21-23-1634, в рамках которого ответчик просит суд изъять у истца нежилое помещение площадью 247, 8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006036:1862 по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 92, корп. 2, - на условиях, указанных в просительной части искового заявления, в том числе с установлением компенсации за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 03.06.2021 N П1502-21, составленным ООО "Оценка и Консалтинг", в размере 16 597 000 руб. (без учета НДС).
Указанный иск мотивирован необходимостью изъятия нежилого помещения у его правообладателя в рамках Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и тем, что в установленный законодательством срок соглашение об изъятии нежилого помещения правообладателем не подписано.
Определением от 03.02.2022 суд первой инстанции по ходатайству истца объединил указанные дела в одно производство с присвоением объединенному делу N А40-223011/21-41-1596.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022 в удовлетворении исковых требований ИП Березникова Дмитрия Алексеевича отказано. Исковые требования Департамента городского имущества города Москвы удовлетворены. Суд изъял у ИП Березникова Дмитрия Алексеевича для государственных нужд города Москвы нежилое помещение площадью 247,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006036:1862 по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 92, корп. 2, - на следующих условиях:
1) размер компенсации за изымаемое имущество и причиненные изъятием убытки составляет 28 238 270 руб. 37 коп. (без учета НДС);
2) ИП Березников Дмитрий Алексеевич в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставляет в Департамент городского имущества города Москвы банковские реквизиты для выплаты компенсации;
3) выплата компенсации производится Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда в законную силу путем перечисления ИП Березникову Дмитрию Алексеевичу 28 238 270 руб. 37 коп. по предоставленным им банковским реквизитам;
датой исполнения обязательства по выплате компенсации считается дата списания денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации (органа федерального казначейства) Департамента городского имущества города Москвы;
4) ИП Березников Дмитрий Алексеевич обязан освободить нежилое помещение от своего имущества и имущества третьих лиц в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня получения компенсации;
в случае нарушения ИП Березниковым Дмитрием Алексеевичем указанного срока предоставить право принудительно освободить изымаемое нежилое помещение Департаменту городского имущества города Москвы или уполномоченному им исполнительному органу города Москвы либо подрядной организации, которые не несут ответственности за оставленное в нежилом помещение имущество ИП Березникова Дмитрия Алексеевича или третьих лиц.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ИП Березникова Дмитрия Алексеевича на нежилое помещение площадью 247,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006036:1862 по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 92, корп. 2, - для погашения ограничений (обременений) в ЕГРН в отношении указанного помещения, для государственной регистрации права собственности города Москвы на указанное нежилое помещение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 31.08.2022, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят указанное решение отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ИП Березников Дмитрий Алексеевич является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:1862 площадью 247, 8 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 92, корп. 2. Данное обстоятельство следует из свидетельства о государственной регистрации права от 27.06.2014 серии 77-АР N 446915.
Департаментом городского имущества города Москвы 13.04.2021 издано распоряжение N 15286 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", согласно которому у собственника изымается указанное нежилое помещение на основании ст. 7.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Согласно отчету об оценке от 03.06.2021 N П1502-21, составленному ООО "Оценка и Консалтинг", размер компенсации за изымаемое имущество составляет 16 597 000 руб., из которых 16 192 000 руб. - рыночная стоимость имущества, 405 000 руб. - убытки, причиненные его изъятием.
Письмом от 06.07.2021 N ДГИ-И-45809/21 в адрес ИП Березникова Д.А. Департаментом направлены проект соглашения об изъятии для государственных нужд нежилого помещения в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, и отчет об оценке от 03.06.2021 N П1502-21.
Соглашение собственником подписано с протоколом разногласий, в котором компенсация за изымаемое имущество указана в размере 39 190 634 руб. (без учета НДС), определенном отчетном об оценке от 22.09.2021 N ОО9/1, составленным ООО "Оценка от альфы до омеги".
Требования Департамента основаны на Законе Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Законе города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве".
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 устанавливает, что органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве утверждают программу реновации жилищного фонда в городе Москве, а ст. 7.4 предусматривает, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона города Москвы от 17.05.2017 N 14 собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП утверждена Программа реновации жилищного фонда в городе Москве, а постановлением от 23.12.2015 N 941-ПП Правительство Москвы утвердило Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (приложение 4).
Порядок устанавливает, что Департамент градостроительной политики города Москвы направляет в Департамент городского имущества города Москвы обращение (уведомление) о готовности к переселению многоквартирного дома по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве. Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня получения указанного обращения (уведомления) направляет запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а в течение 14-ти рабочих дней со дня поступления обращения (уведомления) осуществляет подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (решение об изъятии нежилых помещений). В срок не позднее 10-ти календарных дней со дня принятия решения об изъятии нежилых помещений Департамент городского имущества города Москвы обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования решения об изъятии земельных участков, решения об изъятии нежилых помещений; информирует собственников изымаемых нежилых помещений путем направления уведомлений и копии решения об изъятии нежилых помещений почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на нежилые помещения, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если собственник изымаемых нежилых помещений сообщил для связи адрес электронной почты, копия уведомления и решения об изъятии нежилых помещений также направляется по адресу электронной почты); направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр; обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых и (или) предоставляемых нежилых помещений в случае принятия решения о предоставлении нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, взамен изымаемых, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений, с приложением необходимых документов и информации, перечень и сроки предоставления которых определяются совместным правовым актом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
Департамент экономической политики и развития города Москвы в срок не позднее 24-х рабочих дней со дня получения документов и информации от Департамента городского имущества города Москвы организует проведение независимой оценки рыночной стоимости изымаемых и (или) предоставляемых нежилых помещений, а также определение убытков, причиненных изъятием нежилых помещений, и обеспечивает направление отчетов об оценке объектов оценки в Департамент городского имущества города Москвы, который в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня получения от Департамента экономической политики и развития города Москвы отчетов об оценке объектов оценки обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания.
В соответствии с п. 6 Порядка соглашение об изъятии заключается в письменной форме между собственником изымаемого нежилого помещения и Департаментом городского имущества города Москвы и содержит:
- наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии;
- сведения об изымаемых нежилых помещениях, в том числе кадастровые номера нежилых помещений, подлежащих изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а при отсутствии условных номеров иное описание нежилых помещений;
- цель изъятия нежилых помещений;
- реквизиты решения об изъятии;
- права на нежилые помещения, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии;
- срок передачи изымаемых нежилых помещений;
- размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые нежилые помещения в денежной форме и (или) сведения о нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставляемых взамен изымаемых, содержащие в том числе кадастровые номера нежилых помещений, подлежащих предоставлению, их адрес или описание местоположения.
Пункт 7 Порядка устанавливает, что возмещение за изымаемые нежилые помещения осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в денежной форме на основании отчетов об оценке объектов оценки и (или) путем предоставления нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, взамен изымаемых (при наличии таких нежилых помещений в собственности города Москвы и возможности их предоставления), стоимость которых определяется на основании отчетов об оценке объектов оценки и не превышает стоимость изымаемых нежилых помещений (равноценные нежилые помещения).
Согласно п. 8 Порядка переход права собственности на изымаемые нежилые помещения к субъекту Российской Федерации - городу Москве в лице Департамента городского имущества города Москвы подлежит государственной регистрации, обеспечиваемой Департаментом городского имущества города Москвы на основании подписанного соглашения об изъятии и документов, подтверждающих выплату возмещения в денежной форме и (или) предоставление взамен изымаемых нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы.
Судом установлено, что на основании Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Закона города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" и постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 13.04.2021 N 15286 об изъятии у ИП Березникова Дмитрия Алексеевича для государственных нужд города Москвы нежилого помещения площадью 247,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0006036:1862 по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 92, корп. 2; в адрес собственника Департаментом направлен проект соглашения об изъятии, которое собственником в срок, установленный п. 9 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, утв. постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП, на указанных в соглашении условиях не подписано.
Департамент имущества города Москвы, таким образом, в полном соответствии с п. 9 Порядка обратился в суд, поскольку по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником соглашение на указанных в нем условиях не подписано.
В разделе VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2014), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, разъяснено, что при изъятии земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка; если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. При этом в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В связи с тем, что собственник нежилого помещения не согласился со стоимостью помещения, указанной в отчете об оценке от 03.06.2021 N П1502-21, определением от 18.02.2022 судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Заключением эксперта установлено, что размер возмещения за изымаемое нежилое помещение по состоянию на 28.04.2022 составляет 28 238 270 руб. 37 коп. (без учета НДС), в том числе рыночная стоимость помещения - 25 400 713 руб. 47 коп., убытки, причиненные изъятием помещения, - 2 185 298 руб. 64 коп.
При таких обстоятельствах, с учетом представленного экспертного заключения, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования об установлении рыночной стоимости изымаемых для государственных нужд помещений.
Как правильно указал суд первой инстанции, оснований для удовлетворения иска ИП Березникова Д.А. не имеется, поскольку ст. 446 ГК РФ предусматривает, что на рассмотрение суда передаются разногласия, возникшие при заключении договора, на основании ст. 445 Кодекса или по соглашению сторон.
Статья 445 ГК РФ предусматривает передачу на рассмотрение суда разногласий в случае, когда в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, которой направлена оферта (проект договора), либо для стороны, направившей оферту (проект договора).
В данном случае заключение соглашения об изъятии не является обязательным ни для собственника, ни для Департамента, поскольку в случае неподписания собственником проекта соглашения на указанных в нем условиях Департамент вправе обратиться в суд с требованием не о понуждении к заключению соглашения, а об изъятии.
В суде апелляционной инстанции Департамент просил назначить повторную экспертизу, поставив перед экспертами вопросы аналогичные вопросам при проведении экспертизы в суде первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
Между тем, из материалов дела усматривается, что экспертное заключение по данному делу исчерпывающе полно содержит ответы на поставленные перед экспертом вопросы, таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 87 АПК РФ отсутствуют основания для назначения повторной экспертизы.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2022 по делу N А40-223011/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223011/2021
Истец: Березников Дмитрий Алексеевич
Ответчик: Березников Дмитрий Алексеевич, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, АНО "Исследовательсктй центр судебной экспертизы Анализ"