город Москва |
|
17 ноября 2022 г. |
дело N А40-128385/22 |
Резолютивная часть постановления от 15.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 17.11.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Регионтеплоресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-128385/22
по заявлению ООО "Регионтеплоресурс"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо - Департамент цен и тарифов Магаданской области
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Иванова У.В. по доверенности от 22.02.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Регионтеплоресурс" требований о признании незаконным решения антимонопольного органа от 17.05.2022 N СП/47771/22 в части разногласий по ст. ст. 1 - 9, 11, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент цен и тарифов Магаданской области.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции.
Представители общества и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от антимонопольного органа и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые приобщены судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2021 N 41-1/э установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Регионтеплоресурс" на 2022-2026 годы.
Между ООО "Регионтеплоресурс" и Органом регулирования возникли разногласия в части величины отпуска тепловой энергии из тепловой сети (полезного отпуска) и необходимой валовой выручки, принятыми Органом регулирования при установлении тарифов на 2022 год в размере соответственно 30.061, 89 Гкал и 119.270, 20 тыс. руб. (протокол заседания Правления Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2021 N 37-П).
Заявитель, считая экономически обоснованной величину НВВ в размере 347.972, 15 руб. в порядке Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 обратился в антимонопольный орган с заявлением о рассмотрении разногласий по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
ООО "Регионтеплоресурс" просил признать экономически обоснованными величины отпуска тепловой энергии (п.п. 1 - 3) и расходы по следующим статьям (п.п. 4 - 11), подлежащим учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на 2022 год.
В материалы дела представлена таблица.
Величина разногласий, заявленных ООО "Регионтеплоресурс" в ФАС России, по величине полезного отпуска тепловой энергии составляла 3.418, 98 Гкал и по НВВ соответственно 228.701, 95 руб.
Завышение величины полезного отпуска тепловой энергии и одновременно занижение необходимой валовой выручки (НВВ), принимаемых органом регулирования при установлении тарифов, привело в итоге к установлению для предприятия тарифов, не обеспечивающих осуществление последним регулируемой деятельности, отвечающей требованиям действующего законодательства, что противоречит принципам правового регулирования ценообразования в сфере теплоснабжения.
По результатам рассмотрения заявления о разногласиях, Комиссия ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжения N 2, утвержденная приказом ФАС России от 22.08.2018 N 1178/18 принято решение от 17.05.2022 N СП/47771/22 об отказе в удовлетворении требований ООО "Регионтеплоресурс".
Решение ФАС России от 17.05.2022 N СП/47771/22, по мнению заявителя, противоречит действующему законодательству и нарушает прав и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Решение ФАС России принято по итогам рассмотрения в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533, разногласий между Департаментом цен и тарифов Магаданской области и ООО "Регионтеплоресурс", возникших в связи с принятием Департаментом приказа от 20.12.2021 N 41-1/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Регионтеплоресурс" на 2022-2026 годы.
Приказом Департамента N 41-1/э величина необходимой валовой выручки для ООО "Регионтеплоресурс" на 2022 год установлена в размере 119.270, 20 руб. Общество в заявлении, поданном в ФАС России, указывало на необходимость установления НВВ в размере 347.972, 15 руб., просил признать экономически обоснованными и подлежащими учёту в составе НВВ при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на 2022 год, расходы по ряду статей затрат.
Решением ФАС России, ООО "Регионтеплоресурс" отказано в удовлетворении требований в полном объёме.
В соответствии с п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, тарифы устанавливаются на основании НВВ, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования, определённого в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объёмах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объём полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учётом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчётный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
На необходимость учёта при установлении регулируемых цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги в сфере теплоснабжения схемы теплоснабжения указано и в п. 12 Основ ценообразования N 1075, а также в п. 8 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
В соответствии с п. 38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154, не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения.
Антимонопольным органом установлено в рамках рассмотрения разногласий между Департаментом и ООО "Регионтеплоресурс", орган регулирования при определении величины по статье "Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)" руководствовался представленной Администрацией Ягоднинского городского округа в ответ на запрос Департамента от 07.07.2021 N 1305/04-4 схемой теплоснабжения муниципального образования "Ягоднинский городской округ" на период до 2040 года (актуализация на 2022 год), утверждённой постановлением Администрации Ягоднинского городского округа от 20.07.2021 N 373, в соответствии с которой данный показатель составляет 30.061, 89 Гкал. ъ
ООО "Регионтеплоресурс", в свою очередь, указывало на необходимость определения полезного отпуска в размере 26.642,91 Гкал в соответствии с ранее утверждённой постановлением Администрации Ягоднинского городского округа от 06.12.2019 N 740 "Об актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования "Поселок Оротукан" Ягоднинского района Магаданской области до 2028 года" схемой теплоснабжения.
Согласно позиции регулируемой организации, представленной в рамках рассмотрения досудебного спора, а также позиции, содержащейся в рассматриваемом в рамках настоящего дела заявлении, у Департамента отсутствовали основания для применения указанной схемы теплоснабжения, поскольку постановление N 373 не опубликовано надлежащим образом.
Вместе с тем, обществом не учтено, что актуализированная схема теплоснабжения утверждается нормативным правовым актом муниципального образования, который, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть признан недействующим по решению суда или признан утратившим силу соответствующим должностным лицом (органом), принявшим данный акт.
В данном случае, как на момент рассмотрения разногласий, так и на момент определения НВВ общества, Департаментом, Постановление N 373, которым была утверждена схема теплоснабжения, не признано незаконным в установленном законом порядке и являлось действующим, в связи с чем оснований не применять вопреки положениям пункта 22 Основ ценообразования N 1075 актуализированную схему теплоснабжения у Департамента не имелось.
Представленная в материалы дела копия решения Ягоднинского районного суда от 12.06.2022 по делу N 2а-95/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ягоднинского района к Администрации Ягоднинского городского округа о признании незаконным Постановления N 373, в рамках которого в соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление признано Администрацией Ягоднинского городского округа, не свидетельствует о недействительности Решения ФАС России.
По смыслу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемого ненормативного правового акта административного органа проверяется на момент его принятия с учётом документов и материалов, которые были положены в основу оспариваемого акта.
Не являвшиеся же предметом оценки со стороны государственного органа документы, полученные после принятия ненормативного правового акта, также не могут быть предметом оценки и в ходе рассмотрения дела об оспаривании правового акта, поскольку подобного рода документы не отвечают принципам относимости и допустимости.
Согласно п. 8 Методических указаний N 760-э объём полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, определяется как объём отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды. Соответственно, объём тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, является составной величиной.
Экономически обоснованная величина по статье затрат "Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии" определяется расчётным путём, исходя из величины полезного отпуска потребителям, неоспариваемой величины потерь при транспортировке тепловой энергии, а также фактических долей по выработке тепловой энергии на угольной и электрокотельной за последний отчётный период.
ООО "Регионтеплоресурс" в обоснование заявленных требований указывает на необходимость учёта величины отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии на угле, в размере 29.637,08 Гкал, на электробойлерных - 8.404,09 Гкал с учётом полезного отпуска в размере 26.642,91 Гкал, величины потерь тепловой энергии в размере 10.967,6 Гкал (не оспаривается), расхода тепловой энергии на хозяйственные нужды - 2.031,44 Гкал, что соответствует величинам, отражённым в схеме теплоснабжения, утверждённой постановлением N 740.
Принимая во внимание расчётный характер объёма тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии, а также, что величина полезного отпуска тепловой энергии, в непосредственной зависимости от которой он зависит, правомерно определена Департаментом в соответствии со схемой теплоснабжения, утверждённой постановлением N 373, оснований для учёта величин, отражённых в схеме теплоснабжения, утвержденной постановлением N 740, вопреки доводам ООО "Регионтеплоресурс", у Департамента не имелось, в связи с чем антимонопольный орган, с учётом отказа в удовлетворении требований общества по статье "Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)" обоснованно оставила без удовлетворения требования и по данным статьям разногласий.
ООО "Регионтеплоресурс" в рамках рассмотрения досудебного спора указано на необходимость учёта расходов по данным статьям затрат в размере 49.496, 03 руб. и 60.588, 11 руб. соответственно.
Органом регулирования расходы по данным статьям были учтены в размере 53.995, 47 тыс. руб. и 65.813, 67 тыс. руб.
Согласно п. 34 Основ ценообразования N 1075 расходы регулируемой организации на топливо (как на электроэнергию, так и уголь) определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; плановая (расчетная) цена на топливо с учётом затрат на его доставку и хранение; расчётный объём отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии. Соответственно, одной из составляющих расходов на топливо (уголь) является расчётный объём полезного отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, что с учётом отказа в удовлетворении требований ООО "Регионтеплоресурс" по статьям разногласий "Отпуск тепловой энергии из тепловой сети (полезный отпуск)", "Отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источников тепловой энергии (на угле и электробойлерные)" явилось основанием и для отказа в удовлетворении требований общества по статьям затрат "Расходы на топливо (уголь)" и "Электроэнергия на производственные нужды".
ООО "Регионтеплоресурс" в рамках досудебного спора указывало на то, что экономически обоснованными и подлежащими учёту в НВВ на 2022 год по статье затрат "Оплата труда" являются расходы в размере 81.883, 36 руб., исходя из среднесписочной численности 49,45 чел. (не оспаривалась) и среднемесячной заработной платы в размере 137.273, 88 руб./чел./мес.
Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 48.065,38 руб., исходя из среднесписочной численности 49,45 чел. и среднемесячной заработной платы в размере 80.281, 01 руб./чел./мес.
Таким образом, суть разногласий состояла в размере среднемесячной заработной платы на работника.
Согласно п. 42 Основ ценообразования N 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями N 760-э размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключённым соответствующими организациями, и фактическому объёму фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
ООО "Регионтеплоресурс" указывает на необходимость при определении среднемесячной заработной платы учитывать также и коэффициент для доведения оплаты труда до рыночных условий в размере 1,78 в целях установления среднемесячной заработной платы не ниже среднемесячной заработной платы по региону.
В обоснование позиции общество ссылается на то, что ООО "Регионтеплоресурс", как следует из Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для сотрудников ООО "Регионтеплоресурс", применяет Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации от 16.03.2017, согласно п. 2 Приложения 3 к которому при определении обоснованных расходов на оплату труда необходимо руководствоваться методикой, содержащейся в таблице 1 данного Приложения, которая, в свою очередь, соответствует методике, содержащейся в Методических указаниях N 760-э.
По мнению общества, указание в строке 4.3 Приложения 4.9 Методических указаний N 760-э возможности учёта при расчете расходов на оплату труда показателя "Прочее" предопределяет возможность регулируемой организации учитывать в составе расходов на оплату труда все иные законные выплаты, не обозначенные по другим строкам в Приложении 4.9 Методических указаний N 760-э.
Вместе с тем возможность учёта коэффициента для доведения оплаты труда до рыночных условий не предусмотрена Основами ценообразования N 1075, положения Методических указаний N 760-э, вопреки позиции общества, также не свидетельствуют о допустимости учёта подобного показателя.
С учётом отказа в удовлетворении требований по статье затрат "Оплата труда" обществу отказано и в удовлетворении требований по статьям затрат "Отчисления на социальные нужды" и "Прибыль на прочие цели (предпринимательская прибыль)", поскольку расходы по данным статьям затрат являются производными от расходов регулируемой организации на оплату труда.
Относительно исключения из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученных в предыдущий период регулирования экономически необоснованных доходов регулируемой организации в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования N 1075.
Согласно п. 9 Основ ценообразования N 1075 органы регулирования исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 23.12.2019 N 897-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат по поставке и перевозке топливно-энергетических ресурсов при оказании услуг теплоснабжения потребителям (населению) по регулируемым тарифам на территории Магаданской области", в 2020 году ООО "Регионтеплоресурс" выделено 70.000 руб. в целях возмещения затрат по приобретению и перевозке топливно-энергетических ресурсов.
Пунктом 1.4. Порядка N 897-пп предусмотрено, что субсидия предоставляется получателю субсидии в целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения и надежного функционирования объектов энергетики, жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в течение отопительного сезона 2019-2020, поддержания нормативного запаса топлива тепловых электростанций и котельных в населенных пунктах городских округов Магаданской области для возмещения затрат по приобретению и перевозке топливно-энергетических ресурсов, фактически возникших при оказании услуг теплоснабжения потребителям (населению) по регулируемым тарифам в городских округах Магаданской области.
ФАС России в рамках рассмотрения спора установлено, что в тарифе ООО "Регионтеплоресурс" на 2020 год на приобретение энергоресурсов на выработку теплоэнергии с учетом доставки учтено 157.546, 64 руб. (стр. 29, 31 Экспертного заключения по результатам проведения экспертизы предложения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей на 2020 год), фактические расходы составили 107.015, 20 руб. (приложение N 14 к заявлению ООО "Регионтеплоресурс" о разногласиях).
Соответственно, обществом одновременно получено возмещение расходов, учтенных в тарифе на тепловую энергию на 2020 год на приобретение и доставку угля и поставку электроэнергии, из товарной выручки и полученных субсидий в рамках Порядка N 897-пп сверх потребности.
В связи с изложенным, исключение Департаментом из НВВ общества экономически необоснованных доходов в размере 70.000 тыс. руб. обоснованным.
Обоснование необходимости учёта указанных доходов общества в НВВ, приведённое в заявлении, рассматриваемом в рамках настоящего дела, является несостоятельным.
Само по себе соответствие ООО "Регионтеплоресурс" критериям, определённым в Порядке N 897-пп для получения субсидий, не свидетельствует о необходимости учёта соответствующих денежных средств в НВВ общества.
С учётом того, что обеспечение бесперебойного теплоснабжения и надёжного функционирования объектов энергетики относится непосредственно к регулируемому виду деятельности, субсидия, выделяемая для достижения соответствующих целей, является, по сути, доходом от регулируемого вида деятельности.
Статья разногласий "Корректировка необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемая в (i-l)-M году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-M году, определяемая в соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 760-э".
По мнению общества, экономически обоснованными и подлежащими учёту в НВВ на тепловую энергию на 2022 год являются расходы в размере 61.919, 38 руб. Органом регулирования расходы приняты в размере (-30.222, 19) руб.
В заявлении ООО "Регионтеплоресурс", поданном в антимонопольный орган, указано, что разногласия к расчету Департамента по величине выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в 2020 году (TBi-2) у общества отсутствуют (учтено органом регулирования 131.224, 78 руб.).
Фактическая же величина необходимой валовой выручки в 2020 году (nDD'-2)5 по мнению общества, должна составить 187.231, 02 руб., Департаментом принято 103.888, 73 руб.
Пунктом 55 Методических указаний N 760-э предусмотрено, что НВВ, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 29-31 Основ ценообразования N 1075. Разногласия между Департаментом и регулируемой организацией возникли по такому показателю как величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-fl год, тыс. руб. (учтено органом регулирования - 83.342, 29 руб., общество считало необходимым учесть 0,0 тыс. руб.).
С учетом же индексов потребительских цен, определенных на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на 2021 и 2022 годы (1,06 и 1,043 соответственно), итоговое исключение составило 92.141, 57 руб.
Необходимо отметить, что спорная величина является расчетной и определяется органом регулирования по формуле, содержащейся в п. 42 Методических указаний N 760-э.
Согласно Экспертному заключению по результатам проведения экспертизы предложения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Регионтеплоресурс" на 2020 год (стр. 36, 37) при расчете НВВ на 2020 год Департаментом показатель ДРез<-2 учтён в размере - 83.342,29 тыс. руб. Данный показатель, обществом в установленном порядке, не оспорен, данная корректировка не заявлена ООО "Регионтеплоресурс" при подаче заявления в Департамент об установлении тарифов, в связи с чем оснований для удовлетворения требований по данной статье затрат у ФАС России не имелось.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-128385/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128385/2022
Истец: ООО "РЕГИОНТЕПЛОРЕСУРС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕН И ТАРИФОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ