г. Хабаровск |
|
21 ноября 2022 г. |
А04-5055/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Козловой Т.Д.
без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле,
в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс-М"
на решение от 22.09.2022 (резолютивная часть от 30.08.2022)
по делу N А04-5055/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс-М"
о взыскании 176 811,05 руб.,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ПАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комплекс-М" (ОГРН 1182801000282, ИНН 2801237950, далее - ООО "УК "Комплекс-М") основного долга по договору энергоснабжения от 01.11.2018 N БЛООЭ0000144 за потребленную электрическую энергию в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД) за период с 01.06.2019 по 31.05.2020 и за период с 01.06.2020 по 31.05.2021, отраженную в счете за май 2022 года, в размере 176 811,05 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 22.09.2022 (резолютивная часть от 30.08.2022) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Комплекс-М" просит решение от 22.09.2022 (резолютивная часть от 30.08.2022) отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в размере 141 458,55 руб.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что сумма исковых требований должна быть уменьшена на остаток отрицательного ОДН предыдущих периодов, который составляет - 8729,00 кВтч, на сумму 35 352,45 руб. Обращает внимание на то, что в адрес ООО "УК "Комплекс-М" от ПАО "ДЭК" не поступали счета-фактуры на оплату разницы между общедомовым и индивидуальным потреблением образующий сверхнормативное потребление электроэнергии на СОИ. Ссылается на то, что за период с июня 2019 года по март 2022 года ПАО "ДЭК" не осуществлялась проверка достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных приборов учета в жилых и нежилых помещениях. Также ссылается на то, что ООО "УК "Комплекс-М" в 2020 году, не получив сведения (счета-фактуры, претензии, информационные письма) о сверхнормативном потреблении в МКД, имел право считать, что объем коммунального ресурса, потребляемый на общедомовые нужды, не превышает утвержденный норматив, тем самым не нарушил условия договора. По мнению заявителя жалобы, ПАО "ДЭК" производятся расчеты, не имея данных позволяющих это сделать, а именно данные всех жилых и нежилых помещений осуществляющих потребления электроэнергии. Указывает, что измерительный комплекс признан не пригодным для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию, собственники и наниматели не передают показания индивидуальных приборов учета, что приводит к образованию мнимого сверхнормативного потребления по факту, являющегося электроэнергией потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД, подлежащей оплате собственниками в МКД. Полагает, что в связи с тем, что нет документов (актов проверки) с момента ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, подтверждающих исправность коэффициента трансформации трансформаторов тока, показания общедомового прибора учета не могут учитываться при учете потребления электроэнергии в МКД, расчеты осуществляются исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества. При этом ссылается на то, что у ПАО "ДЭК" не было законных оснований применять повышающий коэффициент, так как ООО "УК "Комплекс-М" не нарушал постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии". Указывает на то, что поскольку телекоммуникационное оборудование размещено в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников МКД, что свидетельствует об осуществлении использования имущества собственников дома, то для заключения договора необходимо было решение общего собрания собственников жилых помещений. Заявитель отмечает, что ООО "УК "Комплекс-М" не имеет своих экономических интересов, действуя в интересах, по поручению и за счет собственников помещений МКД, предпринимал все зависящие от него меры по энергосбережению в МКД, установлены энергосберегающие светодиодные светильники, в том числе уличное освещение в количестве 27 шт. (домофоное оборудование) подвальных помещений нет, чердаки не освещаются, иные приборы потребления электрической энергии отсутствуют, следовательно, требование ПАО "ДЭК" об оплате сверхнормативного потребления электроэнергии неправомерно.
ПАО "ДЭК" в отзыве на жалобу просит решение суда от 22.09.2022 (резолютивная часть от 30.08.2022) оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 47, 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что между ПАО "ДЭК" (РСО) и ООО "УК "Комплекс-М" (покупатель) 01.11.2018 заключен договор энергоснабжения N БЛООЭ0000144.
Согласно пункту 1.1 договора РСО обязуется обеспечить продажу коммунального ресурса - электрической энергии - и предоставление услуг по ее передаче через присоединенную электрическую сеть сетевой организации, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемый по договору коммунальный ресурс, а также соблюдать установленный режим его потребления, обеспечивать исправность и безопасность эксплуатации энергопринимающих устройств и оборудования.
Из пункта 1.2 договора следует, что покупателем приобретается электрическая энергия в целях содержания общего имущества МКД.
Перечень МКД, находящихся в управлении покупателя, в соответствии с решением органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, указан в приложении N 1.
Разделами 2, 3 договора определены права и обязанности сторон.
В силу пункта 3.1.4 договора покупатель обязан производить оплату поставляемой электрической энергии в МКД, находящиеся в управлении у покупателя, в соответствии с условиями договора.
Порядок определения объемов поставляемой электрической энергии согласован сторонами в разделе 4.
В соответствии с пунктом 5.6 договора расчетным периодом по договору является один календарный месяц (с 01 по последнее число каждого месяца).
Покупатель оплачивает потребленный объем электрической энергии до 20 месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 5.7 договора).
Пунктом 8.2 договора предусмотрено, что предложение об изменении, расторжении договора, а также о заключении нового договора может быть заявлено стороной договора не менее чем за тридцать дней до предлагаемой даты изменения, расторжения или заключения нового договора.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, договор от 01.11.2018 N БЛООЭ0000144 сторонами подписан без возражений, а также не изменен, не признан в установленном порядке недействительным.
Также в договоре энергоснабжения указано, что электроэнергия приобретается в целях содержания общего имущества МКД.
Установлено, что ПАО "ДЭК" за период с 01.06.2019 по 31.05.2020 и с 01.06.2020 по 31.05.2021 поставило ООО "УК "Комплекс-М" электроэнергию на общую сумму 176 811,05 руб.
Однако, ООО "УК "Комплекс-М" обязательство по оплате коммунального ресурса не исполнило, в результате чего на стороне последнего за период с 01.06.2019 по 31.05.2020 и с 01.06.2020 по 31.05.2021 образовалась задолженность в размере 176 811,05 руб.
В связи с чем, ПАО "ДЭК" направило в адрес ООО "УК "Комплекс-М" претензию от 27.05.2022 N 38-04-05/1118 с требование оплаты образовавшейся задолженности, которая оставлена покупателем без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "ДЭК" в суд первой инстанции с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассматривая исковые требования, исходил из следующего.
как верно указано судом первой инстанции, исходя из толкования условий договора и возникших обязательственно-правовых отношений между сторонами, в силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правомерно квалифицирован как договор энергоснабжения, подлежащие регулированию §6 главы 30 названного Кодекса.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4, статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отношения по оказанию коммунальных услуг также регулируются нормами жилищного законодательства.
Так, в этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, на правоотношения ПАО "ДЭК" и ООО "УК "Комплекс-М" также распространяются положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
На основании частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил N 354 и Правил N 124, потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Установлено, что для реализации функций по ведению начислений и сбору денежных средств с собственных потребителей ООО "УК "Комплекс-М" (принципал) заключил с ПАО "ДЭК" (агент) агентский договор от 01.03.2019 N ДЭК-71-13/755, согласно которому принципал поручил, а агент принял на себя обязательства осуществлять от имени и за счет принципала действия по получению платы за коммунальный ресурс - электроэнергию, потребляемую при использовании общего имущества многоквартирного дома (далее ЖКУ), от собственников и пользователей жилых/нежилых помещений, включающие в себя комплекс работ по учету, начислению, приему платежей и взысканию задолженности с потребителей (коммунальных ресурсов), проживающих в многоквартирном жилищном фонде и владеющих (пользующихся) нежилыми помещениями в многоквартирном жилищном фонде, находящимся в управлении принципала (Приложение 1), в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, а также производить расчет объема коммунального ресурса - электроэнергии, потребленной при использовании общего имущества многоквартирного жилого дома, не подлежащего начислению собственникам и пользователям помещений в обслуживаемых принципалом многоквартирных домах.
Пунктом 2.1.1 договора предусмотрено, что агент принял на себя обязательство определять объем потребляемых энергоресурсов, предоставленных собственникам и пользователям жилых/нежилых помещений, в виде коммунального ресурса - электроэнергии, расходуемой в целях содержания общего имущества в обслуживаемых принципалом многоквартирных домах, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Размер платы потребителей за электроэнергию на СОИ при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется:
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (Приложение N 7) с проведением перерасчетов таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При определении платы за ЖКУ исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов и при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, агент по итогам года производит корректировку фактических начислений ЖКУ по данным ОДПУ, с отражением данной корректировки в платежных документах потребителей.
По итогам проведения корректировок начислений ЖКУ, при способе определения платы за ЖКУ, агент вносит изменения данных о среднемесячных объемах потребления ЖКУ на следующий год.
Объем ЖКУ не может превышать объема, определенного на основании нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда принципалом предоставлено решение собственников помещений МКД о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, с учетом превышения норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества.
В силу пункта 2.1.2 договора, агент принял на себя обязательство определять размер платы за ЖКУ, для собственников и пользователей жилых/нежилых помещений (далее - потребители) на основании сведений, полученных от принципала в соответствии с пунктом 2.3.2 договора, а также на основании самостоятельно полученных данных (в случае не предоставления сведений со стороны принципала).
Так, ООО "УК "Комплекс-М" для оплаты потребленной электрической энергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на содержание общего имущества МКД за период с 01.06.2019 по 31.05.2020 и за период с 01.06.2020 по 31.05.2021 предъявлен счет от 25.05.2022 N сн-1445/1 на сумму 176 811,05 руб.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установлено, что ООО "УК "Комплекс-М" является управляющей организацией в отношении МКД на территории г. Благовещенска, в том числе в отношении МКД по адресу г.Благовещенск ул.Зейская, д.190, что подтверждается Приложением N 3 к договору энергоснабжения и не опровергается ответчиком.
Также установлено, что гарантирующий поставщик осуществил поставку электрической энергии в МКД, технологически присоединенный к сетям ООО "АКС".
При этом, снятием показаний ОДПУ в МКД, включенным в договор энергоснабжения N БЛООЭ0000144 занимаются специалисты ООО "АКС".
ООО "АКС" ежемесячно снимает показания ОДПУ, формирует ведомость снятия показаний и направляет их в адрес ПАО "ДЭК".
Так, судом первой инстанции, при исследовании представленных в материалы дела ведомостей снятия показаний расчетных приборов учета, и произведенного ПАО "ДЭК" расчета объема электроэнергии, установлено, что последним объем энергии рассчитан с учетом полученных от ООО "АКС" показаний, которыми подтверждаются начальные и конечные показания ОДПУ, установленные в МКД.
В связи с чем, как верно указано судом первой инстанции, объем энергии, превышающий нормативный объем на СОИ и предъявленный ООО "УК "Комплекс-М" для оплаты сформирован ПАО "ДЭК" с учетом фактического объема энергии, в целом потребленного в МКД за год, расходом энергии в жилых и нежилых помещениях, а так же величиной ранее предъявленного нормативного объема.
В свою очередь, ООО "УК "Комплекс-М" иных данных относительно показаний ОДПУ, опровергающих расчет ПАО "ДЭК", в нарушении части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
В отношении довода ООО "УК "Комплекс-М" о том, что ОДПУ в МКД по ул. Зейская 190 непригодным к применению для коммерческих расчетов, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Установлено, что учет энергии в МКД по ул. Зейская 190 осуществляется посредством общедомового прибора учета марки РИМ 489,03 заводской номер 370062. ОДПУ допущен в эксплуатацию 21.07.2014 года, что подтверждается представленным ООО "УК "Комплекс-М" в материалы дела актом от 21.07.2014.
В дальнейшем измерительный комплекс проходил неоднократно проверки, в ходе которых подтверждалась пригодность ОДПУ для осуществления коммерческих расчетов: акт проверки N 358 от 05.03.2018, акт проверки N 690 от 16.08.2018, акт проверки N 4398/20 от 30.06.2020.
Однако, аргументируя довод о непригодности ОДПУ, ООО "УК "Комплекс-М" ссылается на акт проверки прибора учета N 194, составленный 26.05.2022.
Так, судом первой инстанции установлено, что по результатам проверки, проведенной представителями ПАО "ДЭК", сетевой организации и потребителя в мае 2022 года сделан вывод об истечении межповерочного интервала трансформатора тока во 2 квартале 2022 года и с момента истечения МПИ измерительный комплекс признан непригодным для коммерческих расчетов.
При этом, указанные акты составлены в присутствии представителя потребителя (УК), подписаны всеми участниками проверок без замечаний и возражений.
Акты проверки N 358 от 05.03.2018, N 690 от 16.08.2018, N 4398/20 от 30.06.2020 таких выводов не содержат.
В связи с чем, как верно указано судом первой инстанции, в спорный период: июнь 2019 года - май 2020 года и июнь 2020 года - май 2021 года отсутствуют доказательства, позволяющие сделать вывод о непригодности ОДПУ для коммерческого учета электрической энергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в определенные ПАО "ДЭК" ко взысканию периоды измерительный комплекс был пригоден для осуществления с потребителем расчетов за потребленную электроэнергию.
Также ООО "УК "Комплекс-М" оспаривало произведенный ПАО "ДЭК" расчет задолженности, ссылаясь на то обстоятельство, что последним производятся расчеты, в отсутствие необходимых данных всех жилых и нежилых помещений, осуществляющих потребление электроэнергии.
Установлено, что в МКД по ул. Зейская 190 располагаются 76 жилых помещений, два встроенных нежилых помещения и коммутационное оборудование Интернет-провайдеров.
Согласно актам проверки ОДПУ нежилые помещения подключены следующим образом:
- встроенное нежилое помещение, принадлежащее индивидуальному предпринимателю Смирнову подключенное до ОДПУ (оборудовано ИПУ, расход в данном помещении не влияет на формирование услуги на СОИ в МКД);
- встроенное нежилое помещение Мельникова А.А., переоборудованное из квартиры N 2 подключено через ОДПУ;
- коммутационное оборудование Интернет-провайдеров подключено от внутридомовых сетей МКД.
В расшифровках начисления по МКД за июнь 2020 года - май 2021 года и за июнь 2019 года - май 2020 года указан перечень жилых и нежилых помещений, потребление энергии в которых учтено при формировании объема энергии на ОДН для последующего распределения.
Все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ.
Вместе с тем, приборы учета, учитывающие потребление в жилых помещениях, установлены непосредственно в квартирах, доступ к ИПУ для снятия показаний затруднен.
Однако, ПАО "ДЭК" в спорные период предпринимались попытки получить показания ИПУ путем обходов жилых помещений с формированием Маршрутных листов, которые приобщены к материалам дела, а так же принимались показания ИПУ, которые потребители передавали самостоятельно путем заполнения соответствующей формы при оплате за электрическую энергию (через банк) или передавая показания ИПУ через личный кабинет либо на горячую линию ПАО "ДЭК".
Объемы энергии, учтенные ПАО "ДЭК" в жилых помещения, ООО "УК "Комплекс-М" не оспариваются.
В свою очередь, ООО "УК "Комплекс-М" возражало относительно применяемых гарантирующим поставщиком нормативных объемов и настаивает на применение фактических значений ИПУ, установленных в жилых помещениях.
Так, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "Комплекс-М" так же испытывают трудности с получение доступа в жилые помещения для контроля потребления энергии.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании подпункта "к(1))" пункта 33 Правил N 354 потребитель вправе при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Из пункта 38 Правил N 354 следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 59 указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 59(2) Правил в случае если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета составил меньше 3 месяцев (для отопления - менее 3 месяцев отопительного периода), то в случаях, указанных в пункте 59 Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
В связи с чем, суд первой инстанции, учитывая отказ собственников в предоставлении доступа в жилые помещения N N 7, 13, 14, 18, 51, 60, 76, а также принимая во внимание, что собственником нежилого помещения Хабаровой Е.А. данные по индивидуальному прибору не передавались, доступ в помещение ограничен, пришел к правомерному выводу о том, что объем оказанных услуг по подаче холодного водоснабжения и водоотведения в отношении потребителей, по которым отсутствуют данные об объемах, следует считать исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27.06.2019 N 303- ЭС18-24912 указал, что по смыслу пункта 44 Правил N 354 объем ресурса, потребленного на ОДН сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается управляющей организацией за счет своих средств.
В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам исполнителя; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы, и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате управляющей организацией этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386 указано, что положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном "0", в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Так, представленным ПАО "ДЭК" расчетом подтверждается, что последним учтен "отрицательный ОДН", сформированный в периоды, когда объем ИПУ превышал объем ОДПУ (февраль 2020 года).
На величину сформированного "отрицательного ОДН" был уменьшен ОДН в следующих, после месяца формирования отрицательного значения, месяцах.
Порядок перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме произведен в порядке, установленном часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Аналогичные положения также содержатся в письме Минстроя от 17.11.2017 N 50534-ОГ/04.
Расчет СОИ, подлежащей уплате управляющей компанией, произведен с учетом годового объема ОДПУ, ИПУ и предъявленного за год нормативного СОИ.
Так, судом первой инстанции произведенный ПАО "ДЭК" расчет начислений проверен и признан арифметически и методологически верным.
ООО "УК "Комплекс-М" контррасчет не представлен.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, что по мере получения показаний ИПУ стороны не лишены возможности в будущем периоде произвести корректировку и перерасчет объемов энергоресурса.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с ООО "УК "Комплекс-М" в пользу ПАО "ДЭК" задолженности за потребленную электрическую энергию в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на содержание общего имущества МКД за период с 01.06.2019 по 01.05.2020 и с 01.06.2020 по 31.05.2021 в размере 176 811,05 руб.
Доводы жалобы о том, что сумма исковых требований должна быть уменьшена на остаток отрицательного ОДН предыдущих периодов, составляет - 8729,00 кВтч, на сумму 35 352, 45 руб., отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку ПАО "ДЭК" учтен отрицательный ОДН, сформированный в периоды, когда объем ИПУ превышал объем ОДПУ (февраль 2020 года).
При этом, на величину сформированного отрицательного ОДН был уменьшен ОДН в следующих, после месяца формирования, отрицательного значения, месяцах.
Доводы жалобы о том, что в адрес ООО "УК "Комплекс-М" от ПАО "ДЭК" не поступали счета-фактуры на оплату разницы между общедомовым и индивидуальным потреблением образующий сверхнормативное потребление электроэнергии на СОИ, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку само по себе обстоятельство, что в адрес ООО "УК Комплекс-М" от ПАО "ДЭК" не поступали счета-фактуры на оплату разницы между общедомовым и индивидуальным потреблением образующей сверхнормативное потребление электроэнергии на СОИ, а были предъявлены к оплате только в мае 2022 года, как и о несвоевременности информирования о необходимости оплаты сами по себе факта оказания услуги энергоснабжения, потребленной при превышении нормативного объема энергии на ОДН не исключает, как и установленной законом обязанности заявителя жалобы произвести оплату потребленного коммунального ресурса, учитывая соблюдение истцом срока исковой давности.
Ссылки жалобы на то, что ООО "УК "Комплекс-М" в 2020 году, не получив сведения (счета-фактуры, претензии, информационные письма) о сверхнормативном потреблении в МКД, имел право считать, что объем коммунального ресурса, потребляемый на общедомовые нужды, не превышает утвержденный норматив, тем самым не нарушил условия договора, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку предъявление к оплате сверхнормативного потребленного коммунального ресурса за несколько периодов энергопотребления не противоречит действующему законодательству.
Следует также отметить, что по мере получения показаний ИПУ стороны не лишены возможности в будущем периоде произвести корректировку и перерасчет объемов энергоресурса.
Довод жалобы о том, что собственники и наниматели не передают показания индивидуальных приборов учета, что приводит к образованию мнимого сверхнормативного потребления по факту, являющегося электроэнергией потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД, подлежащей оплате собственников МКД, отклоняется судом апелляционной инстанции как не являющийся основанием для отказа в требованиях ресурсоснабжающей организации, поскольку сбор сведений в обязанности ПАО "ДЭК" не входит.
Доводы жалобы о том, что поскольку телекоммуникационное оборудование размещено в помещениях, относящихся к общему имуществу собственников МКД, что свидетельствует об осуществлении использования имущества собственников дома, то для заключения договора необходимо было решение общего собрания собственников жилых помещений, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не входят в круг доказывания в рамках возникшего спора.
Иные доводы, изложенные в жалобе, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, так как свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Следует также отметить, что несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в данном деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в рамках возникшего спора, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть возникший спор.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда от 22.09.2022 (резолютивная часть от 30.08.2022) и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на их заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.09.2022 (резолютивная часть от 30.08.2022) по делу N А04-5055/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5055/2022
Истец: ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" филиал "Амурэнергосбыт"
Ответчик: ООО УК "КОМПЛЕКС-М"