г. Челябинск |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А07-9050/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2022 по делу N А07-9050/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Быстрицкая О.Д. (доверенность N 70 от 07.12.2021, диплом);
Прокуратуры Республики Башкортостан - Смолина Е.В. (поручение, служебное удостоверение ТО N 300939);
Автономной некоммерческой организации Центр социальной адаптации "Сильное поколение - Урал" - Сухов А.Н. (руководитель, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.03.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - заявитель, ООО "Башэлектросбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Прокуратуре Кировского района города Уфы (далее - прокуратура района) и заместителю прокурора Кировского района города Уфы Кульчурину Р.Р. о признании недействительным представления от 20.01.2022 N 22/Предп3-22-20800004, вынесенного заместителем прокурора Кировского района города Уфы Кульчуриным Р.Р. (далее - прокурор).
Определениями суда первой инстанции от 01.04.2022 и от 23.06.2022 к участию в деле привлечены: в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации "Сильное поколение - Урал" (далее - АНО ЦСА "Сильное поколение - Уфа", организация); в качестве заинтересованного лица - Прокуратура Республики Башкортостан (далее - Прокуратура РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2022 (резолютивная часть решения объявлена 08.07.2022) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с таким решением, ООО "Башэлектросбыт" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает вывод органов прокуратуры о незаконности выставления обществом в отношении АНО ЦСА "Сильное поколение - Уфа" платы за поставленную электроэнергию по свободным (нерегулируемым) тарифам. Указывает на следующие обстоятельства: по заключенному с организацией договору энергоснабжения точкой поставки электроэнергии является нежилое помещение - здание школы, а в соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности организации является деятельность по уходу с обеспечением проживания, то есть, электроэнергия используется организацией в профессиональной деятельности, что исключает возможность применения к ней регулируемых тарифов, установленных для населения; перечень потребителей, приравненных к категории "население", которым электроэнергия поставляется по регулируемым тарифам, приведен в Приложении N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), и АНО ЦСА "Сильное поколение - Уфа" к таким потребителям не относится.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании представители Прокуратуры РБ и АНО ЦСА "Сильное поколение - Уфа" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представителем Прокуратуры РБ приведены доводы, изложенные в отзыве.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Башэлектросбыт" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020202770642 и осуществляет деятельность по поставке электрической энергии.
24.12.2020 между ООО "Башэлектросбыт" (гарантирующий поставщик) и АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 02098042294714, в соответствии с условиями которого, гарантирующий поставщик обязался осуществить продажу электрической энергии и мощности в точки поставки электрической энергии (мощности), определенные пунктом 1.2 договора (пункт 1.1 договора). Точи поставки электрической энергии (мощности) потребителя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в "Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон" или в "Акте об осуществлении технологического присоединения" (приложение N 7) между потребителем и сетевой организацией (пункт 1.2 договора). Электрическая энергия поставляется потребителю по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных гарантирующим поставщиком исходя из цен на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией (пункт 4.1 договора).
В соответствии с указанным договором осуществляется электроснабжение в том числе объекта муниципального нежилого фонда - здания школы, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Архангельский район, д. Сагитово, ул. Школьная, 48, переданного в аренду АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" на основании заключенного с Администрацией сельского поселения Краснокурстовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 13.11.2020 N 54.
Постановлением Администрации сельского поселения Краснокуртовский сельсовет Архангельского района Республики Башкортостан от 26.04.2021 N 11 изменено наименование указанного здания с "школа" на "здание для временного (круглосуточного) пребывания людей".
Дополнительными соглашениями от 08.11.2021 к договору аренды от 13.11.2020 N 54 определен вид разрешенного использования указанного объекта нежилого фонда - "Осуществление обслуживания социально незащищенных слоев населения, с обеспечением проживания".
23.12.2021 АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" обратилось в ООО "Башэлектросбыт" с заявлением о перезаключении договора поставки электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) по тарифу "население".
Ответным письмом от 23.12.2021 ООО "Башэлектросбыт" сообщило, что тарифы (цены) на электрическую энергию по договору энергоснабжения применяются ООО "ЭСКБ" согласно действующего законодательства.
По утверждению АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал", это лицо неоднократно обращалось с ходатайством к ООО "Башэлектросбыт" о внесении указанных изменений в договор электроснабжения, либо о заключении нового договора с установленным регулируемым тарифом "население", однако, положительного ответа не получило, в связи с чем обратилось с жалобой в Прокуратуру Республики Башкортостан.
На основании поступившей от АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" информации прокуратурой района проведена проверка соблюдения ООО "Башэлектросбыт" законодательства об электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. В ходе проверки получено сообщение Администрации сельского поселения Краснокуртовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 19.01.2022, из которого следует, что АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" используются помещения по указанному адресу в целях временного, круглосуточного пребывания людей, и электрическая энергия используется на коммунально-бытовые нужды.
По результатам проверки прокурором вынесено представление от 20.01.2022 N 22/Прдп3-22-20800004 об устранении нарушений требований законодательства об электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. В представлении указано, что обращение АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" ООО "Башэлектросбыт" надлежащим образом не рассмотрено с учетом всех обстоятельств осуществления деятельности некоммерческой организации по оказанию услуг круглосуточного проживания людей и использования электроэнергии на коммунально-бытовые нужды социально незащищенным слоям населения. Также отмечено наличие у АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" права на получение электроэнергии по регулируемым ценам и тарифам. В этой связи прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в том числе вернуться к рассмотрению заявления АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" и принять решение в соответствии с требованиями Основ ценообразования.
Посчитав указанное представление не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Башэлектросбыт" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положением пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района произведена проверка обращения АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал", содержащего сведения о нарушении ООО "Башэлектросбыт" требований законодательства в сфере электроснабжения. По результатам проверки в адрес товарищества выдано оспоренное представление.
Представление вынесено прокурором в пределах представленных ему полномочий в соответствии с Законом прокуратуре.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в соответствии со статьей 23 которого, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала. Используемые для расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению для населения и приравненных к нему категорий потребителей установленные цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) применяются для расчетов за электрическую энергию (мощность), поставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 3 статьи 24 этого же закона предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Пунктом 67 Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой.
В Приложении N 1 к Основам ценообразования определен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности). К таким потребителям в том числе отнесены:
- исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования;
- юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии;
- объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи);
- некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы и др.), приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Руководствуясь указанными нормативными положениями, суд первой инстанции обоснованно отметил, что одним из юридически значимых обстоятельств для целей применения регулируемых цен (тарифов) в отношении объемов потребления электрической энергии является использование такой энергии исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поскольку из материалов дела усматривается, что АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" является некоммерческой организацией, и находящийся в аренде этой организации спорный объект - здание по адресу: Республика Башкортостан, Архангельский район, д. Сагитово, ул. Школьная, 48, в соответствии с измененным назначением, используется исключительно в целях временного, круглосуточного пребывания людей, и электрическая энергия используется в этом здании на коммунально-бытовые нужды, суд первой инстанции правомерно согласился с позицией прокурора о наличии у АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" права получать электрическую энергию по регулируемым тарифам (ценам).
Возражения заявителя в этой части основаны на том обстоятельстве, что электроэнергия используется АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" для обеспечения осуществления основного вида деятельности этой организации - деятельность по уходу с обеспечением проживания, а сама организация не относится к лицам, прямо поименованным в перечне потребителей, приравненных к категории "население", которым электроэнергия поставляется по регулируемым тарифам, приведенном в Приложении N 1 к Основам ценообразования.
Однако, позиция заявителя в этой части представляется основанной на неверном толковании закона.
Как указано выше, основным критерием применения регулируемых цен (тарифов) в отношении объемов потребления электрической энергии является использование электрической энергии исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, что в настоящем случае подтверждено (применительно к спорному объекту электроснабжения АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" осуществляет некоммерческую деятельность, связанную с использованием электроэнергии исключительно для коммунально-бытовых нужд).
В оспоренном представлении прокурора обоснованно указано на то обстоятельство, что заявление АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" обществом надлежащим образом не рассмотрено, решение об отказе в изменении тарифа принято обществом в день получения этого обращения (23.12.2021) без установления поименованных выше значимых для рассмотрения этого вопроса обстоятельств.
В этой связи содержащееся в оспоренном представлении требование о рассмотрении обществом заявления АНО ЦСА "Сильное поколение - Урал" и принятии решения в соответствии с требованиями Основ ценообразования следует признать законным и обоснованным.
Соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.
Таким образом, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о несостоятельности требований заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. (платежным поручением от 09.08.2022 N 15324). На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации указанные денежные средства подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2022 по делу N А07-9050/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (ОГРН 1020202770642) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 09.08.2022 N 15324.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9050/2022
Истец: ООО ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ БАШКОРТОСТАНА
Ответчик: Зам. прокурора Кировского района города Уфы, Заместитель прокурора Республики Башкортостан
Третье лицо: АНО ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ "СИЛЬНОЕ ПОКОЛЕНИЕ-УРАЛ", прокуратура Республики Башкортостан, АНО ЦСА СИЛЬНОЕ ПОКОЛЕНИЕ- УРАЛ