г. Киров |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А28-3585/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Бычихиной С.А. и Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Булычева А.В., действующего на основании доверенности от 28.06.2022,
ответчика - Ефремовой С.В., действующей на основании доверенности от 16.12.2021 N 172/2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - акционерного общества "Куприт"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2022 по делу N А28-3585/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Центральный полигон" (ОГРН: 1174350018370, ИНН: 4345474633)
к акционерному обществу "Куприт" (ОГРН: 1024301305654, ИНН: 4346049110)
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центральный полигон" (далее - ООО "Центральный полигон", Оператор, Исполнитель, Истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области (далее - Суд) с иском (с учетом его уточнения) о взыскании с акционерного общества "Куприт"" (далее - АО "Куприт", Региональный оператор, Заказчик, Ответчик, Заявитель) 185 849 руб. 80 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (далее - Проценты), начисленных Истцом за период с 16.03.2022 по 31.03.2022 в связи с просрочкой оплаты Заказчиком услуг по размещению (далее - Услуги) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), оказанных Исполнителем в соответствии с заключенным сторонами договором от 01.01.2022 N 1/2022 (далее - Договор).
Решением Суда от 18.07.2022 (далее - Решение) иск ООО "Центральный полигон" удовлетворен.
Не согласившись с Решением, Ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт.
Доводы, приведенные Заявителем в обоснование Жалобы, сводятся к тому, что Услуги оказаны Исполнителем не в интересах Заказчика (не в целях размещения собственных ТКО последнего), а являются частью коммунальных услуг по обращению с ТКО, которые Региональный оператор, как исполнитель коммунальных услуг по обращению с ТКО, оказывает конечным потребителям. В связи с этим за просрочку оплаты Услуг Заказчиком должна начисляться предусмотренная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) пеня, размер которой при этом должен определяться с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" (далее - Постановление N 474), то есть исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года (9,5 % годовых).
Истец в отзыве на Жалобу просит оставить Решение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Наличие оснований для начисления Процентов Заявитель не оспаривает, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Согласно пункту 5.1 Договора в случае нарушения условий Договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате на сумму долга подлежат уплате проценты, размер которых определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установленная Банком России с 28.02.2022 ключевая ставка составила 20 % годовых, в связи с чем Истец рассчитал сумму Процентов исходя из данной ставки.
При этом пунктом 1 Постановления N 474 установлено, что до 01.01.2023 начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с ТКО, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27.02.2022 (на данную дату такая ставка составляла 9,5 % годовых).
Между тем, в соответствии с подпунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а также внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 90-дневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), названные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг. При этом под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В то же время правовое регулирование в области обращения с ТКО осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), данные Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
В силу пункта 35 Правил N 1156 по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение ТКО, а региональный оператор обязуется передавать ТКО такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО по регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 1156 региональный оператор оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.
Таким образом, субъектный состав лиц, участвующих в отношениях, которые регулируются ЖК РФ, и субъектный состав лиц, участвующих в отношениях, которые регулируются Законом, не совпадают.
Напротив, ЖК РФ и Правила N 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, собственниками и пользователями жилых домов), а Закон и Правила N 1156 регулируют самостоятельные отношения Регионального оператора и Оператора, которые, к тому же, не ограничены захоронением лишь тех ТКО, которые образуются в многоквартирных и жилых домах, поскольку Региональный оператор осуществляет сбор ТКО также и от иных объектов, не являющихся многоквартирными и жилыми домами, в связи с чем в отношении последних Региональный оператор не является исполнителем коммунальных услуг по смыслу соответствующих положений ЖК РФ и Правил N 354.
При этом специальные положения Закона и Правил N 1156 предусматривают иные сроки оплаты Региональным оператором оказанных Оператором Услуг, стоимость последних и ответственность за просрочку их оплаты нежели сроки внесения потребителями коммунальных услуг исполнителям этих услуг платы за данные услуги, стоимость последних, а также ответственность за просрочку внесения такой платы, которые установлены ЖК РФ и Правилами N 354.
В связи с этим доводы Заявителя о том, что Услуги Оператора являются частью коммунальных услуг по обращению с ТКО, которые Региональный оператор оказывает конечным потребителям, не могут быть приняты во внимание, а основания для применения к правоотношениям ООО "Центральный полигон" и АО "Куприт" положений части 14 статьи 155 ЖК РФ и Постановления N 474 отсутствуют.
В остальной части методику расчета суммы Процентов Заявитель не оспаривает.
Прочие доводы Жалобы не влияют на оценку правильности Решения.
Поэтому, изучив доводы Жалобы и отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия Договора, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.
Поскольку данное постановление принято не в пользу Ответчика, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные Заявителем в связи с уплатой государственной пошлины при подаче Жалобы, возлагаются на АО "Куприт".
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2022 по делу N А28-3585/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Куприт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-3585/2022
Истец: ООО "Центральный полигон"
Ответчик: АО "Куприт"