г. Москва |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А40-79987/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В. Бекетовой, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ГКУ НСО "УКСИС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2022 по делу N А40-79987/22 (93-592)
по заявлению ГКУ НСО "УКСИС" (ОГРН: 1125476138193, ИНН: 5406722503)
к ФАС России
третьи лица: 1) Администрация Ордынского района Новосибирской области,
2) АО "ТЭКТОРГ" (ОГРН: 1127747285368, ИНН: 7704824695)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Шарпатых Р.О. по дов. от 16.02.2022; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГКУ НСО "УКСИС" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России (далее - антимонопольный орган) от 14.03.2022 по делу N П-95/22 о результатах проведения проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решением суда от 30.08.2022 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, в действиях АО "ТЭК-торг" содержатся нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, решение ФАС России является незаконным.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ТЭК-торг" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Администрацией Ордынского района Новосибирской области (далее - Заказчик), ГКУ НСО "УКСис" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство берегоукрепительных сооружений Новосибирского водохранилища в районе села Красный Яр Ордынского района Новосибирской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000622000031) (далее - Аукцион).
По мнению заявителя при осуществлении закупки с номером извещения 0851200000622000031 со стороны оператора электронной площадки АО "ТЭК-Торг" были допущены нарушения части 13 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, пунктов 4, 5 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки".
По результатам рассмотрения обращения комиссия Федеральной антимонопольной службы вынесла Решение от 14.03.2022 по делу П-95/22 о признании доводов ГКУ НСО "УКСис" о нарушениях Оператора электронной площадки законодательства не нашедшим своего подтверждения.
Не согласившись с указанным решением, ГКУ НСО "УКСис" обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 для работ по строительству, реконструкции линейного объекта, реконструкции автомобильной дороги установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки вышеуказанному дополнительному требованию, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного подпунктом 2 пункта 8 Постановления N 2571:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1)о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2)об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а)несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б)нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
В соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, пунктом 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила) установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил, на предмет:
а)наличия информации и документов, предусмотренных Правилами;
б)наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 Правил) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил, цены такого договора (контракта);
г)соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.
Как указывает антимонопольный орган, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Оператором электронной площадки неправомерно направлена заявка Участника Заказчику, поскольку документы, представленные Участником в качестве подтверждения наличия опыта по дополнительным требованиям в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571, не соответствуют извещению о проведении Аукциона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2022 N ИЭА1 заявка Участника признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе на основании следующего: "п. 8 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ -выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки с идентификационным номером 1 в связи с предоставлением недостоверной информации в части своего соответствия дополнительным требованиям к участникам закупки, что не соответствует ч. 2 ст. 31, подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, п. 3.1 раздела "Требования к участникам" извещения об осуществлении закупки, п. 4.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее содержанию (приложение к извещению об осуществлении закупки)".
Из пояснений Оператора электронной площадки следует, что Участником 10.02.2022 подана заявка на аккредитацию в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571, с приложением следующих документов:
-копия муниципального контракта от 16.10.2017 N 92-2017/С на выполнение работ по строительству объекта "Строительство закрытой ливневой канализации с очистными сооружениями вдоль ул. Завертяева" в г. Омске (далее -Контракт);
-акты приемки выполненных работ по форме КС-2;
-разрешение на строительство от 24.12.2017 N 55-ru55301000-2930-2017;
-разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.08.2018 N 55-ш55301000-1945-2018.
Кроме того, в составе такой заявки приложена реестровая запись контракта, согласно которой, сведения, размещенные в ЕИС, отличаются от сведений, представленных в составе заявки Участника на аккредитацию.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что указанный перечень документов соответствует перечню документов, необходимых для представления Оператору электронной площадки при аккредитации в качестве подтверждения наличия опыта по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что при проверке, представленных документов Участника по дополнительному требованию, комиссией по осуществлению закупок Заказчика установлено, что Участником представлены недостоверные сведения в отношении срока Контракта.
Так, согласно сведениям ЕИС договор заключен 16.10.2015, при этом срок исполнения прекращен 31.12.2016, что является более поздней датой исполнения обязательств по контракту, чем дата, предусмотренная позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем, Оператором электронной площадки в соответствии с Законом о контрактной системе осуществляется проверка документов в соответствии с требованиями пункта 4 Правил, при этом Оператор электронной площадки не уполномочен на проверку достоверности представленных сведений участников закупки.
Проверка соответствия документов участника закупки требованиям Постановления N 2571 входит в исключительную компетенцию комиссии Заказчика в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки проверяет документы на соответствие Перечню, а не осуществляет оценку указанных документов на предмет соответствия участника закупки требованиям. Постановления Правительства N 99.
Оценку указанных документов на предмет соответствия участника закупки требованиям Постановления Правительства N 99 входит в исключительную компетенцию комиссии Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки не противоречат действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал, что оспариваемое решение ФАС России соответствует ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не моет нарушать права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку указанная совокупность оснований установлена не была, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению доводов, заявленных ГКУ НСО "УКСИС" в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.08.2022 по делу N А40-79987/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79987/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "ТЭК-ТОРГ"