21 ноября 2022 г. |
Дело N А83-10459/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 21.11.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Акватехноспорт" - Чешуина Е.А., представитель по доверенности от 31.01.2022 N 2;
от Совета министров Республики Крым - Тришкин Д.Ю., представитель по доверенности от 03.08.2022 N 1/01-58/4165,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2022 года по делу N А83-10459/2018,
по иску Администрации города Алушты Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Акватехноспорт",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Совета министров Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Алуштинского городского совета, Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
о взыскании задолженности по арендной плате и расторжении договора аренды;
по иску третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к Администрации города Алушты Республики Крым и обществу с ограниченной ответственностью "Акватехноспорт" о расторжении договора аренды, истребовании земельного участка и исключении записи о регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Алушты Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми требованиями (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Акватехноспорт" (далее - ответчик, Общество, ООО "Акватехноспорт"), согласно которым просит суд:
- взыскать с ООО "Акватехноспорт" задолженность по арендной плате за период с 05.02.2018 по 31.12.2018 в размере 64 825 227,20 рублей;
- расторгнуть договор аренды земли от 22.03.2010 заключенный между Алуштинским городским советом и ООО "Акватехноспорт" в отношении земельного участка с кадастровым номером 0110300000:01:009:0388 площадью 0,0780 га сроком на 49 лет для размещения пляжной зоны с оборудованием спасательного поста и строительства климатопавильона для оказания услуг отдыхающим и местным жителям, прошедший государственную регистрацию и зарегистрированный в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли N 7 Алуштинского городского совета, о чем сделана запись 30.08.2010 N 04100100101 Регистратором Алуштинского отдела Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра".
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее - МТУ Росимущества в РК и г. Севастополю) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми требованиями (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации города Алушты Республики Крым и ООО "Акватехноспорт", согласно которым просит суд:
- расторгнуть договор аренды земли от 22.03.2010 заключенный между Алуштинским городским советом и ООО "Аквтехноспорт" в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:15:010109:237, расположенный по адресу: г. Алушта, Профессорский уголок, между вторым пляжем ОАО "Пансионат "Море" и пляжем Алуштинской ассоциации судовладельцев, площадью 0,0780 га;
- истребовать земельный участок кадастровый номер 90:15:010109:237 расположенный по адресу: г. Алушта, Профессорский уголок, между вторым пляжем ОАО "Пансионат "Море" и пляжем Алуштинской ассоциации судовладельцев, площадью 0,0780 га, из чужого незаконного владения Администрации города Алушты Республики Крым;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок кадастровый номер 90:15:010109:237 за Администрацией города Алушты Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.09.2022 в удовлетворении исковых требований Администрации города Алушты Республики Крым отказано. Исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - МТУ Росимущества в РК и г. Севастополю оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация города Алушты Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Администрации города Алушты Республики Крым в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
11.11.2022 через систему "Мой Арбитр" от ООО "Аквтехноспорт" и Совета министров Республики Крым поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.03.2010 между Алуштинским городским советом (Арендодатель) и ООО "Акватехноспорт" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка сроком на 49 лет, с кадастровым номером 01 103 000 00: 01: 009: 0388, площадью 0,0780 га, для размещения пляжной зоны с оборудованием спасательного поста и строительства климатопавильона для оказания услуг отдыхающим и местным жителям.
Указанный договор прошел государственную регистрацию и зарегистрирован в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли N 7 Алуштинского городского совета, о чем сделана запись 30.08.2010 N 04100100101 Регистратором Алуштинского отдела Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра".
08.08.2016 в соответствии с порядком переоформления, между Администрацией города Алушты и ООО "Акватехноспорт" заключен договор аренды земельного участка площадью 780 кв. м, из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - туристическое обслуживание, общее пользование водными объектами, с кадастровым номером 90:15:010109:237, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, Профессорский уголок, между вторым пляжем ОАО "Пансионат Море" и пляжем Алуштинской ассоциации судовладельцев (далее - Договор).
Земельный участок передан по Акту приема-передачи 08.08.2016.
29.01.2018 Администрацией принято Постановление N 177 "Об установлении повышающего коэффициента в отношении ООО "Акватехноспорт", в соответствии с которым арендная плата за земельный участок кадастровый номер 90:15:010109:237 повышена в 1000 раз (далее - Постановление N 177).
В соответствии с пунктом 5.7. Договора от 08.08.2016 размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Республики Крым, муниципального образования городской округ Алушта, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, а также применяемых при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в Договор. Исчисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании Договора, начиная со дня вступления в силу нормативного акта, на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы и (или) отдельные коэффициенты. Перерасчет арендной платы арендатор производит самостоятельно после вступления в силу указанных правовых актов. Арендодатель оставляет за собой право направить Арендатору извещение о размере арендной платы на соответствующий период.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ и пункт 2 статьи 12 Законом Республики Крым N 66-ЗРК/2015 от 24.12.2014).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 13 Договора аренды от 22.03.2010 размер арендной платы пересматривается в случае изменения денежной оценки, повышения цен и тарифов. Изменения коэффициентов индексации. Перерасчет сумм аренной платы производится арендатором.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование исковых требований Администрация города Алушты ссылается на неуплату ООО "Акватехноспорт" арендной платы в полном объеме, в виду увеличения повышающего коэффициента в 1000 раз, согласно постановлению Администрации города Алушты N 177 от 29.01.2018 "Об установлении повышающего коэффициента в отношении ООО "Акватехноспорт".
Основанием применения повышающего коэффициента к ООО "Акватехноспорт", стало возможным в силу принятия Постановления Совета министров Республики Крым от 01.11.2017 N 571 "Об утверждении Порядка установления повышающих коэффициентов к размеру платы за пользование земельными участками и (или) объектами недвижимого имущества в зонах с особой архитектурно-планировочной организацией территории", так как земельный участок с кадастровым номером 90:1.5:010109:237, площадью 780 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, Профессорский уголок, между вторым пляжем ОАО "Пансионат "Море" и пляжем Алуштинской ассоциации судовладельцев, находится в границах зоны с особыми условиями использования территории - Зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории в границах городского округа Алушта с идентификационным реестровым номером 90.15.2.69.
Истцом в адрес ответчика было направлено предупреждение (претензия) от 15.05.2018 N 02-17-259/1 о необходимости исполнения обязательств по Договору аренды в разумный срок, однако ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения Администрации с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).
С целью установления нахождения спорного земельного участка с кадастровым номером 90:1.5:010109:237, в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, определением от 26.02.2021 Арбитражного суда Республики Крым по настоящему делу была назначена судебная экспертиза.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) Установить местоположение земельного участка с кадастровым номером 90:15:010109:237 относительно границ зоны с особой архитектурно - планировочной организацией территории, координаты характерных точек которой указаны в Приложениях N 1 и N 2 Постановления Совета Министров Республики Крым от 11.09.2017 N 454 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" в редакции, действующей в период с 29.01.2018 по 15.08.2018.
2) Входил ли земельный участок с кадастровым номером 90:15:010109:237 в зону с особыми архитектурными условиями, установленную в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым N 454 от 11.09.2017 на дату принятия Постановления Администрации г. Алушты N 177 от 29.01.2018 "Об установлении повышающего коэффициент в отношении ООО "Акватехноспорт"?
3) Входит ли земельный участок с кадастровым номером 90:15:010109:237 расположенный по адресу: г. Алушта, Профессорский уголок, между пляжем ОАО "Пансионат Море" и Алуштинской ассоциацией судовладельцев, на котором возведено здание климатопавильона площадью 1955,20 кв.м. кадастровый номер 90:15:010109:263, в зону санитарной охраны Черного моря, возможно ли его нахождение в данной зоне с учетом требований Водного кодекса РФ, на дату заключения договора аренды земли N 7 от 30.08.2010 N 04100100101, препятствует ли данный объект капитального строительства доступу к водному объекту неопределенному кругу лиц?
4) Относиться ли земельный участок с кадастровым номером 90:15:010109:237, к землям особо охраняемых природных территорий, в соответствии с нормами пункта 2 статьи 94, пункта 2 статьи 95, подпункта 1 пункта 1 статьи 97 Земельного Кодекса РФ, статей 8, 65 Водного кодекса РФ?
5) Находятся ли на земельном участке с кадастровым номером 90:15:010109:237 иные сооружения кроме климатопавильона, в том числе гидротехнические сооружения? В случае нахождения иных сооружений - указать их местоположение на схеме и назначение.
6) Является ли земельный участок с кадастровым номером 90:15:010109:237 искусственным пляжем?
7) Установить расстояние расположения земельного участка с кадастровым номером 90:15:010109:237 от его границ до уреза воды Черного моря.
8) Имеет ли место нарушение нормы границ уреза воды Черного моря, установленной законодательством России, границами земельного участка с кадастровым номером 90:15:010109:237? Если да, то могло ли данное нарушение образоваться за период с 22.03.2010 по настоящее время, из-за морской абразии (штормов) с уменьшением береговой зоны (при возможности установить вероятное расстояние исчезнувшей береговой линии)?
9) Имеется ли в настоящее время свободный проход к береговой зоне в месте расположения земельного участка с кадастровым номером 90:15:010109:237?
Согласно выводам экспертного заключения от 20.05.2022 N 24э, на дату принятия постановления Администрации города Алушты N 177 от 29.01.2018 "Об установлении повышающего коэффициента в отношении ООО "Акватехноспорт", земельный участок с кадастровым номером 90:15:010109:237 не находился в зонах с особой архитектурно-планировочной организацией территории, поэтому применения повышающего коэффициента к арендной плате в 1000 раз, не могло быть применено к арендатору земельного участка с кадастровым номером 90:15:010109:237 ООО "Акватехноспорт".
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное экспертное заключение, пришел к выводу, что оно соответствует требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, основанные на материалах дела.
Заключение эксперта в силу части 2 статьи 64 АПК РФ является одним из доказательств по делу и исследуется судом наряду с другими доказательствами.
Как верно установлено судом первой инстанции, после внесения изменений в Постановление Совета Министров Республики Крым от 11.09.2017 N 454 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" в части координат зон, Администрация города Алушты не приняла мер к отмене Постановления N 177 от 29.01.2018 и принятия нового ненормативного правового акта, в виду чего начисление арендных платежей, с применением повышающего коэффициента к арендной плате в 1000 раз, являлось незаконным.
В свою очередь ООО "Акватехноспорт" своевременно и в полном объеме оплачивало арендные платежи в соответствии с договором аренды земельного участка от 22.03.2010, что подтверждается платежными поручениями, находящимися в материалах дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации о взыскании задолженности по арендной плате.
Пунктом 42 Договора от 22.03.2010 и пунктом 9.1. Договора от 08.08.2016 предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора стороны несут ответственность в соответствии с законом.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора вследствие неисполнения другой стороной обязанностей, предусмотренных договором (пунктом 39 Договора от 22.03.2010).
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями (пункт 1 части 1 статьи 619 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Поскольку задолженность по внесению арендной платы отсутствует, оснований для расторжения Договора аренды от 22.03.2010, заключенного между Алуштинским городским советом и ООО "Акватехноспорт" в отношении земельного участка с кадастровым номером 0110300000:01:009:0388, площадью 0,0780 га, сроком на 49 лет для размещения пляжной зоны с оборудованием спасательного поста и строительства климатопавильона для оказания услуг отдыхающим и местным жителям, не имеется.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования Администрации о расторжении договор аренды земли удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного выше, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба подана государственным органом местного самоуправления, который в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2022 года по делу N А83-10459/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10459/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МТУ РОСИМУЩЕСТВА в РК и г. Севастополе
Ответчик: ООО "АКВАТЕХНОСПОРТ"
Третье лицо: АЛУШТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3790/19
12.09.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10459/18
22.11.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3790/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10459/18